Контрольно-тестовые задания к части V

1. Дайте определение средневековому хронотопу (по Бахтину).

(Правильный ответ оценивается 2 баллами)

2. Как в рыцарском романе реализуется мотив испытания героя? (2балла)

3. Назовите ведущие мотивы рыцарского романа? (2балла)

4. Что такое Святой Грааль? (2балла)

5. Почему Гете называл роман «Парсифаль» Эшенбаха «романом воспитания»? (2балла)

6. Можно ли назвать роман «Парсифаль» Эшенбаха «романом-утопией»? (2балла)

7. Какими признаками характеризуется цикл романов круглого стола? (2балла)

8. Какими признаками характеризуется романы византийского цикла? (2балла)

9. В каком качестве в одном из романов Кретьена де Труа фигурирует лев? (2балла)

10. Кто из средневековых романистов определил героиню как «жену, подругу, даму»? (2балла)

Нормы оценки. Набравшие от 10 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 9 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.

Литература к модулю IY

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Косиков Г.К. К теории романа./ Проблема жанра в литературе Средневековья «Наследие», 1994, с.45-87.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде. /Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1994, с.88-107.

Чавчанидзе Д.Л. Два романа штауфенской классики. / Проблема жанра в литературе Средневековья М., 1994, с. 102-141.

Художественные тексты

1. Беруль .Роман о Тристане

2. Томас Мэлори. Смерть Артура

3. Окассен и Николет

4. Готффрид Страсбурский Тристан

5. Тома Роман о Тристане 1976.

6. Кретьен де Труа Эрик и Энида; Ивейн или Рыцарь со львом

7. Вольфрам фон Эшенбах Парсифаль

8. Фламенка

Темы докладов

1. Система топосов в рыцарском романе.

2. Пейзаж и его функция в рыцарском романе.

3. Хронотоп рыцарского романа и его отличие от античного романа.

4. Концепция личности в рыцарском романе и способы ее изображения.

5. Аллегория и ее роль в романе «Фламенка».

6. Сюжет Грааля в рыцарском романе. «Парсифаль».

Часть V ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Феномен города в эпоху средневековья формирует уникальные явления (появление университетов, развитие готической архитектуры), в числе которых особую роль играют литературные памятники.

Европейское театральное искусство формируется под влиянием двух взаимоисключающих тенденций: народного обрядового искусства и театрализованной мессы. С 1Х века в католических храмах существовавшее пасхальное чтение текстов о погребении и воскресении Иисуса Христа сопровождается демонстрацией этого события при участии певческого дуэта двух полухорий. Самой ранней литургической драмой считается сцена Марий, пришедших к гробу Христа. В ней уже присутствует сочетание диалога с хоровым пением. Постепенно в литургическую драму, основанную на сакральных текстах, проникает бытовые мотивы и бытовая трактовка религиозных персонажей.

В Х11 – Х111вв возникает новый вариант уже существующего действа – литургическая драма на паперти. Наполненность самыми разнообразными темами и образами привела к тому, что литургическая драма теряет свой существенный признак – неразрывную связь с церковным календарем и устраивается в шумные ярмарочные дни. Но, пожалуй, самым известн6ым типом религиозного действа была мистерия,рассказывающая подробно, красочно и обстоятельно о жизни Христа. Она начиналась с трогательных сцен жизни пастухов или волхвов, чтобы, не пропуская ни одного значительного эпизода, дойти до кульминационного напряжения Голгофы и разрешиться вознесением Иисуса. Позже появились пьесы, повествующие о жизненном пути богоматери и апостолов. Каждый библейский сюжет, мотив, иногда даже фраза проигрывались на подмостках средневекового театра, они разворачивались порой в обширный сценический эпизод, передававшийся средствами пантомимы или диалога. Мистериальное действие отличалось значительной протяженностью и могло длиться несколько дней.

Другой пьесой нарелигиозную тему, заимствовавшей сюжет из житийной литературы, в основе которого чаще всего был рассказ о чуде, совершенном святыми, был миракль. В этом драматургическом жанре присутствует интрига (например, в «Миракле о Теофиле» герой совершает сделку с дьяволом) и запрограммированное действие, подчиненное непреложному закону: в финале герой одумается и восславит Бога.

К Х111 веку относится появление сатирических сценок-диалогов, выводящих на подмостки представителей тех или других сословий. И хотя такие произведения пользовались успехом у зрителей, они не обладали напряженной интригой и были лишены действия. Однако такие «сказы» и «споры» многое сделали для подготовки комического театра: в них отрабатывались приемы речевой характеристики, возникали типы-маски. Все это содействовало появлению пьес дидактико-аллегорического характера, так называемых моралите, остросатирических пьесок – соти и собственно фарсов. В Германии и Австрии аналогом французского фарса был шванк. Существует мнение, что эти комические пьесы вычленились из мистерий. Среди торжественных сцен, посвященных деяниям Христа, встречалось немало комических, которые изображали шумных и ссорившихся торговцев, потасовку жадных солдат, делящих скудную одежду Христа. Эти живые, динамичные сцены, выросшие на библейском материале, но порой далеко от него ушедшие, начиняли, прослаивали возвышенно-одухотворенное действие мистерии. Именно сценки, согласно распространенному мнению, преобразовывались в фарсы. Эта теория подкрепляется данными этимологии: слово «фарс» означает не что иное, как «фарш», «начинку». В текстах мистерий нередко делались пометки, что в данном месте следует вставить фарсовую пьеску. Особое влияние оказала на фарс народная карнавальная культура с ее раскованными аллегориями и озорными травестии. Однако важно подчеркнуть, что сам фарс чужд карнавализации, в отличие от соти, который намеренно травестировал действительность, показывал ее в нарочито оглупленном, вывернутом наизнанку виде. Соти исполнялись актерами особого амплуа – шутами и шутихами (или «дураками» и «дурами»), носившими специальную одежду с непременным колпаком с бубенчиками. Дифференциации между исполнителями соти не было, они олицетворяли не живых людей, не сословные или профессиональные типы, а социальные институты: рыцарство, королевскую власть, папский Рим. Сатира в пьесах этого жанра бывала обычно социальной и даже ярко политической. Потому-то все запрещения, которые обрушивались на театральные объединения того времени, и аресты актеров происходили из-за слишком смелых намеков и иносказаний как раз в соти.

Аллегория как художественный прием, предполагающий изображение абстрактной идеи в виде конкретного, чувственного образа, применялась практически во всех жанрах средневековой литературы. В сочетании с другими литературными средствами ее можно обнаружить в повествовательных произведениях, в драме и лирике эпохи. Аллегория определяет художественную структуру таких жанров, как словопрение, видения, притчи, моралите, является важной составляющей поэмы («Повесть о Петре-пахаре») и романа («Роман о Розе»).

Как известно, природа аллегории уходит своими корнями в философию античности. Идеи Платона, сохраненные и развитые Академией, были переданы христианству неоплатониками; кроме того, восприятия окружающего мира как иносказания высшего бытия в средние века опиралось на авторитет Нового завета. Апостол Павел в Послании к римлянам утверждал, что Бога можно познать, созерцая созданный им мир, « ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассмотрение творений видимы». Аллегорико-символическое восприятие мира позволяло рассматривать Вселенную как книгу для чтения или картину, являющуюся своеобразным зеркалом, в котором можно увидеть, прочитать истинное изображение жизни и смерти, положения и судьбы человека. Согласно Платону, любой предмет окружающего мира – бледное подобие, слепок бессмертной идеи, инобытия. Августин писал: «Теперь посмотрим, как далеко может доходить разум на пути от видимого к невидимому и от временного к вечному…». Согласно Августину, созерцание красоты мира приносит интеллектуальное удовольствие благодаря необходимости расшифровать ее смысл. Постепенно складывалась разветвленная система соответствий между явлениями эмпирической действительности и высшими потусторонними реалиями. В трудах отцов церкви содержится указатель образов, которые считались иносказательными: благоуханье – аллегория добродетели богородицы; вода – благодати и т. д.

Итак, культура Средневековья построена во многом на стремлении растолковать ту истину бытия, которая содержалась в священных книгах. Именно использование аллегории стало ключом для проникновения в тайну, поэтому прием был взят на вооружение многими жанрами: моралите, притчами, романами, видениями. Аллегорическая литература создала особый художественный универсум, все элементы которого (пространственно-временная организация, система персонажей и т.д.) конструировались логически для выражения какой-либо истины. Подобное структурирование художественного мира отнюдь не исключало изображения жизненной эмпирики, но именно это неповторимое сочетание рационализма и трансцендентности, узнаваемых реалий окружающего мира и неповторимость идеала, передаваемого из поколения в поколение, - отличительная черта аллегорической литературы.

Наши рекомендации