Падение российской империи
Цель и задачи семинарского занятия:
Выделить причины и результаты Первой мировой войны. Охарактеризовать революционную ситуацию накануне февраля и октября 1917 г. Выяснить причины и характер крушения Российской империи. Составить и обсудить политические портреты основных деятелей периода. Сформировать объективный взгляд на альтернативы политического развития страны в 1917 г. Проанализировать первые мероприятия Советской власти.
План семинарского занятия:
1. Первая мировая война:
1.1. причины европейской конфронтации накануне Первой мировой войны;
1.2. ход, основные сражения, итоги и последствия войны.
2. Февральская революция 1917 г. Причины, движущие силы, оценки.
3. Сущность двоевластия. Политические кризисы от Февраля к Октябрю 1917 г.
4. Октябрьская революция 1917 г.
4.1. ход революции. Октябрьская революция или Октябрьский переворот?
4.2. первые декреты Советской власти. Выход России из Первой Мировой войны;
4.3. первая реакция российского и мирового сообщества на Октябрьские события: оценки современников.
Темы докладов и сообщений:
1. А.Ф. Керенский – исторический портрет.
2. Л.Г. Корнилов: судьба офицера – судьба страны.
3. В.И. Ленин – исторический портрет.
Рекомендованные материалы по теме:
1. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.
2. Верт Н. История Советского государства. 1900 — 1991. М., 1992.
3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
4. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
5. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
6. Исупов В. А., Кузнецов И. С. История России с 1917 г. до наших дней. Новосибирск, изд-во НГУ, 1996.
7. Карр Э. Х. Русская революция от Ленина до Сталина 1917 — 1929 гг. М., 1990.
8. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.
9. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
10. http://sovetika.ru – Сайт о советской эпохе.
11. http://militera.lib.ru/ – Военная литература.
12. http://sovietera.net/–Сайт о СССР.
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определения понятиям: Антанта, Тройственный союз, контрибуции, аннексия, сепаратный мир, двоевластие, революция, переворот, декрет, диктатура, республика.
2. Дайте краткую характеристику историческим личностям: Великий князь Николай Николаевич (младший), А.А. Брусилов, Г.Е. Львов, А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Л.Г. Корнилов, А.П. Милюков.
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):
1. Последовательность исторических событий:
а: Первая Мировая война
б: Крымская война
в: Русско-японская война
г: Отечественная война с Наполеоном
2. Поводом к началу Первой мировой войны послужили (-о):
а: противоречия между Россией и Германией
б: русско-австрийские противоречия на Балканах
в: конфликт на границе Германии с Польшей
г: убийство наследника австро-венгерского престола
3. Хронологические рамки Первой мировой войны:
а: 1853 – 1856 гг.
б: 1904 – 1905 гг.
в: 1914 – 1918 гг.
г: 1939 – 1945 гг.
4. Россия в годы Первой мировой войны входила в состав военного блока:
а: Четверной союз
б: Антанта
в: Антикоминтерновский пакт
г: Тройственный союз
5. Последний русский царь из династии Романовых:
а: Александр II
б: Михаил Александрович
в: Николай Николаевич
г: Алексей Николаевич
6. Апрельский кризис Временного правительства вызван:
а: Отклонением проекта о введении 8-часового рабочего дня
б: Провозглашением России парламентской республикой
в: Нотой правительства о "продолжении войны до победного конца"
г: Перенесением выборов в Учредительное собрание
7. «Двоевластие», возникшее в дни Февральской революции 1917 г., означало наличие власти в руках:
а: Солдатских комитетов и командования армии
б: Государственной думы и царя
в: Земств и губернаторов
г: Временного правительства и советов рабочих депутатов
8. Последствия Февральской революции:
а: разрешение национальным регионам выходить из состава России
б: выход России из Первой Мировой войны
в: получение крестьянами помещичьей земли
г: приобретение Россией политических свобод
9. Последним главой Временного правительства был:
а: В.И. Ленин
б: А.Ф. Керенский
в: Николай II
г: П.А. Столыпин
10. Вдохновитель и организатор вооруженного восстания в Петрограде 25 октября 1917 г., лидер партии РСДРП (б) ____________________
11. В Октябре 1917 г. II съездом рабочих и солдатских депутатов был(о, а):
а: принята Конституция страны
б: приняты Декреты о Земле и Мире
в: избран президент страны
г: провозглашена политика индустриализации
12. Автором Декрета о мире, принятом на II Всероссийском Съезде советов в 1917 г. является:
а: В. Ленин
б: Л. Мартов
в: В. Вильсон
г: Л. Троцкий
13. Организация, созданная для борьбы с саботажем и контрреволюцией в декабре 1917 г.:
а: Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)
б: Комитет государственной безопасности (КГБ)
в: Федеральная служба безопасности (ФСБ).
г: III отделение охранки
14. Помещичья собственность на землю была ликвидирована:
а: Декретом о земле в октябре 1917 г.
б: в ходе столыпинских реформ в 1906 – 1907 гг.
в: после Февраля 1917 г.
г: в период коллективизации 30-х гг.
15. Последовательность исторических событий начала XX в.:
а: Февральская революция
б: Столыпинская аграрная реформа
в: Первая мировая война
г: Первая русская революция
Семинар 12.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ.