Место и роль мат. пр-ва в жизни и разв. о-ва. Структра мат. пр-ва

М.пр. - основа, прридающая цельность, связь и непрерывность мир. истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни. В пр-се матер. пр-ва участвуют люди, воздействуя на предмет, подлеж. обработке, с пом. орудий труда. Орудия труда стоят между ч-ком и предметом труда. Люди+орудия и ср-ва труда=производит. силы о-ва - 1я сторона способа пр-ва. 2я сторона - производств. отн-я (между людьми). Соединение производителя с орудиями труда зав. от того, кому они принадл. Отношения собственности явл. главной, определяющей стороной производит. отн-й. Отношения распределения, обмена и потребления - важными составляющими производств. отн-й. Хар-р пр.о зав. от объ. условий, кот. сложились в о-ве, скот. люди должны считаться и кот. определяют их сознание, возм-сти, границы и общее напр-е их деят-сти. Реш. роль играют уровень и хар-р развития пр.сил, кот. треб. соответствующей им формы пр.отн-й. Анализ мат. пр-ва позволяет объ. системность, целостность о-ва.

Роль нар.масс и личн.в ист.Диал-ки о-ва,личн. Пробл.своб.личн.

В соц.-филос. смысле народ как творец истории - широкая общность, соед. все те слои, классы, кот. заинтерес. в поступат. р-ии о-ва. Народ прежде всего трудящиеся, но тж. и эксплуатат. классы. Ни один класс не м. осущ. глубок. преобраз., не организуя вокруг себя готовые его поддержать другие классы и общ. слои. Однако лишь некот. личности ост. в памяти - выдающиеся. Идеалистич.поним. истории отрицает роль нар. масс и преувел. роль личностей, связ. с пр-вом идей: идеологов, политиков, законодателей и т.п. Матерю: личность не может изм. историю в масштабе всемирно-историч., нарушить ее общ. объект. логику, но в реальн. истории стран личность м. сделать много. Усиление внимания к проблеме личности явилось и следствием бурного развития психол. науки, в част. соци. психологии, открывшей закономерности соц. поведения человека. Марксизм впервые раскрыл соц. сущность человека, который предстал целостным существом в единстве его психической и соц. сторон при определяющем влиянии на все стороны человеческой жизнедеятельности его соц. сущности. Движение от характеристики личности как выражение социально значимых свойств к ее анализу как меры социальности есть движение от сущности "первого порядка" к более глубокой и скрытой от непосредственного наблюдения сущности. Только совокупность этих трех моментов дает достаточно точное определение "личность". Научная теория личности позволяет объяснить не только родовое понятие "человек", но и единичное - "индивидуальность" Личность есть общее, социально-классовое в индивиде, характеристика социально-типических черт. Сами люди - это живые личности. Они формируются общественными отношениями, присваивая их как свою социальную сущность.

Бердяев

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В Др.гр. ф. почти не была выражена идея о необх-сти превр. ч-ка в акт. косм. силу. Космизм антропол. хар-ра оформл. со 2й пол. 19в. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзист. диал-ка божественного и чел-ского". Онтолоия Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух - жто Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объ, множественно и делимо в простра. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания. Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн. формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил. антропология - в центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке идет не от соцциальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство, спасение чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр. надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр. идей общего блага, интересов коллектива.

Русский космизм

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В Др.гр. ф. почти не была выражена идея о необх-сти превр. ч-ка в акт. косм. силу. Космизм антропол. хар-ра оформл. со 2й пол. 19в. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - "Фил-я общего дела". В основе ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Внутр. регуляция пр-сов внутри ч-ка и внешн. регул. прир. процессов. Воскрешение - победа над простр. и временем. Вернадский тж. обосновывал идею акт. эволюции. Считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл. отлчть. признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип цефализации - осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн. системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к. ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. б. и.н. повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум, эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.

Наши рекомендации