Вводно-организационный
Лечебный факультет
Кафедра социально-исторических наук
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ВЫВПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
По дисциплине
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Индекс С1.Б.2
Направление подготовки (специальности) 31.05.01 Лечебное дело
Квалификация (степень) «Специалист»
Нормативный срок освоения ОП – 6 лет
Курс – 1
Семестр – 1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...................4
- Учебно-тематический план ……………………………………………................6
- Планы семинарских занятий …………………………….…………………….…7
Семинар 1. Вводно-организационный…………………………………………..7
Семинар 2. Введение в историю отечества. Методология истории.
Историография истории Отечества………………………..............7
Семинар 3. Эпоха Киевской Руси. Образование первой формы
древнерусского государства……………………………………....10
Семинар 4. Политическая раздробленность Руси. Образование
централизованного государства…………………………………..14
Семинар 5. Россия в период царствования Ивана Грозного. Смутное
время…………………………………………………………………18
Семинар 6. Модернизация страны в Новое время и образование
Российской империи. Реформы Петра I…………………………..22
Семинар 7. Эпоха дворцовых переворотов. «Просвещенный
абсолютизм» Екатерины II………………………………………...27
Семинар 8. Россия в первой половине ХIХ веке. Кризис самодержавия
и попытки выхода из него…………………………………………31
Семинар 9. Россия во второй половине XIX века…………………………….34
Семинар 10. Россия на рубеже веков (XIX-XX вв.). Политические
альтернативы самодержавию…………………………………….37
Семинар 11. Падение российской империи…………………………………...40
Семинар 12. Гражданская война в России. Становление советской
власти……………………………………………………………….42
Семинар 13. СССР, Запад и мир в 30-е годы ХХ века……………………....45
Семинар 14. СССР во второй мировой войне и первые послевоенные
годы…………………………………………………………………47
Семинар 15-16. Социально-экономические преобразования в стране в
1950 – 1970-х гг.: от «оттепели» к «застою»…………………….50
Семинар 17. Россия на рубеже ХХ – ХХI веков: от перестройки
к смене политической системы……………………………………53
Семинар 18. Зачетное занятие…………………………………………………..56
- Примерные вопросы к зачету ………………………………………................ 56
- Рекомендации к подготовке докладов …………………………...…………….58
- Рекомендации к составлению исторического портрета………………........…59
- Рекомендации для подготовки к зачету ………………….……………….…...59
- Список основной и дополнительной литературы …………………..………...61
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «История Отечества» является обязательной в высших учебных заведениях России. По федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ВПО) она относится к гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, обеспечивая логическую связь между специальными и гуманитарными науками в формировании целостного и системного знания о государстве, его прошлом и настоящем.
В процессе изучения дисциплины «История Отечества» формируются основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу. Понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебными дисциплинами «История».
В результате освоения учебной дисциплины «История Отечества» по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 Лечебное дело,квалификация (степень) «Специалист» студенты должны обладать следующими компетенциями:
ОК-1 - Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, … в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
ОК-3 - Способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; …
ОК-5 -Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов …
После освоения учебной дисциплины «История Отечества» студент должен обладать следующими знаниями, умениями и владениями:
Знать:
Зн. 1 -…формы и методы научного познания, их эволюцию.
Зн. 2. - основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества в современном мире…
Зн. 10 –принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов.
Уметь:
Ум. 1 – грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.
Владеть:
Вл. 1 - навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
Цель дисциплины «История Отечества» –способствоватьрасширению и углублению знания студентов в области Отечественной и мировой истории; развитию аналитического мышления, навыков публичных выступлений и дискуссий; формированию патриотизма и гражданственности.
Отсюда вытекают задачи, стоящие перед дисциплиной:
1. углубление и систематизация исторических знаний;
2. формирование аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними;
3. обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории.
4. подготовка студентов к личностной ориентации в современном мире, к свободному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;
Организация учебной деятельности студентовпо дисциплине «История Отечества» осуществляется в следующих формах:
Количество зачетных единиц по учебному плану – 3, всего часов – 108 аудиторных часов – 72, самостоятельная работа – 36.
Аудиторная работа составляет 67 % от общей трудоемкости и включает в себя:
¾ лекционные занятия под руководством преподавателя, включающие освоение теоретического материала по дисциплине.
¾ групповые семинарские занятия под руководством преподавателя, включающие аудиторную самостоятельную работу студентов по заданию (под контролем) преподавателя;
Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов составляет 33 % и включает в себя:
¾ написание рецензии на научную статью по истории.
¾ подготовка к семинарским занятиям по вопросам плана (конспектирование),
¾ индивидуальные (групповые) консультации, собеседование,
¾ прием отработок пропущенных занятий преподавателями кафедры социально-исторических наук.
Основные формы контроля по дисциплине «История Отечества»: входное тестирование, рубежное тестирование, итоговое тестирование (тестирование ФЭПО), выполнение задания для самостоятельной работы к семинарским занятиям, рецензирование научной статьи по проблемам истории России, зачет.
В процессе изучения дисциплины «История Отечества» используются учебно-методические пособия, разработанные на кафедре социально-исторических наук НГМУ. Лекции и семинары проводятся с использованием мультимедийного оборудования, презентаций, видеофильмов. Методический кабинет кафедры укомплектован современной литературой и первоисточниками по дисциплине и имеет рабочие места для студентов, оснащенные компьютером с доступом к базам данных и сети Интернет.
1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
№ | Наименование разделов и тем (или другая структура дисциплины с обязательным указанием трудоемкости учебных занятий/часов) | Всего часов | Из них: | ||
Л | С | СРС | |||
1. | Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Исторические источники | ||||
2. | Тема 2.Особенности становления государственности в России и мире. Киевская Русь до XIII в. | ||||
3. | Тема 3.Русские земли в XIII-XVII в. Московское государство. | ||||
4. | Тема 4.Российский абсолютизм XVIII в. и попытки модернизации страны. Эпоха «просвещенного абсолютизма». | ||||
5. | Тема 5.Россия в XIX в. Кризис самодержавия и попытки выхода из него. Начало освободительного движения. | ||||
6. | Тема 6.Россия на рубеже веков (XIX-XX вв.). Политические альтернативы самодержавию. | ||||
7. | Тема 7.Падение Российской империи. Первые реформы советской власти. Приход Сталина к власти. СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войнах (1939 – 1945 гг.). | ||||
8. | Тема 8. Авторитарный режим в СССР в послевоенные годы – от попыток либерализации страны ( 50 – 60 годы) к периоду застоя в 70 – 80 годы. | ||||
9. | Тема 9.Россияи мир в период «перестройки». Смена политической системы (80 – 90). Пути демократизации современной России. | ||||
Итого часов |
Примечание:
Л- лекции, С- семинары, СРС- самостоятельная работа студента
Семинар – 3 аудиторных часа.
2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1.
ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
(Одно семинарское занятие)
Цели и задачи семинарского занятия:
Определить специфику истории как науки, ее предмет и задачи. Рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по дисциплине, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий на научную статью к зачету (экзамену). Ознакомить студентов с видами деятельности на семинарских занятиях, формами текущего и итогового контроля, а также балльно-рейтинговой системой оценки знаний. Выполнить форму входного контроля в виде тестовых заданий.
План и регламент семинарского занятия:
I. | Введение. (знакомство, заполнение журнала и т.п.) | 20 мин. |
II. | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | |
1. | История как наука. | 20 мин. |
2. | Требования, предъявляемые к дисциплине. | 35 мин. |
3. | Система оценки знаний студентов (балльно-рейтинговая система). | 10 мин. |
4. | Требования к подготовке докладов и рецензии на научную статью. | 35 мин. |
Итого | 120 мин. |
Учебно-материальное обеспечение семинара:
- Презентации по теме.
- Плазменный телевизор и компьютер.
- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.
Тема 1.