Рационалистическая концепция познания

Сторонник парламентско-демократического строя.

Критика религии. Библия – лит-истор. документ, который писали многие люди в разное время.

Религия имеет политические основы.

Атеизм Спинозы буржуазный, носит ограниченный хар-р, т.к. он считал, что атеизм – качество образованной элиты

Влияние на: франц. материалистов, Чернышевского, Гегеля, марксистов через Фейербаха.

  1. Философия Гегеля.

Нем. класс.Ф. (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах).

Историческая обстановка. Германия конца 18 – нач. 19 вв. отставала в экономическом плане от зап.-европ. стран. это полуфеодальная страна, раздробленная на герцогства и княжества (зоо шт.). немецкая буржуазия слабый класс, в соц.-экономическом плане заинтересована в рев-ии, но боявшаяся ее, т.к. не было единого рынка и существовала опасность восстания масс народа. Это порождала веру в сверхъестественные силы, в Бога. Т.о.., хар-р немецкой Ф. – религиозно-идеалистический.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). – семья чиновника, учился на богословском ф-те; был гувернером у знати в Швейцарии. Редактор газеты, директор гимназии в Мюнхене. Приват-доцент Берлинского университета, потом – профессор.

Труды: «Ф. прва», «Ф. религии», «Эстетика» 4 тома, «История Ф.», «Ф. истории», «Наука логики».

Система последовательного идеализма (абсолютный идеализм). Первооснова мироздания – абсолютная идея, некая духовная субстанция. Духовное начало – деятельное и активное. Это система логических категорий, оно стремиться познать самого себя. Три этапа:

1. Чистая идея. Категории: бытие \ небытие, качество \ кол-во, становление.

Переход в силу возникающих противоречий

2. Материально-природный мир. Появляются время и пространство. + стадия механизма, стадия химизма, стадия организма – все это готовит появление человека. Потом – появляется человек, живущий в обществе.

3. Через сознание человека мировой разум постигает себя в своей духовной первосущности.

Разработка принципов диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Диалектичен сам мир. Диалектика вне нас. Она отражается в нашем сознании, которое само д\б диалектичным, чтобы верно отражать диалектический мир. Гегель разрабатывает диалектику мышления, диалектику понятий, основных категорий логики. Гегель обожествляет человеческий разум. Диалектичны сами понятия. Гегль приходит к выводу об универсальности борьбы противоположностей (антиномий).

Причины развития. Все причинно обусловлено в мире, но причины могут быть разного ранга. Внешние факторы влияют на развитие системы, развитие которой идет под воздействием глубинных причин. Т.о., внешние причины оказываются случайными по отношению к внутренним.

Ф. Гегеля – высшая точка развития чел-го духа. Недостаток его Ф.: дух развивается, материя неизменна, здесь Гегель сделал несколько шагов назад по сравнению с франц. мат-ами.

Гегель пытался представить себе ход развития чел-го общества как единый закономерный процесс. Но невозможно увидеть движущих сил этого процесса. Мировой разум влияет на ход истории через разум людей. Фаталистическая концепция. Но Гегель не отвергает идею сильной исторической личности. Эти люди – те, кто лучше других поняли замысел автора пьесы – мирового духа. Наполеон – «мировой дух на белом коне».

Направление истории прогрессивное. Прогресс идет в расширении свободы. Раньше был свободен один чел-к (в деспотических гос-вах), потом горстка людей, в будущем д\б все свободны.

Проблема отчуждения. Отчуждение – 1. превращение продуктов труда (практических и теоретических) и свойств и способностей чел-ка в нечто независимое от людей, 2. искажение в сознании людей сути явлений и отношений. У Гегеля весь объективный мир выступает как «отчужденный дух». Задача развития состоит в том, чтобы снять это отчуждение.

Проблема соотношения сознательного планомерного действия и стихийного процесса в целом (пример: поджог дома).

После смерти Гегеля: 1. старогегельянцы – сторонники монархии, религиозных устоев.

2. младогегельянцы – «левые», сторонники демократических республиканских преобразований. Их привлекала диалектика. Фейербах, Энгельс, Маркс.

Людвиг Фейербах

1. В Германии, как и во Франции философская революция предшествовала политическому перевороту. Разница: французы ведут открытую войну с официальной церковью и наукой, а система Германии возводится в чин королевско-прусской государственной философии.

Пример: положение Гегеля: Все действительное разумно, все разумное действительно. Но у Гегеля действительно то, что в то же время и необходимо. Разные толкования этой фразы. Тогдашние пруссаки имели то гос-во, которое они заслуживали.

По мере развития все, бывшее прежде дейст-ым, становится недейст-ым, утрачивает свою необходимость, свою разумность. Место отмирающей дейст-ти занимает новая, жизнеспособная дейст-ть, занимает мирно или насильственно, в зависимости от того, как уходит старая.

Т.о., истина уже не собрание догматических положений; она теперь заключается в самом процессе познания, в развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знания на более высокие, но никогда не достигающей конечной точки. История тоже не может иметь конечного завершения; совершенное гос-во, общество – это вещи, которые могут существовать только в нашей фантазии.

Эта диалектическая философия разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и соответствующих ей абсолютных состояниях человека. Для диалектической Ф. нет ничего раз и навсегда устоявшегося, святого.

У Гегеля эти взгляды даны не в резкой форме. Это вывод, к которому неизбежно приводит его метод; но он не сделал его сам, т.к. строил систему, а система подразумевает завершение абсолютной истиной того или иного порядка. («Логика» Гегеля).

Если бы мы пришли к абсолютной истине, то и всемирная история д\б бы закончиться и в то же время продолжаться, хотя ей делать было бы уже нечего. Т.о. тут – противоречие. Требовать от Ф. разрешения противоречий = требовать, чтобы один философ сделал такое дело, которое может выполнить только все чел-во в своем поступательном развитии. Раз мы поняли это – старой Ф. приходит конец.

Гегелем вообще завершается Ф. т.к 1. его система – величественный итог предыдущего развития Ф., 2. он сам указал путь к положительному постижению мира при помощи диалектического мышления.

Для Германии того времени практическое значение имели религия и политика. Кто придавал значение системе Гегеля – консерватор в этих областях; кто придавал значение методу – оппозиция в религии и политике. К концу 30-х гг. раскол очевиднее. Левое крыло – младогегельянцы. В 1840 г. борьба стала вестись еще философским оружием, но уже не ради абстрактных идей, а по поводу уничтожения религии и существующего гос-ва (Фридрих-Вильгельм 4).

1842 г. младогегельянство – Ф. поднимающейся радикальной буржуазии. Главная борьба – против религии. Это привело многих решительных младогегельянцев к англо-франц. материализму.

Неизбежен конфликт с системой. Материализм рассматривал природу как действительное, в гегелевской системе природа – «отчуждение» абсолютной идеи, производное от идеи.

Появился труд Фейербаха «Сущность христианства» - торжество материализма. Природа существует независимо от Ф., она – основа, на которой мы выросли. Вне природы ничего нет.

Но гегелевская Ф. не была преодолена. Она все же имела огромное влияние на духовное развитие нации. Критика д\б уничтожить форму и спасти ценное содержание.

2. Вопрос о том, что первично: сознание или материя (бессмертна ли душа и появление богов вследствие олицетворения сил природы) – материалисты и идеалисты.

Вопрос о том, способно ли наше мышление познать мир – гностики и агностики (Юм и Кант). Фейербах оспаривает и тех и других. Опровержение в практике, в эксперименте и промышленности (познаем и производим).

Философов толкало вперед бурное развитие промышленности и естествознания. Идеалистические системы наполнялись материал-м содержанием и пытались пантеистически примирить дух и материю.

Развитие Фейербаха – развитие идеалиста к материалисту. На известной ступени – полный разрыв с Ф. Гегеля. Материя не есть продукт духа, а дух есть чистый продукт материи = чистый мат-зм. Здесь Фейербах останавливается. Предрассудок слова «материализм» останавливает его. «Для меня мат-зм есть основа здания чел-ой сущности и чел-го знания; но он для меня не то, что для физиолога.., то есть для меня он не само здание. Идя назад, я целиком с материалистами; идя вперед, я не с ними».

Фейербах смешивает здесь мат-зм как мировоззрение с той формой, в которой выражалось это мировоззрение в 18 веке. Более того, с вульгаризированной формой, в которой мат-зм 18 века существует в головах естествоиспытателей и врачей (Фогт, Бюхнер, Молешотт). Они неспособны были увидеть мир как материю, которая непрерывно развивается (вращение и движение, но не развитие).

3. Идеализм Фейербаха выступает наружу, когда речь идет о его Ф. религии и этике. Фейербах хочет усовершенствовать религию, Ф. д\раствориться в религии. «Периоды чел-ва отличаются друг от друга лишь переменами в религии…Сердце – сущность религии».

Идеализм его здесь в том, что он все основанные на взаимной склонности отношения людей не берет в прямом значении, а утверждает, что эти отношения получатся тогда, когда их освятят словом религия. + Периоды в истории чел-ва не отличатся друг от друга сменами религии (франц. буржуазия во время революции апеллировала к юридической и политической идеям).

Мораль у Фейербаха абстрактна; зло он не рассматривает с исторической т\з, как Гегель, у которого зло – движущая сила исторического развития. Счастье, по Фейербаху, требование безусловное и обязательное для всех и во все времена при всех обстоятельствах.

Чтобы перейти от фейербаховского абстрактного человека к действительным людям, необходимо изучать живых людей в исторических действиях. Дальше Ф. Фейербаха шагнул Маркс в книге «Святое семейство».

4. За основу взят гегелевский метод диалектического мышления. У Гегеля диалектика есть саморазвитие понятия.

С материалистической т\з мы видим в чел-их понятиях отображения дейст-ти, вместо того, чтобы в действительных вещах видеть отражения абсолютного понятия. Новая т\з вновь ставаит гегелевскую диалектику на ноги.

От метафизики мы приходим к диалектике. До конца прошлого столетия естествознание было собирающей наукой, наукой о законченных предметах, сейчас оно стало упорядочивающей наукой, наукой о процессах происхождения и развития предметов, соединяющих предметы в одно целое.

Открытия, которые помогли познать связи процессов, совершающихся в мире: открытие клетки, открытие закона превращения энергии и теория Дарвина (все организмы возникли в результате длительного процесса развития).

Раньше на историю смотрели как на постепенное осуществление идей, причем любимых идей каждого конкретного философа (у Гегеля цель – осуществление абсолютной идеи).

История развития общества отличается от развития природы. В природе – слепые силы; в обществе – люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Ход истории подчиняется внутренним законам.

Действия имеют определенную цель, но результаты м\б противоположны ожиданиям и даже нежелательны в силу случайности. Здесь случайность тоже оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Надо открыть эти законы.

Итог множества действующих по различным направлениям стремлений и их разнообразные воздействия на мир – это и есть история. Вопрос: что же хочет это множество отдельных лиц. Воля определяется страстью или размышлением, рычаги, действующие на страсть или размышления м\б разнообразны. Это м\б внешние предметы или внутренние побуждения. Вопрос: какие движущие силы кроются в свою очередь за этими побуждениями, каковы те исторические причины, которые в головах людей принимают вид данных побуждений? Ответ надо искать в самой истории.

Экономические причины в основе всего.

Буржуазия и пролетариат возникли вследствие перемен в экономических отношениях – в способе производства. Оба эти класса развились благодаря переходу от цехового ремесла к мануфактуре, затем – к крупной промышленности, вооруженной паром и машинами.

Всякая политическая борьба есть борьба классов за свое освобождение, причем невзирая на политическую форму эта борьба прежде всего – экономическая (экономическое освобождение).

Марксово понимание истории. За Ф. остается царство чистой мысли: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика.

56. Маркс о сущности материалистического понимания истории.

Система буржуазной экономики:

1.капитал, земельная собственность, наемный труд – экономические условия жизни трех больших классов, на которые распадается совр. буржуазное общество.

1. гос-во; 2. внешняя торговля; 3. мировой рынок.

Весь материал – монографии не для печати, а для уяснения самому себе основных вопросов.

Первая работа – критический разбор гегелевской Ф. права. Результат: правовые отношения, как и формы гос-ва, не м\б поняты ни только из самих себя, ни из так называемого общего развития чел-го духа, но они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель назвал «гражданским обществом». Его анатомию следует искать в политической экономии.

Я пришел к выводу, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные отношения, не зависящие от их воли – производственные, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений – экономическая структура общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства обуславливает соц., полит., духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы – изменение во всей надстройке.

Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия для их существования в недрах самого старого общества.

Задача ставится тогда, когда налицо или находятся в процессе становления материальные условия для ее решения.

В общих чертах азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства можно обозначит как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Но развивающиеся в недрах буржуазной формации производительные силы создают условия для преодоления определенного антагонизма(вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов). Буржуазной общественной формацией заканчивается предыстория чел-го общества.

Совместная работа с Энгельсом по поводу критики идеологических взглядов нем. Ф.

57. Вопросы философского материализма и диалектики в работе Энгельса «Анти-Дюринг».

Здесь изложено содержание трех составляющих марксизма: философии, политической экономии и теории научного коммунизма (социализм). 1876 – 1878 гг. – быстрое и мирное развитие капитализма. Переход к крупным монополистическим объединениям.

Парижская Коммуна 1871 г. – необходима массовая партия и научная программа этой партии.

Германия после победы во франко-прусской войне и после последующего объединения всей страны – центр европейского рев-го движения. Здесь быстро развивается капитализм и обостряются противоречия. В главе оппозиции марксизма – Евгений Дюринг; его Ф. – смесь идеалистических, вульгарно-материалистических и позитивистских воззрений. Он претендовал на создание новой всеобъемлющей системы Ф., политической экономии и социализма. Дюрингианство быстро распространялось с 1875 года.

Энгельс: «Вследствие разделения труда м\д Марксом и мной, на мою долю выпало защищать наши взгляды в периодической прессе, - в частности, вести борьбу с враждебными взглядами, - для того, чтобы сберечь Марксу время для работы над его великим трудом».

Критика системы Дюринга позволяла достаточно полно и связно осветить положения самой марксистской теории.

Эту книгу Ленин назвал энциклопедией марксизма. Собрано все, чего достигла эта Ф. за период развития 40 – 70-х гг. применен метод диалектики + данные философии, политической экономии, истории, естествознания и военной науки. В первую очередь это философское произведение; борьба за последовательный, диалектический материализм.

Главный тезис – «единство мира состоит из его материальности» + «движение есть способ существования материи».

Определен предмет материалистической диалектики как науки: «Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, чел-го общества и мышления».

Во введении изложена концепция основных периодов истории философии, показана закономерность смены различных методов, господствовавших на определенных этапах развития Ф.: наивная диалектика древности – метафизика 17-18 в. – идеалистическая диалектика классической нем. Ф., - материалистическая диалектика марксизма.

Проблемы: сущность, возникновение и развитие жизни; соотношение экономики и политики; возникновение классов; соотношения свободы и необходимости; происхождение и сущность гос-ва; мораль и право как надстройки; происхождение и сущность религии и пр.

Экономическая часть книги – определен предмет политической экономии, показан исторический хар-р этой науки. Тезис – закон экономики будущего коммунистического общества: «Распределение будет регулироваться интересами производства, развитие же производства стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества развивать, поддерживать и проявлять свои способности».

Третья часть – это развернутое изложение истории и теории научного коммунизма. Главная черта – планомерная организация в производстве в масштабе всего общества. Труд становится первой потребностью. Исчезает противоположность м\д умственным и физ. трудом, м\д городом и деревней. Уничтожаются классовые различия и отмирает гос-во. Меняется семья, воспитание соединяется с трудом, исчезает религия. Люди становятся хозяевами природы и переходят из царства необходимости в царство свободы (см. Л.Фейр. и конец класс…).

Композиция книги выстраивается как полемика с Дюрингом: постоянно приводятся цитаты из работ оппонента, есть фразы, типа «Но дайте же мне высказаться, - восклицает Дюринг».

Полемика:

1. Основной вопрос Ф.

Энгельс: 1. материя первична. Сознание – св-во материи.

2. мир познаваем. Критика Дюринга по вопросу о хар-ре процесса познания. Дюринг отрицает исторический хар-р процесса познания, считает, что чел-ое сознание м\дать абсолютную истину, может отражать мир полностью.это метафизика. Энегельс ставит вопрос об истинах. Абсолютных истин не много, это данные точных наук. Истины науки имеет смысл только в определенных условиях. Любая истина науки это процесс, который обогащается, уточняется. Абсолютная истина находится в бесконечном процессе познания, завершения не имеет. Чел-ое мышление по своей природе ничем не ограниченно, но по своему проявлению ограничено эпохой + один чел-к своим сознанием истину науки охватить не может. Настоящий научный подход – диалектический.

2. О материальном единстве мира.

Дюринг: признавал единство мира. Мир един, потому что мысль о бытии едина.

Энгельс: в мышлении есть еще и анализ – разъединение.

Дюринг: мир един, так как он существует.

Энгельс: мир един, потому что он материален.

3. Основные формы существования материального мира.

а). Движение. Дюринг: метафизик, все сводит к механическому движению – перемещение. + Покой – абсолютное первоначальное состояние материи.

Энгельс: материя и движение неразрывны. Форм движения много. + движение вечно и несотворимо.

Возникает вопрос: как материя вышла из состояния покоя? Идея первотолчка (т.е.Бога)..

Дюринг: превращение одной формы движения в другую – исчезновение движения и возникновение нового.

Энгельс: закон сохранения и превращения энергии.

б). Пространство и время. Дюринг: S и t не зависят от материи. S м\б заполнено материей, а может и нет. Это идеализм.

Энгельс: S это свойство предмета иметь протяженность, структурность, относительную величину, взаиморасполагаться. T – это свойство материального объекта длительно существовать и изменяться.

4. Вопросы о морали, праве и равенстве.

Дюринг: считал их едиными на все времена и для всех.

Энгельс: таких норм быть не может, они носят исторический хар-р. общество должно уничтожить классы, тогда будут единые нормы.

5. Вопросы о возникновении классов.

Дюринг: «теория насилия».

Энгельс: теория насилия играла в истории большую роль, но не определяющую. Развитие материальных отношений привело к появлению избыточного продукта, появилась частная собственность, что привело к расколу общества на классы.

60. Развитие Лениным философского мат-ма в работе «Мат-зм и эмпириокритицизм».

Октябрь 1908, издано в 1909 г. Развитие марксистской Ф. Критика идеализма.

После подавления февральской рев-и 1905-1907 гг. Иррационализм, мистицизм, идеалистические тенденции. В кругах интеллигенции распространилось «богоискательство»; чистое искусство, аполитичность, индивидуализм.

Ленин опирается на мнение Энгельса, что в каждую эпоху, с каждым открытием в любой области знания, мат-зм меняет свою форму. Так, Ленин отмечал, что до время рев-ии основное значение имело экономическое учение Маркса, во время восстания – вопросы тактики, после – марксистская Ф.

В конце 19 – начале 20 вв. в Европе распространился эмпириокритицизм – Ф. «критического опыта», или махизм. Это одна из разновидностей позитивизма. Претендовала на роль единственной научной Ф., якобы преодолевшей односторонности и идеализма и материализма. (А.Эйнштейн).

Ленин как раз и критикует махизм и его представителей.

1.Он дает классическое определение материи, явившееся итогом борьбы идеализма и материализма. «Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана чел-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями. Существуя независимо от них» (гл. 3). Материя неразрывно связана с движением, т.о. объективная реальность и есть движущаяся материя.

2. Дальнейшее развитие получает вопрос о соотношении сознания и материи. Ленин говорит о том, что за пределами гносеологического вопроса вообще противоположность этих категорий относительна.

3. Развито марксистское учение о познаваемости мира. Ленин говорит о материалистическом понимании психического сознания как высшего продукта материи, как функции чел-го мозга, о том, что мышление – отражение внешнего мира. Ощущение – субъективный образ объективного мира.

4. С т\з Ленина, диалектика – это и есть теория познания марксизма. «В теории познания следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, и неполное знание становится полным и точным знанием» (гл. 2).

5. Анализ учений о истине. Истина, с т\з Ленина, – сложный, противоречивый процесс развития знания, он рассматривается с 2 сторон: 1. в противоположность различным формам субъективного идеализма Ленин подчеркивает независимость наших знаний от субъекта; 2. познание это есть процесс развития относительной истины в абсолютную. Практика, с т\з Ленина, основа и цель процесса познания, критерий истины (гл. 2).

6. В начале 20 века были открыты рентгеновские лучи, явление радиоактивности, электрон, радий и пр. все эти открытия подтверждали диалектический мат-зм Ленина.

7. Рассмотрены такие проблемы естествознания, как вопрос о качественном многообразии материи и форм ее движения, принцип причинности, вопрос объективной реальности пространства и времени как основных форм существования материи.

8. Ленин говорил о том, что идеализм как Ф. учение является средством сохранения и поддержания религии; это положение он критиковал.

9. Говоря об антинаучности идеализма, Ленин противопоставлял ему мат-ую фил-ую традицию от Демокрита до Фейербаха и Чернышевского, которая получила наивысшее развитие в марксистской Ф. Истрию философии Ленин рассматривает как борьбу линий Платона и Демокрита, подчеркивает, что древнейшая Ф. тоже была партийна, что развитие философских идей связано с практикой политической борьбы.

Вместо введения. Как некоторые «марксисты» опровергали мат-зм в 1908 г. и некоторые идеалисты в 1710 г. – Критика Беркли и Юма.

1-3. Теория познания эмпириокритицизма и диалектического мат-ма.

Не природа, не чел-во сообразуется с принципами любого знания, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории.

Махизм стоит на идеалистической т\з и сразу приводит к бессмыслице, ибо 1. за первичное берется ощущение вопреки тому, что оно связано лишь с определенными процессами в определенным образом организованной материи; 2. основная посылка, что тела суть комплексы ощущений, нарушается предположением о существовании других живых существ и вообще других комплексов кроме данного Я.

Спор с Авенариусом при привлечении работ Энгельса «Анти-Дюринг» и «Людвиг..». спор по поводу того, что есть сознание и мышление. Энгельс: «мышление и сознание – продукт чел-го мозга».

4. философские идеалисты, как соратники и преемники эмпириокрит.

Наши рекомендации