Контрольно-тестовые задания к части I
1. Дайте определение термину «средневековье». (Правильный ответ оценивается 2 баллами)
2. Назовите причины великого переселения народов. (2балла)
3. Дайте определение термину «притча». (2балла)
4. Что такое «Золотая легенда»? (2балла)
5. Какими признаками характеризуется жанр исповеди? (2балла)
6. Кто такие гунны и чем прославился их предводитель? (2балла)
7. К какому жанру причисляют «Утешение философией» Боэция? (2балла)
8. Какую роль сыграли монастыри в эпоху раннего средневековья? (2балла)
9. Что означает термин «психологизм»? (2балла)
10. Что означает термин «аллегория»? (2балла)
11. Кто в античности сыграл решающую роль в принятии христианства? (2балла)
12. Какую роль играет рассказ о детстве Августина в «Исповеди»? (2балла)
13. Как называются прием, который использует Боэций, когда изображает свою утешительницу философию? (2балла)
14. С какого события начинается действие «Исповеди» Августина? (2балла)
15. Как завершается «Исповедь» Августина? (2балла)
Нормы оценки. Набравшие от 15 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 14 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.
Литература к части I
Баткин Л.М. «Не мечтайте о себе» / Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Российск. Гос. Гумат. Ун-т, 2000. С. 61-231.
Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
Рабинович В. Урок Августина: жизнь – текст. Урок Абеляра: текст – жизнь. /Августин Аврелий Исповедь Петр Абеляр История моих бедствий. М.,1992. С.224-258; 296-324.
Часть I I АРХАИЧЕСКИЙ ЭПОС
При изучении данного модуля студенты должны овладеть знаниями уникального литературного феномена – архаического эпоса раннего средневековья. Для достижения поставленной задачи необходимо не только прочитать программные тексты и разобраться в 2-х мифологических системах (кельтской и скандинавской), изучить лекции, которые помогут при подготовке к зачету, но уделять достаточное время рекомендуемой самостоятельной работе – конспектированию монографий, подготовке докладов и рефератов.
Архаическая форма эпоса сложилась задолго до государственного объединения народов. В основе ее лежали мифологические представления о мире, а главный персонаж совмещал черты первопредка, культурного героя и даже плута - трикстера. Примером такого синтеза может служить Один – верховный бог скандинавов, создатель мира, покровитель воинов, нередко сеющий распри. Биография героя архаического эпоса слагается, как правило, из определенного набора мотивов: необыкновенное деяние в раннем возрасте, ученичество у достойных, сватовство, связанное с испытанием смекалки и мужества, добывание чудесных предметов (волшебного меча, плаща-невидимки и т.п.), клятва побратимства, а впоследствии ее нарушение. Многие из этих мотивов отражают различные стадии распространенного обряда инициации воинов. Однако магистральный сюжет архаического эпоса - это рассказ о совершении героем подвигов, необходимых для защиты своего племени, личного обогащения или осуществления мести, причем его противники часто имеют вид хтонических чудовищ (драконы, змеи, волки и т. д.). Спасая мир от зла, герой часто гибнет сам, но его смерть – последний штрих героической биографии, последнее испытание, которое он достойно проходит, утверждая бессмертие непреходящих ценностей и собственной славы. Другой возможный вариант сюжета, который приводит героя к смерти,- совершение им недостойного поступка, а также мотив рокового золота. В архаическом эпосе народов Северной Европы эти мотивы часто переплетаются друг с другом. Так, например, для того, чтобы заполучить клад Сигурда, Гунар нарушает клятву побратимства и убивает героя, а затем гибнет сам, став жертвой коварства следующего охотника за сокровищами. Как справедливо отмечает Гуревич А.Я., «героический эпос германцев пронизан пафосом смерти, постигающей его героев» (1,11).
Итак, в основе архаического эпоса лежит миф, активно взаимодействующий с различными ритуальными и обрядовыми действиями, который в эпоху общинно-родового строя, когда и создавался архаический эпос, был единственным критерием оценки происходящих событий и действий людей.
В архаическом эпосе выделяется несколько жанровых модификаций: поэма или песнь («Беовульф», песни «Старшей Эдды») и исландские саги, в отличие от других памятников этой эпохи, написанные прозой.
Для изучения данной темы предлагаются следующие художественные тексты: ирландские саги («Недуг уладов», «Изгнание сыновей Уснеха», «Рождение Кухулина», «Сватовство к Эмер», «Похищение быка из Куальнге», «Болезнь Кухулина», «Смерть Кухулина»); исландские саги («Сага о Гисли», «Сага о Греттире», «Сага о Гунлауге Змеином Языке»); скандинавский эпос («Старшая Эдда»); англо-саксонский эпос («Беовульф»).