И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола

I.Артикуляционная разминка. Проверка домашнего задания
Вернемся к стихотворению «Крестьянские дети».
Начнем с комментированного чтения начального и заключительного отрывков. Первый отрывок читают поочередно дети, у которых слабая техника чтения. Ученики, которые дома готовили комментарии, объясняют непонятные слова и выражения, например: вирши, чу, барин, у бар бороды не бывает — усы, вода с языка-то бежит, стволина двойная, замочки резные, так стаей с мякины летят воробьи.
— Какой приговор изрекли дети охотнику? Прочитайте этот отрывок. Что означает такой приговор?
Дети рассуждают о герое, разглядывают его, пытаются определить его социальную принадлежность: барин он, т. е. помещик, дворянин, или разночинец. Они обращают внимание на бороду (дети считают, что «у бар бороды не бывает — усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются.
Дети считают, что охотятся люди, чтобы добыть дичь и съесть ее. Они видят, что человек, заснувший в сарае, достаточно богат, чтобы охотиться ради пропитания, и может спокойно отдыхать, т. е. по мнению детишек, лежать на печи. Они видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, вероятно, с одним из крестьян их деревни, а «баре», по их мнению, никогда не будут дружно и свободно общаться с крестьянами. Поэтому гость — «не барин».
Затем аналогичную работу проводим с заключительным отрывком.
Словарная работа: серьезную мину, пожитки, дичина, обширная область собачьей науки, публика, когда разразиться грозе суждено, зрители дали стречка.
— Каким человеком вам представляется автор стихотворения? Объясните, почему вы так считаете.
Работу над стихотворением завершаем выразительным чтением. Для этого пригласим «на сцену» 9 человек (по количеству выделенных нами отрывков), предложим им встать по порядку следования отрывков, которые они готовили, и поочередно прочитаем стихотворение целиком.
Задача детей, которые не участвуют в чтении, — оценить выразительность чтения каждого участника для того, чтобы потом коллективно обсудить и выставить оценки.

II. И. С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности
— Какие произведения И. С. Тургенева вы изучали в начальной школе?
Дети уже читали одно из стихотворений в прозе.
Учитель показывает портрет Тургенева. Находим в справочном материале учебника очерк о доме в Спасском-Лутовинове (с. 303—305).
Ученики пересказывают статью, которую они читали дома. Учитель добавит, что И. С. Тургенев долгое время дружил с Н. А. Некрасовым. Оба писателя были страстными охотниками, часто делились друг с другом рассказами о своих охотничьих впечатлениях, хорошо знали жизнь русских крестьян.
В четырнадцать лет И. С. Тургенев сдал экзамены и стал студентом словесного отделения Московского университета. В 1852 г., будучи уже зрелым человеком, писатель издал сборник рассказов «Записки охотника». В нем повествовалось об охотнике, который описывает не только саму охоту, но и встречи с крестьянами, их жизнь и обычаи. Тургенев описывал крестьян с любовью и, по словам Белинского, заставлял читателей тоже полюбить своих героев. До Тургенева так проникновенно о крестьянах в русской литературе не писал никто.

III. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа
Беседа
Чтению и изучению рассказа мы посвящаем пять уроков, начнем их с введения в историко-культурный контекст времени. Для современных учеников бывает достаточно сложно вообразить, какой была жизнь полтора столетия назад. Сведения, которые они получают на уроках истории, не всегда дают возможность представить воочию жизнь и быт людей.
Скажем, что рассказ «Муму» написан в 1852 г., за девять лет до 1861 г., когда было отменено крепостное право. Запишем в тетради:

1852 год — рассказ «Муму».
1861 год — отмена крепостного права.

Что же такое крепостное право? Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.
Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.
— Что вы знаете о крепостных крестьянах?
Расскажем, что дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
Часто дворяне жили в принадлежащих им деревнях, но бывало так, что дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская семья жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, т. е. крепостные, жившие с хозяевами в городе.

Литература и изобразительное искусство
Рассмотрим репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в прошлом» (1889, ГТГ), которую учитель подготовит к уроку.
— Что мы видим на картине? Какие чувства вызывает эта картина?
Картина «Все в прошлом» является одним из лучших образцов жанровой живописи. Старуха-помещица доживает последние дни в избе, где когда-то, вероятно, жила прислуга. Старый двухэтажный помещичий дом с белыми колоннами заколочен и разрушается. Деревья старого парка сломаны ветром. Дорожки зарастают травой.
Помещица сидит в кресле, облокотившись на подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной подушечке, протертой от долгого употребления. На помещице надет белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака, рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей.
Простая баба в темном платке, черной рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом переднике с вязанием в руках сидит на ступеньке. Она заменяет старухе камеристку. Вся обстановка убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой. Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы.
Над головой старухи буйствует цветущая сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь движется вперед, и это ощущение жизни резко контрастирует с неподвижным, неживым лицом старухи и опустошенным лицом прислуживающей ей женщины, для которых уже ничего не осталось в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое.

Комментированное чтение
Читает рассказ И. С. Тургенева «Муму» учитель. На первом уроке читаем описание первого года жизни Герасима в Москве до слов: «Он не любил, чтобы к нему ходили» (с. 211).

IV. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола
— Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме?
— Что мы узнали о барыне?
В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.
— Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?
Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость — совсем мрачной.
— Как Герасим попал в Москву?
— Как описывает автор Герасима? Ответы подтверждайте цитатами.
Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения.
— Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?
Автор пишет:
«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»
По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.
— Что такое сравнение? (См. определение на с. 243 учебника.) Найдите сравнение в описании работы Герасима.
Сравнение: «...как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей».
— Как воспринимал Герасим свое новое житье?
— Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, по воле барыни оказавшегося в городе?
Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь». Эти сравнения помогают подчеркнуть его любовь к свободной жизни.
— Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы.
«...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
— Какие строки вызывают у вас смех?
«...Даже петухи при нем не смели драться, а то беда!»
— С кем еще сравнивает автор Герасима?
«...Он сам смахивал на степенного гусака».
— Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?
Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней.
«...Он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».
Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.
— Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы (см. определение на с. 243 учебника).

Гипербола — сильное преувеличение.

— Найдите примеры гипербол в тексте.
Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».
— Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?
Детям нравится сила Герасима, они отмечают его любовь к труду, к прочности и основательности, привычку к аккуратности.
Очень важный вопрос, который будет служить ключом к дальнейшему разговору:
— Какое положение занимал Герасим среди челяди? Как относился он к дворне?
«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих». Дальше мы будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых.
Домашнее задание
Прочитать до конца рассказ И. С. Тургенева «Муму».


История отношений Герасима и Татьяны

I.Артикуляционная разминка

II. История отношений Герасима и Татьяны
Комментированное чтение
Для работы над отрывком, посвященным этой теме (от слов: «Так прошел год...» (с. 211) — до слов: «...и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками» (с. 222)), мы предлагаем метод комментированного чтения.
Читает текст учитель, стараясь передать соответствующие эмоции и интонации. Выразительное чтение без комментариев этой части рассказа занимает около 30 минут. Хорошее чтение в классе стоит нескольких уроков анализа без чтения.
По ходу рассказа поясняем (при необходимости выписываем) незнакомые слова.
«Климов почитал себя... человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить...» — столицей России в то время был Петербург.
Передадим иронию в описании Гаврилы: «Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой, человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом».
«Женить-с», «можно-с», «хорошо-с» — так часто отвечали подчиненные своим начальникам, показывая им свою преданность.
— О чем говорит нам факт, что комната дворецкого Гаврилы «была почти вся загромождена коваными сундуками»?
В сундуках хранилось добро Гаврилы. Он был крепостным, но при этом был сравнительно с другими состоятельным человеком (как мы потом увидим, он часто воровал у барыни).
— Почему автор пишет о Татьяне, что «красота с нее очень скоро соскочила»?
«За обедом кастелянша...» — вся дворня обедала вместе.
При чтении передадим иронию:
«Правда, кастелянша, как только прибежала в девичью, тотчас упала в обморок и вообще так искусно действовала, что в тот же день довела до сведения барыни грубый поступок Герасима...»
Выпишем мнение Гаврилы о Герасиме:
«... все же он существо бессловесное...»
Дочитав до абзаца: «Появление Капитона прервало нить Гаврилиных размышлений», прервемся и подведем небольшие итоги тому, что мы узнали. Запишем на доске в столбик имена главных героев этой истории:

Герасим башмачник Капитон Климов прачка Татьяна дворецкий Гаврила

Читаем разговор Гаврилы с Капитоном. Очень важно точно передать интонации героев: от этого будет зависеть, насколько поймут дети не только смысл беседы, но и характеры дворецкого и башмачника.
Разговор Гаврилы с Татьяной вызывает у детей возмущение. Они спрашивают: «Почему никто не сказал барыне о том, что Герасим любит Татьяну и хочет на ней жениться? Почему никто не возмутился?» После обсуждения этого вопроса читаем эпизод «Заговор против Герасима».
— Почему Татьяна согласилась изображать пьяную?
— Как вы думаете, поверил ли Герасим тому, что Татьяна пьяна? Почему он толкнул ее к Капитону? Что он хотел этим сказать?
Герасим не поверил в то, что Татьяна пьяна. Он понял, что она таким образом решила отвратить его от себя, и толкнул ее к башмачнику, как бы говоря: «Со мной не надо хитрить. Уж если ты действительно не хочешь быть со мной, то я не буду принуждать тебя против воли. Иди к Капитону!»
«Он схватил ее за руку, помчал через весь двор и, войдя с ней в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону». В этой сцене мы видим, что все дворовые объединились против Герасима, против возможного проявления его собственной воли, защищая внезапное желание барыни.
— Как мы узнаем о переживаниях Герасима?
— Почему барыня решает женить Капитона на Татьяне? Что это: самодурство или каприз?
Каприз — это мелкая прихоть, причуда.
Самодурство — это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.
Поступки барыни говорят о ее неуважении к своим слугам. Она не считает их за людей, ее поведение можно назвать самодурством.

Домашнее задание
Разделим класс на три группы. Предложим каждой группе учеников выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев:
1) Гаврилы;
2) Капитона;
3) Татьяны.
На основе этих записей нужно составить рассказы об этих героях.
Перечитать рассказ со слов: «Все это происходило весною» (с. 222) — до слов: «...Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму» (с. 233).


Герасим и Муму

I.Артикуляционная разминка

II.Проверка домашнего задания
Ученики читают выписанные в тетрадь характеристики, рассказывают о героях, дополняют и оценивают работу друг друга.

Капитон Климов, башмачник

Капитон Климов, «пьяница горький», был башмачником у старой барыни. Тургенев пишет: «Климов почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж именно с горя». Когда Гаврила говорит ему, что он только хлеб даром ест, Капитон обиженно отвечает: «В этом случае, Гаврила Андреич, один мне судья: сам Господь Бог — и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем». Он заявляет, что он, «однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок». Он называет себя горемыкой. В женитьбе Капитон видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну. Через год после женитьбы Капитон совсем спился и был вместе с женой отправлен барыней в деревню.

Гаврила, дворецкий

Гаврила — главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом». Комната у него загромождена коваными сундуками с добром. В разговоре с барыней, он постоянно говорит на : женить-с, можно-с, хорошо-с, конечно-с, угодно-с. Когда Гаврила разговаривает с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет . Он готов выполнять все желания барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам вместе со старшей компаньонкой Любовью Любимовной ворует у барыни чай, сахар и прочую бакалею.

Татьяна, прачка

Татьяна, молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое белье. У нее не было никакой родни, кроме дядей, которые жили в деревне, и ее все унижали и заваливали работой. Тургенев пишет:
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни».
Мы читали отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос», посвященный русской женщине. По мнению Некрасова, женщина по-настоящему красива тогда, когда ее красота соединяется с чувством гордости и самоуважения. Татьяну с детства заставляли работать за двоих, у нее не было гордости, не было уверенности в себе, и поэтому красота скоро с нее «соскочила».
Герасим был немой от рождения, но он не был безответным, у него было чувство собственного достоинства. Татьяна была безответная, она никогда ни с кем не говорила, была нема как личность. Герасим хотел кому-то помогать, кого-то защищать и увидел, что Татьяна нуждается в защите. Он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни.
Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли Татьяна Капитона. Дворецкий заставил Татьяну изобразить пьяную. Герасим пьяных не любил и толкнул Татьяну прямо к Капитону. Через год после свадьбы Капитон спился, и его вместе с женой отправили в деревню. Татьяна на прощание поцеловалась по-христиански с Герасимом. Это был единственный человек в ее жизни, который жалел ее и заботился о ней.

III. Герасим и Муму
Учимся составлять план и выделять границы эпизодов. Учитель продолжает выразительное чтение рассказа (он должен полностью прозвучать на уроках), останавливаясь в нужных местах, чтобы обозначить границы эпизода, просит учеников предлагать варианты названия эпизода.

Пример плана рассказа
1. Неожиданная находка.
От слов: «Все это происходило весною...» (с. 222).
2. «Ладная собачка испанской породы».
От слов: «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком...» (с. 224).
3. Муму и барыня.
От слов: «Так прошел еще год» (с. 225).
4. Приказ барыни.
От слов: «До самого вечера барыня была не в духе...» (с. 228).
5. Муму возвращается.
От слов: «Впрочем, его беспокойство было напрасно...» (с. 230).
6. Ночной переполох.
От слов: «Герасим уже прежде догадался...» (с. 231).
На этом уроке чтение заканчиваем словами: «...Герасим лежал, весь бледный, на своей кровати и сильно сжимал пасть Муму».
Обратим внимание учеников, что Герасим не побоялся уйти на поиски собаки, хотя это было нарушением порядка: дворовые не могли уходить из дома и оставлять работу без особого распоряжения хозяина.

Домашнее задание
Закончить составление плана.
Выписать из всего текста рассказа имена и должности всей челяди.

«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню

I.Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки проверяем домашнее задание: ученики читают последние пункты плана.
7. Осада каморки Герасима.
8. Прощание с Муму.
9. Возвращение на родину.

II. «Многочисленная дворня»
Задание выписать из текста рассказа имена и должности всей челяди побудит ученика заново перечитать рассказ, поможет в беседе на уроке полнее выявить главную мысль рассказа. Записывая под диктовку учеников на доске имена и должности дворовых, предложим детям проверить и дополнить записи в своих тетрадях, обратим внимание на правописание редких имен и слов, зададим ученикам вопросы, которые помогут охарактеризовать героев.

Галерея дворовых

1. Дворник Герасим.
2. Прачка Татьяна.
3. Башмачник Капитон Климов.
4. Дворецкий Гаврила Андреич.
5. Устинья Федоровна, жена дворецкого Гаврилы.
6. Лакей Степан.
Лакей — 1) слуга; 2) раболепный приспешник, подхалим.
7. Харитон, лекарь для госпожи.
8. Буфетчик дядя Хвост.
9. Форейтор Антипка.
Форейтор — кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом, т. е. гуськом.
10. Кучер Потап.
11. Садовник Ерошка.
12. Любовь Любимовна, старшая компаньонка барыни.
Компаньонка — женщина, которую нанимали в барские дома для развлечений, сопровождения куда-либо дам или девиц.
13. Компаньонка на случай бессонницы.
14. Приживалки.
Приживалка — бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.
15. Кастелянша.
Кастелянша — служанка, заведующая хранением и выдачей белья.
16. Шорник.
Шорник — мастер, изготавливающий ременную упряжь и некоторые другие изделия из кожи.
17. Швеи, столяры, портные, прачки, портнихи.
— Кого мы можем особо выделить из дворовых людей?
О Татьяне и Капитоне мы подробно говорили на предыдущем уроке. Выделим еще раз Гаврилу и лакея Степана: первый думает о том, как бы выполнить приказание барыни, при этом соблюсти свою выгоду и не потерять своего положения, второй просто бездумно исполняет приказы барыни и распоряжения дворецкого.
— Появление кого из слуг вызывает у читателей улыбку, смех?
Обратим внимание на второстепенный, казалось бы, образ: это буфетчик дядя Хвост, «к которому все с почтением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да: да, да, да». Его зовут на совет, когда решают, как женить Татьяну и Капитона. Когда надо было отнять у Герасима Муму, буфетчик глядел из окна «и распоряжался, то есть только так руками разводил». Когда Герасим распахнул дверь, дядя Хвост запер окно, когда Герасим захлопнул дверь, дядя Хвост отпер окно. В конце рассказа дядя Хвост урезонивает Гаврилу, сказав ему: «Ну-у!» В русском языке есть слово «прихвостень». Тургенев не зря дает этому герою прозвище «дядя Хвост». Этим он подчеркивает, что у буфетчика нет собственного мнения, его поступки полностью зависят от команды тех, кто стоит выше него.
— Каковы основные качества, объединяющие почти всех этих людей?
Отсутствие чувства собственного достоинства, трусость, лень, желание выслужиться, страх наказания — все это черты, которые рождены в человеке отношениями барства и рабства. Раб, который смирился со своим положением человека без чувств и воли, теряет чувство собственного достоинства, уважение к себе и к людям. Рабство лишает раба способности к состраданию.

III. Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню
На четвертом уроке по изучению рассказа «Муму» мы подходим к важнейшему эпизоду рассказа — эпизоду, который условно можно назвать «Осада каморки Герасима». Динамичный, богато интонированный кульминационный эпизод должен без комментариев прочитать учитель.
Затем отметим манеру поведения, которую выбрала барыня («...она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей...»), и другие детали, которыми автор характеризует героев:
— трусость Гаврилы («...впереди выступал Гаврила, придерживая рукою картуз, хотя ветру не было...») и его попытки не уронить свой авторитет («Смотри, брат, — промолвил он, — у меня не озорничай!»);
— участие в «операции» дяди Хвоста;
— услужливость Степана («И Степан вскарабкался наверх, взял палку, просунул внутрь армяк и начал болтать в отверстии палкой, приговаривая: „Выходи, выходи!“»).
Еще раз прочитаем абзац: «Герасим неподвижно стоял на пороге...», подчеркнем развитие противопоставления: в первый год своей жизни в городе Герасим относился к дворовым как к своим — сейчас он, великан в «красной крестьянской рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах».
Слово немец буквально означает немой: первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умели говорить по-русски. Немой Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой.
Отметим реплику Степана: «...он сделает, коли обещал. Уж он такой... Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то что наш брат. Что правда, то правда. Да».
Учитель читает эпизоды прощания Герасима с Муму и возвращения Герасима в деревню.
— Какие выражения были вам не совсем понятны?
Поясним, что значит выражение «такого необыкновенного леща мне в становую жилу поднес» и слова, данные в сносках.
Становая жила — середина спины.
Поднести (дать) леща — сильно ударить.
Главный вопрос, который возникает в сознании детей: почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? Детям трудно понять, что несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.
Итак, когда Герасим шел топить Муму, он еще не думал уходить из города, от барыни и ее «людишек» в деревню, где он когда-то чувствовал себя свободным. Прощание с единственным любимым существом разорвало оковы внутреннего рабства, Герасим «прибежал в свою каморку, проворно уложил кое-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо, да и был таков».

IV.Выразительное чтение отрывка из рассказа
Работаем над чтением отрывка от слов: «А между тем в ту самую пору...» (с. 240) — до слов: «...между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...» (с. 241).
Непросто передать при чтении поэтичность описания летней ночи (от слов: «Только что наступившая летняя ночь...»): длинное предложение, в котором противопоставлены светлая и темная части неба, сменяется двумя короткими, словно бы задающими тональность, а затем Тургенев использует предложение-период из ста трех слов. Отметим в этом предложении необходимые паузы, выделим слова, на которые падает логическое ударение, и прочитаем так, чтобы передать певучесть тургеневского слога.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа от слов: «А между тем в ту самую пору...» (с. 240) — до слов: «...между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...» (с. 241).


Духовные и нравственные качества Герасима — сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства

Урок развития речи

Сочинение по рассказу «Муму» — это первое сочинение по литературному произведению. При определении темы сочинения не стоит акцентировать внимание на вопросе о прототипах литературных героев и ставить вопрос: «Почему Тургенев изменил финал реальной истории?», уводящий нас от текста художественного произведения. Мы считаем, что такая постановка вопроса смещает фокус внимания от наблюдения за словом и мыслью автора в область интерпретаций, доступную только квалифицированным литературоведам. Без должной квалификации рассуждение о таких проблемах превратится в досужие домыслы. Процесс литературного творчества и проблема соотношения персонажей и их прототипов — это особая проблема литературоведения, не допускающая профанации.
Подготовка к сочинению
Определим тему сочинения так: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“». Объединим урок литературы с уроком русского языка. На первом уроке подготовимся к сочинению и начнем писать, на втором уроке закончим работу.
Вместе с учениками постараемся продумать логику изложения, составляя и записывая сложный план.
Пример сложного плана сочинения
I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?
II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».
1. Кто такой Герасим?
2. Как он выглядит?
3. Какие поступки совершает?
4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?
Записав план на доске и в тетрадях, обсудим каждый пункт плана. При работе над вопросом: «Как выглядит Герасим?» — можно обратиться к иллюстрациям, данным в учебнике.
Обсудим качества характера, которые проявляет Герасим, и запишем на доске и в тетрадях слова, обозначающие эти качества, проведем с ними словарную работу.
Сила, трудолюбие, аккуратность, надежность, ответственность, умение держать слово, честность в поступках, чувство собственного достоинства, способность любить, сострадание, великодушие, чуткость.
Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу.
Домашнее задание
На усмотрение учителя: если сочинение писалось в классе (на уроках, включая урок русского языка), то можно задать тем, кто не отвечал устно, выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору...»; если сочинение дети только начали писать в классе, то задано будет закончить его дома.

Наши рекомендации