Вводно-аналитический раздел БП

БИЗНЕС-ПЛАН

ВЛАДЫКО АНЖЕЛИКА ВИКТОРОВНА

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ

1. Сущность планирования, его формы и виды планов.

2. Принципы и цели разработки планов.

3. Содержание процесса планирования в торговой организации.

4. Современные подходы к формированию системы планирования торговой организации.

ПЛАНИРОВАНИЕ – НЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ – ЭТО ВСЁ!

Для успешного функционирования каждая организация должна одновременно выполнять 2 функции:

ü Обеспечивать платёжеспособность организации за счёт эффективной текущей деятельности.

ü Повышать потенциал организации за счёт обновления технологий, производственных мощностей товаров (услуг), то есть развивать организацию.

Планирование выступает связующим звеном между потребностью в ресурсах и их обеспеченностью.

Методология планирования - выяснение сущности эк терминов понятий категорий, раскрывающие сущность процесса планирования, разработку методики планирования, расчёта конкретных показателей, их взаимоувязку и оценку эффективности проводимых мероприятий.

Методика (разработка планирования) – совокупность заранее установленных методов, приёмов, которыми необходимо систематически руководствоваться при решении проблем и задач планирования.

Метод – совокупность конкретных вычислительных и логических процедур, выполняемых над определёнными исходными данными в установленной последовательности …

Планирование – процесс проектирования желаемого будущего организации и определение наиболее эффективных путей его достижения. Конечным итогом этого процесса является возможность выработки научно обоснованных планов и управленческих решений (Рассел Акофф).

План – это результат управленческих решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив.

Прогноз – предположительно научно обоснованная оценка экономического, технико-технологического состояния организации в перспективе.

Сфера применения методов прогнозирования в коммерческой организации:

§ Для анализа и разработки концепций развития всех субъектов производственной, финансовой и сбытовой систем, в частности

§ Для исследования рыночной конъюнктуры

§ Прогнозирования цен, появления новых товаров и технологий

§ Оценки возможного поведения покупателей на рынке

Формы сочетания прогноза и плана могут быть:

Прогноз в большинстве случаев предшествует разработке плана

Прогноз может разрабатываться с целью оценки будущих последствий

3 подхода планирования

v Сценарное – определяется как метод стратегического планирования, позволяющий управлять неопределённостью будущего (посредством разработки сценариев)

v Оптимальное включающее в себя целевую функцию, набор ограничений в формирующееся плановое решение по степени удовлетворения заданному критерию

v Заданное учитывающее динамику ресурсов организации и направленное на согласованность целей организации при выборе плановых решений

Виды планов:

- В зависимости от избранного метода реализации:

Директивные – предназначены для безусловного исполнения (носит адресный характер и определённая детализация)

Индикативные – ориентиры эк развития и эк политики (подход в англо-саксонских странах - либерализм, страны юго-восточной Азии и Европы – целевые программы + государство)

- По времени

· Краткосрочные (до года)

· Долгосрочные (свыше года)

- По значимости в перспективности решаемых задач, а также по величине используемых инвестиций:

· Стратегические – выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционно-ключевых параметров развития организации.

· Тактические (текущие) – обоснование задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.

· Оперативные – планы конкретных действий и мероприятий, направленных на достижений конкретных целей (планирование денежных ресурсов и тп)

- По признаку подчинённости (иерархий):

· Корпоративные

· Юридически самостоятельных хоз единиц

· Планы структурных единиц

· Индивидуальные планы

- В зависимости от выбранных ориентиров (по классификации Рассела Акоффа):

Реактивное – нацелены только в прошлое базируется только на идеях прошлого отрицая идеи сегодняшнего и не воспринимая достижения технологического общества

Инактивное – приспосабливающееся только к настоящему, не предполагает возвращение к прошлому, но и не стремится к движению вперё, планировать минимум необходимого

Преактивное – предпочитающее ориентироваться на буд наиболее точно предугадать событие и принять верное решение не столько с целью повысить прибыль а сколько с целью сохранить свою позицию на рынке поиск оптимального решения

Интерактивное – ориентированно на сочетание лучших идей планирования 2 признака: первый - основана на принципе участия, максимально мобилизует творческие способности, второе – будущее подвластно контролю и может быть предопределено посредством целенаправленных действий сотрудников

3 основные философии планирования

Формальное – использование количественных моделей и техники оптимизации

Инкрементальное – основано на качественных событиях

Системное – синтез двух выше перечисленных

2. Принципы и цели разработки планов (традиционные):

v Единство

v Непрерывность

v Гибкость

v Точность

v Участие

Современные принципы:

Ø Своевременность – организационное построение системы планирования и осуществление процедуры формирования плана должны обеспечивать принятие плановых решений к зад срокам

Ø Обоснованность – необходимость создания условий в системе планирования

Ø Комплексность – решение задач планирования предполагает построение комплекса плановых действий, охватывающих все аспекты развития организации

Ø Экономичность – использование эк критериев при выборе плановых решений из множества возможных вариантов

Ø Информативность – необходимость создания …

Ø Направленность

Цели – экономические (максимальная отдача на инвестированный капитал, максимизация нормы величины прибыли, увеличение собственной доли на рынке, достижение конкретного уровня платёжеспособности и финансовой устойчивости) и неэкономические (отказ от неэффективных форм торговли и видов услуг, сохранение сложившейся практики управления, сохранение численности персонала, повышение эффективности работы административно-управленческого персонала за счёт повышения уровня квалификации).

При формировании плановых решений следует учитывать ряд факторов:

v Прошлый опыт, преемственность решений, сохранение позитивных тенденций, традиций, ограждающих систему планирования от резких и необоснованных изменений

v Осторожность и постепенность при планировании темпов роста объёма товарооборота или снижения затрат, что предохраняет от резких спадов в финансовой устойчивости организации и в целом от серьёзных последствий в торгово-производственной системе организации

v Упреждение будущих изменений обеспечивает повышение готовности организации планируемым или возникающим изменениям

v Адаптацию, то есть приспособление текущей деятельности организации к целям своего перспективного развития

3. Процесс планирования в организации предполагает определённую последовательность действий по выработке целенаправленных решений относительно её деятельности в будущем.

Предметом планирования выступает ресурсное обеспечение организации, оптимальное использование которого позволяет достичь поставленных целей в плане развития организации. Последнее можно рассматривать в следующих аспектах:

v Интеграция и координация деятельности организации, её ориентация на поставленную цель;

v Выявление и снижение рисков;

v Уменьшение сложности проблемы;

v Повышение гибкости (сглаживание воздействия факторов времени).

Совокупность целенаправленных и взаимосвязанных во времени и ресурсах процессов планирования, управления и контроля – система планирования.

Её можно рассматривать как совокупность комплексов соответствующих планов рассматривающих следующие аспекты:

§ Планирование цели;

§ Планирование потенциала;

§ Планирование действий.

Типы планирования:

ü Нисходящий способ планирования (сверху вниз – рук-во орг устанавливает конкретные цели высшие цели орг затем фиксируется общая политика орг а после разрабатываются целевые установки всех нижестоящих целей. Имеет опасности – нереалистично высокие цели против ресурсного потенциала вышестоящих звений; нереально низкие цели в сферах с высоким потенциалом; нарушение в плоть до полной остановки планирования если цель кажется нереальной и утрачивает свою актуальность; увеличение текучести кадров; низкая заинтересованность персонала из-за неучастия в планировании.)

ü Восходящий способ планирования (снизу в верх – сначала нижестоящие единицы орг вырабатывают цели предают их вышестоящему органу управлению и после вырабатываются единые цели организации)

ü Способ встречного планирования (способ противотока – объединяет вышеперечисленные 2 системы)

Основные стадии процессов планирования и контроля:

1. Анализ состояния организации и её положения на рынке (организационно – экономический, технико-технологический, финансовый, кадровый, маркетинговый и тд)

Мероприятия – установить фактическое положение дел организации, спрогнозировать важнейшие факторы развития сложившейся ситуации, выявит управленческую проблему путём сопоставления целей и результатов диагностики и прогнозов развития, структурировать выявленную проблему что позволит определить цели предстоящего планирования).

2. Определение целей (ожидаемых результатов деятельности)

Требования к цели – реалистичность (имеющиеся средства должны отвечать поставленным целям), (точность целей), упорядоченность (каждая цель идёт постепенно), непротиворечивость (согласованы друг с другом), актуальность (сосредоточены на проблемы текущего дня), полнота, выполнимость, соответствии организационной структуры (на каждом уровне управленческом как эта цель будет разбиваться), прозрачность и проверяемость (цель должна быть доступной и проверяемой).

3. Установление основных положений и ориентиров плана (внешние и внутренние параметры организации).

Основные ориентиры стратегического планирования – обеспечение экономического роста на основе повышения НТ потенциала организации, поиск новых рыночных ниш, повышение кс организации и товаров.

Заключаются в разработке основных показателей по конкретным направлениям деятельности организации – план по товарообороту, по труду, по запасам и тд.

4. Поиск альтернативных плановых решений и их оценка.

5. Выбор варианта плана для реализации организации (чёткую концепцую поведения организации в установленный период времени)

6. Организация выполнения плана. (построение соответствующей организационной структуры)

7. Контроллинг (с позиции выполнения контрольных функций) – концепция, направленная на ликвидацию узких мест, ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определённых результатов.

Назначение контроллинга – предупреждение возникновения кризисных ситуаций.

4. Система планирования торговых организаций должна отличаться скоординированностью в принятии решений, способностью к манипулированию ресурсами в меняющейся ситуации рыночной среды и тд.

Для орг система планирования в настоящее время должна развиваться по пути планирования с контроллингом и включать следующие элементы:

Ø Планирование генеральных целей (политика организации).

Ø Стратегическое планирование, включая бизнес-планирование

Ø Тактическое планирование (включая бюджетирование)

Ø Финансовое планирование, включая планирование финансового результата.

Современные подходы к формированию системы планирования торговой организации:

1. Интегрированная система стратегического и бизнес-планирования

- Стратегическое планирование, кторое оттражает генеральные цели орг и формирует её деятельность с разветвлением по всем уровням менеджмента

- Система бизнес-планов которое сориентированны на достижение поставленных в стратегических планах целей и эк показателей

- Система стратегического и текущего контроллинга

2. Интегрированная система бизнес и текущего планирования

- Система бизнес-планов, реализующих основные напрвления стратегии организации (охватывает 5-ий период)

- Текущее планирование, главным ориентиром которого является сохранение платёжеспособности и ликвидности торговой организации.

- Система стратегического и текущего контроллинга.

3. Интегрированная система бизнес и бюджетного планирования

- Бизнес-план, конкретизирующий стратегические цели организации и направленный на реализацию инвестиционных и инновационных проектов.

- Бюджетное планирование, направленное на поэтапное преобразование стратегических целей и оперативном пространстве.

- Система текущего контроллинга.

4. Интегрированная система планирования контроля систематизирует, согласовывает, контролирует плановые решения, способные обеспечить организации эффективное использование капитала, скоординировав, направив частные цели каждого уровня управления на выполнение высших целей торговой организации на основе данных анализа оценки нескольких альтернативных вариантов стратегических и тактических планов.

Финансовое планирование взаимоувязывает поля стратегического и тактического планирования через обобщение финансовых результатов по всей организации и управление денежными потоками на основе критериев доходности и ликвидности.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО МЕСТО В РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Значение бизнес-планирования в реализации общей стратегии организации

2. Стратегическое планирование как основа разработки бизнес-плана

3. Функции, цели и задачи бизнес-планирования

4. Типология бизнес-планов и основные области их применения

5. Проблемы белорусской практики бизнес-планирования

Методология бизнес-планирования распространяется:

ü На многие деловые предложения, проекты, сделки (инвестиционные, венчурные)

ü Замыслы (открытие собственного дела, увеличение собственной доли на целевом рынке), увеличение собственной доли на целевом рынке.

ü Намерения (выйти на внешний рынок со своей продукцией, услугой, товаром).

ü Усовершенствования (производимого товара)

ü Мероприятия

ü Нововведения

ü Заявки на кредит

ü А также на разрабатываемые прогнозы развития торговой организации.

Бизнес-план – суть только программа. И как любая программа – это лишь способ, позволяющий проследить через равные промежутки времени достижение результатов фактической работы, и тем самым получить возможность отреагировать на потенциальные проблемы, которые …

Бизнес-план – программа целенаправленных, экономически сбалансированных действий по реализации конкретного коммерческого проекта или идеи сформированная новой и/или уже действующими организациями.

Бизнес-план - представленная в определённом стандарте система доказательств успешности предлагаемого дела. Лазарь Циферблат

3 основные причины разработки бизнес-плана:

1. БП является способом проверки жизнеспособности коммерческого предложения ещё до начала финансовых вливаний

2. БП обеспечивает решение управленческих задач по реализации организациями своей миссии, не позволяя случайным обстоятельствам способствовать отклонению организации от достижения её главной цели

3. БП призван убедить инвесторов в экономической целесообразности вложения денег в данный БП или предоставления кредита

Основные характеристики бизнес-плана:

v БП излагает цели, оценки и финансовые прогнозы, то есть он позволяет определить текущее положение организации, направление деятельности, способы для достижения поставленных целей.

v БП явл пост действующим руководящим документом (на начальном этапе формирования стратегии).

v БП план развития бизнеса на предстоящий период.

v БП всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения организма.

v БП всегда имеет адресата. Им может быть партнёр-инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления.

Пользователи – внутренние и внешние (потенциальные инвесторы, кредиторы и партнёры; убеждение внешних пользователей, что проект эффективен).

Отличия БП от прогноза развития

Бизнес-план Прогноз развития
Содержит ряд взаимоувязанных показателей, характеризующих состояние бизнеса на конкретном интервале времени и сконцентрирован на решение не только внутренних, но и внешних задач. Определяет концепцию эк и технической политики коммерческой организации на перспективу, то есть решает задачи долгосрочного характера.    
Разрабатывается как для действующих, так и для новых организаций.   Разрабатывается для действующих организаций.    
В БП организация самостоятельно экономически обосновывает конечные показатели достижение которых позволит реализовать предлагаемый проект. В нём рекомендованы конкретные целевые показатели на 5-ий период (индекс объёма производства и рентабельность целевой продукции).

Сравнительная характеристика БП и технико-экономичекого обоснования

Параметр ТЭО БП
Выполняемые задачи Сопоставление инвестиционных и технических характеристик проетка Поиск источников дополнительного финансирования Всесторонняя оценка бизнес-проекта
Потенциальный пользователь Руководство Собственники Ключевой технический персонал Банки Венчурные фонды Бизнес-ангелы Собственники Партнёры
В каких ситуациях может понадобиться Закупка новых машин Обновление програмного обеспечения сборочной линии Разработка нового механизма подачи листовых материалов для раскроя Открытие нового магазина Организация завода по производству обуви в Китае Организация сети кафе-ресторанов Постройка заводов по переработке
Типовая структура Общие сведения о проекте Коммерческая целесообразность проекта Потребность в финансировании Производственные возможности/план проекта Структура и статьи затрат, связанных с проектом Концепция, резюме Характеристика организации Описание продукции Анализ рынка, маркетинг и стратегия маркетинга План производства Организационный план Календарный план реализации проекта Финансовый план Риски проекта и их минимизация Окружение и нормативная информация
 

2. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы организации достичь своих целей.

Стратегия – детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей.

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Отличия стратегического плана от БП

Признаки СП БП
По целям СП включает весь комплекс целей БП направлен на реализацию конкретной цели
Горизонты планирования Имеет скользящие горизонты планирования Отличается конкретными временными рамками по истечению которых БП должен быть реализован
Показатели Не содержит конкретных количественных оценок Предусматривает обоснованные экономические расчёты по конкретным направлениям бизнеса
Пользователи Является внутрифирменным документом и не предназначен для проведения оценки внешними пользователями, а доступен для их пользования лишь на столько на сколько это необходимо самой организации. Может быть рассмотрен как коммерческое предложение для 3-х лиц.
 

СП требует соблюдение 3-х условий: управление организацией строится на принципах управления инвестиционным портфелем, тщательная оценка перспектив каждого вида деятельности (позиция организации на рынке), стратегия разрабатываемая самостоятельно учитывает профиль деятельности навыки возможности и ресурсы.

Тактическое планирование – средство реализации стратегии организации.

Сравнительная характеристика ТП/БП/СП

Признаки ТП СП БП
Охват сфер влияния Предусматривает необходимые и возможные меры, реализации которых обеспечивает успех сегодня и содействует достижению стратегических целей и задач    
Целевой аспект Соподчинение стратегическим целям, предопределяется иерархией целей стратегического плана Генеральные цели развития организации Конкретные цели
Временной аспект Годовое планирование Рассчитан на продолжительную перспективу Конкретные сроки
Уровень управленческой иерархии Сверху-вниз Снизу-вверх Встречное планирование
Характеристика отражаемых показателей     Характер планирования Инф обеспечение Представлены системой конкретных цифровых результатов Директивный характер Более активная Представлены показатели не только кол но и кач хар     Гибкий Информация в большей степени базирующаяся на предвидении подвержена риску Система взаимоувязанных эк обоснованных показателей   Системный характер Внутренняя и внешняя информация конкретного назначения

3. Общее назначение БП заключается в том, чтобы:

v Соединить воедино планы, замыслы, намерения руководства организации по её развитию или совершенствованию.

v Предоставить достаточно полное и всестороннее представление любому заинтересованному инвестору о предстоящей деятельности организации.

Главная цель разработки бизнес-плана – сформулировать или уточнить основную концепцию развития организации на ближайший и достаточно отдалённый периоды времени в строгом соответствии с потребностями целевого рынка и реальными возможностями приобретения необходимых видов ресурсов.

Цели БП:

§ Получение обобщённой финансовой оценки предыдущего этапа развития организации, а также оценка её современного эк потенциала.

§ Разработка или уточнение прежней стратегии развития организации или её основных направлений.

§ Позиционирование организации на конкурентных рынках.

§ Выполнение роли связующего звена между стратегическим и тактическим планами.

§ Привлечение инвесторов для реализации тактических планов.

§ Разработка проектов по созданию новой продукции товаров и услуг и т.д.

Функции БП – основные:

Ø Связана с возможностью использования БП для разработки общей экономической стратегии организации.

Ø Привлечение денежных средств со стороны.

Ø Планирование.

Ø Привлечение потенциальных партнёров, которые могут вложить собственный капитал или технологии.

Внешние функции:

- Наличие БП как обязательное требование цивилизационного рынка.

- Возможность использования БП для разработки общей концепции и генеральной стратегии развития организации.

- Использование БП не только для инвестиционных проектов, но и для всех видов деятельности организации.

- Использование психологического аспекта основательности и солидности организации.

- Возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности организации.

- Привлечение к реализации плана развития организации потенциальных партнёров и акционеров и т.д.

Внутренние функции:

- Выявление недостатков в текущей деятельности организации.

- Целенаправленность оптимизации деятельности сотрудников.

- Повсеместный контроль и управление внутренней средой организации.

- Возможность поведения сравнительного анализа эффективности деятельности организации и её конкурентов.

Задачи, решаемые в процессе БП:

1. Установление перспективных направлений предпринимательской деятельности организации и выбор наиболее выгодных целевых рынков.

2. Обоснование долгосрочных и текущих целей организации, стратегий, тактики и их осуществления.

3. Оценка производственных затрат по созданию, освоению, производству новой продукции, товара и услуг.

4. Определение состава и содержания маркетинговых мероприятий организации по всем её направлениям.

5. Выявление уровня профессионального соответствия имеющихся кадров современным требованиям рынка, а также оценка экономической целесообразности используемых видов мотивации их труда.

6. Оценка чувствительности организации и различным факторам внутренней и внешней среды, анализ возможности её влияния на их степень зависимости от воздействия указанных факторов.

7. Прогнозирование рисковых ситуаций, наиболее вероятных трудностей.

4. Преимущества организации, разрабатывающей БП:

v Развивает профессионализм руководства организации, его менеджеров, способствует глубокому изучению принципиально важных направлений длительности организации на отдельную перспективу

v Позволяет обеспечить более чёткую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей и задач

v Делает организацию более подготовленной к изменчивости и неопределённости внешней среды

v Способствует к более чёткому формулированию функциональных обязанностей и определению степени ответственности всех уровней руководства

v Дисциплинирует исполнителей, побуждает объективно взглянуть на собственные бизнес-проекты и достоверно их оценить

v Позволяет интегрировать собственные идеи с идеями др инвесторов

v Служит достаточно хорошей научно-практической базой для реализации всех последующих коммерческих и предпринимательских идей

v Обеспечивает руководство организации системой практических рекомендаций

Позиции БП – БП для внешнего пользования (сконцентрирован на удовлетворении инвесторов, кредиторов и др; основная цель – привлечь к решению поставленных проблем средства, знания, деловую репутацию внешнего пользователя, экономически обосновать проект и соизмерить риски.

Рекомендации:

§ Предоставляйте БП ограниченному кругу лиц

§ Чётко обозначьте финансистов проектов и представьте им БП

§ Уделите особое внимание вводной части БП – Резюме!)

и БП для внутреннего пользования (выступает инструментом эффективного управления деятельностью организации; такой план просто необходим, если организация планирует расширить или модернизировать производство, открыть новые направления деятельности, освоить новые рынки и товары, принять участие в совместном бизнесе.

Рекомендации:

§ Действительно ли организации нужен внешний инвестор или кредитор

§ Необходимо сконцентрироваться на повышении производительности, на поиске новых рынков, установлении новых хозяйственных связей

§ Не стремитесь приукрасить ситуацию!).

Особенности внутреннего БП – руководство владеет современной ситуацией (необходимо уйти от чрезмерных характеристик достигнутого и сконцентрироваться на эк обосновании новых решений); информация, представленная в БП, принимает форму аналитических расчётов и финансовых таблиц, не требующих дополнительных пояснений и характеристик; процесс БП происходит в непрерывном режиме, позволяющий постоянно вносить коррективы в производственный процесс (выявление узких мест – текущий контроль).

БП в торговле

Для действующей организации Для вновь создаваемой организации

Разработка идеи и концепция развития организации

Финансовое оздоровление Развитие

БП заявки на кредит – разрабатывается с целью получения на коммерческой основе заёмных средств от организации-кредиторов.

БП инвестиционного проекта – документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации и приводятся основные его характеристики (условия инвестирования, цели и масштабы проекта, объём и номенклатура продукции, потребность в ресурсов, эк обоснование эффективности).

БП вновь создаваемой орг – обоснование необходимыми расчётами эк эффективности создания и функционирования новой организации.

БП финансового оздоровления разрабатывается убыточными организациями и включает комплекс мероприятий по выходу организации из кризисного состояния.

БП развития является детальной финансово-эк программой хозяйственной деятельности коммерческой орг по достижению установленных прогнозных параметров и условий их реализации.

БП заявки на грант – получение средств из бюджета или внебюджетных фондов для решения социально-экономических и научных проблем. И прочие

5. Области применения БП (вышлют на ящик + учебное пособие)

6. Проблемы белорусской практики БП

Все торговые организации можно объединить в 3 типа:

ü Организации, которые что-то конкретно делают

ü Организации, которые лишь наблюдают за происходящим

ü Организации, которые только задаются вопросом, что же происходит

Главные проблемы планирования в торговле:

· Специфика условий становления БП – соц-эк среда, правовые условия, отсутствие развитой инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение, проблема в структурировании экономики.

· Плохой анализ торговой деятельности

· Отсутствие чётких конкретно доведённых до каждого уровня управления целей плана

· Отсутствие элемента предвидения и торговой стратегии менеджмента как таковой

· Низкая степень привлечения торговой команды к планированию и её права собственности

· Постоянный дефицит времени для планирования

· Плохая информация по запланированным результатам деятельности

· Отсутствие текущего контроля, отсутствие контроллинга

· Допускаемые ошибки в БП, обусловленные подменной, планирования интуицией и практическим опытом. Недостаточная квалификация менеджеров.

ТЕХНОЛОГИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Основополагающие принципы и этапы разработки БП

2. Методическое обеспечение бизнес-планирования

3. Информационное и кадровое обеспечение процесса разработки БП

4. Материально-техническое и финансовое обеспечение бизнес-планирования

Принципы и этапы разработки БП:

v Системность и непрерывность

v Многовариантность – каждый конкретный БП выбран из множества представленных планов по наилучшим характеристикам

v Количественная оценка целей развития организации – цели преследуемые к достижению при реализации БП должны количественно соизмеряться

v Адаптивность – БП должен предусматривать возможность быстрого реагирования и приспособления к изменениям

v Ограниченность ресурсных возможностей – БП должен ориентироваться на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов организации

v Оптимальность и сбалансированность – обеспечивает поиск и реализацию наилучших решений плановых задач, взаимоувязанных и согласованных между собой

v Быстрое (гибкое) реагирование – полагает оперативное внесение соответствующих коррективов в разделы БП при происшедших изменениях во внешней и внутренней среды организации

v Преемственность – сопоставимость и соответствие показателей БП системе показателей стратегического плана развития организации

Стадии разработки БП в торговле:

1. Организационно-постановочная стадия

Определение целей на достижение которых будет направлена разработка и реализация БП. Цели всегда достигаются при определённых ограничениях, которые могут создаваться как самой организацией (уровень расходов, производственная мощность, состояние маркетинга, специфика управленческого учёта и др), так и воздействовать из вне (законодательные нормы, инфляционные процессы, конкуренты и состояние конкуренции, изменение экономической конъюнктуры рынка, уровень доходов населения, финансовое состояние должников и кредиторов и др).

Цели, формируемые в БП, в зависимости от специфики видов деятельности могут выражать:

- Предоставление необходимых обществу товаров и услуг.

- Достижение передовых позиций в отрасли или на рынке.

- Накопление необходимых средств для развития общества.

- Увеличение доли рынка.

- Повышение качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

- Сокращение времени обслуживания покупателей с указанием необходимого количества времени.

- Выход на новые рынки сбыта.

- Снижение затрат на единицу времени.

2. Информационно-аналитическая стадия

Выявляются источники получения и подбирается вся необходимая информация для исследования рынка. Особое внимание нужно уделить следующему:

- Изучить потребности сегментов рынка (сильные и слабые стороны)

- Оговорить круг пользователей БП

- Определить методику проводимых экономических расчётов

3. Непосредственная разработка

Переход и разработка составления БП.

4. Утверждение и презентация

Оформление БП, экспертиза, подтверждение и презентация.

Ø Оформление – существуют правила и нормы

Ø Экспертиза – внешняя (для кредитных заявок и инвестиционных проектов) и внутренняя (внутри своей организации)

Ключевые разделы типового БП:

ü Резюме

ü Характеристика организации и стратегия её развития

ü Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга.

ü Производственный план.

ü Календарный план.

ü Организацио нный план.

ü Инвестиционный и инновационный план.

ü Финансовый план.

ü Оценка риска и страхование.

ü Приложения.

Не следует отражать в БП:

§ Нереалистичные прогнозы, не соответствующие специфике сложившейся рыночной ситуации

§ Нельзя недооценивать трудности развития бизнеса и существующую конкуренцию

§ Нельзя предполагать что читатели знают технический лексикон вашего бизнеса

§ Нельзя включать длинные и чересчур узкие технологические термины

§ Нельзя включать в план информацию высоко конфиденциального статуса

§ Нельзя избегать обсуждение риска

В противном случае доверие к вашему плану может быть «подорвано»!

2. Методическое обеспечение бизнес планирования включает следующие элементы:

v Методы стратегического и конкурентного анализа

- STEEP

- SWOT

- Отраслевой анализ

- Анализ стратегических групп

- Анализ стоимостных цепочек

- Конкурентный анализ

- Анализ потребителей

v Методы прогнозирования

- Субъективные – качественные, основанные на интуиции, воображении (репрезентативный опрос, опрос экспертов)

Наши рекомендации