Становление раннефеодальной государственности в Европе

ИСТОРИЯ

Планы семинарских занятий

для студентов 1 курса ДО

Башгосуниверситета

Уфа

РИЦ БашГУ

2016

УДК

ББК

Печатается по решению кафедры зарубежной истории исторического факультета

БашГУ

Протокол №__ от __ мая 2016 г.

Составители: кандидат исторических наук, доцент

кандидат исторических наук, доцент

В методических указаниях даются планы, методические рекомендации и приведены списки рекомендуемой литературы, необходимые для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «История». Приведен набор информации необходимой для подготовки к практическим занятиям.

Предназначено для студентов дневной формы обучения всех направлений подготовки и специальностей.

Семинарские занятия – одна из важных форм учебного процесса по дисциплине «История». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Анализируя содержание исторических процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, и исследуя присущие им причинно-следственные связи, история позволяет выявить устойчивые тенденции и конкретно-исторические закономерности становления и эволюции российской государственности.

Объем учебного курса составляет 18 часов лекций и 36 часов семинарских занятий. Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта; в основе его структуры лежит рекомендованный Министерством образования Российской Федерации принцип проблемности в изучении материала.

Курс «История» изучается студентами всех факультетов Башкирского государственного университета в первом семестре. История как одна из основополагающих дисциплин составляет фундамент для усвоения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Она позволяет изучить возникновение, развитие, функционирование российского государства.

Целью практических (семинарских) занятий по дисциплине «История» является формирование у студентов целостного представления об историческом пути России с древнейших времен до современного этапа развития как составной части мировой истории и культуры, о методах исторического исследования и историческом подходе к изучению научной проблемы, рассмотрение истории России в связи со становлением и развитием институтов российской цивилизации. Тем самым студенты на занятиях могут расширить и углубить свои знания, полученные на лекциях и в результате самостоятельной работы с учебниками и учебными пособиями, научной и научно-популярной литературой. Таким образом, практические занятия дают возможность осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов, глубиной, прочностью их знаний.

Планы семинарских занятий включают восемнадцать тем, в каждой из которых содержится перечень основных вопросов и список литературы, охватывающий материалы по изучаемым историческим периодам. В процессе изучения курса преподаватель имеет возможность варьировать как сами темы, так и отдельные вопросы, которые будут рассматриваться на семинарских занятиях.

К тому же планы семинарских занятий по дисциплине «История» снабжены списком обязательной учебной литературы, использование которой потребуется студентам при изучении тем. Подбор всей литературы осуществлялся авторами на основе материалов, имеющихся в библиотеках БашГУ, г. Уфы. В конце можно также найти список электронных ресурсов по истории России.

Планы семинарских занятий по дисциплине «история» позволят студентам успешно усвоить материал по указанной дисциплине, подготовиться к экзамену.

СЕМИНАР №1.

Становление раннефеодальной государственности в Европе.

1. Переход Европы от античности к феодализму. Варварские государства и Византия.

2. Восточные славяне в древности. Дохристианские верования.

3. Возникновение древнерусского государства IX-X в. Социально-экономический строй Древней Руси.

4. Христианизация Киевской Руси.

5. Древнерусская культура IX-XII вв.

Основные понятия:

славяне, подсечно-огневая система земледелия, перелог, двуполье, трехполье, город, концы и улицы (Новгород), село, дань, люди, полюдье, монархия, республика, князь, вече, посадник, воевода, тысяцкий, бояре, отроки, гриди, дружина, купцы, гости, смерды, закупы, холопы, рядовичи, изгои, раннефеодальная монархия, Русская Правда, сословие, язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм, епархия, монастырь, митрополит, патриарх, автокефалия(церковная), десятина, лествичный порядок престолонаследия, уроки, погосты, соседская община, летопись.

Основная литература:

1. Всемирная история / гл. ред. А.О. Чубарьян. – М: Наука, 2011-2014. – Т. 1-6.

2. Деревянко А.П. История России: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 567 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2012 – 768 с.

4. Кузнецов И.Н. Отечественная Россия: учебник. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 815 с.

5. Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 6-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 608 с.

6. Орлов А.С. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2015. – 528 с.

7. Семин В.П. История: Россия и мир: учебное пособие по дисциплине «История» для студ. вузов неисторических факультетов. – М.: Кнорус, 2015. – 544 с.

Дополнительная литература:

1. Аничков, Евгений Васильевич. Язычество и Древняя Русь. – М.: Академический Проект, 2009. – 538 с.

2. Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 2003.

3. История Европы с древнейших времен до наших дней: В 8 т. Т. 2. Средневековая Европа / ред. З.В. Удальцова. – М.: Наука, 1992. – 814 с.

4. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник / под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2010 .

5. История средних веков: в 3 ч. Ч. 1. Раннее средневековье : учеб. пособие / ред. В.А. Федосик, И.О. Евтухов. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 255 с.

6. Карамзин Н.М. История государства российского. – М., 1988. – Кн. 1. – Т. 1-4.

7. Литаврин Г.Г. Византия. Болгария. Древняя Русь (IX-XII вв.): науч. издание. – СПб.: Алетейя, 2000. – 398 с.

8. Соловьев С. М.Об истории древней России. – М., 1992. – Кн. 1.

9. Климов Е.В. Географический фактор христианизации Древней Руси. Конец X – середина XIII вв. // Вопросы истории. – 2014. – №6 – С. 137-141.

10. Семин В.П. Отечественная история: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Акад. Проект, 2006. – 556 с.

11. Федоров В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. – М.: Кнорус, 2008. – 536 с.

12. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. – М.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,1999. – 372 с.

13. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов,В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2012. – С. 5-65.

14. Янин В. Великий Новгород. История независимости // Наука и жизнь. – 2009. – №9. – С. 10-20.

СЕМИНАР №2.

Наши рекомендации