Становление новой государственности.

Наряду с экономическими преобразованиями в стране предстояли и политические реформы. Процесс децентрализации и суверенизации, начатый еще в эпоху горбачевских реформ, затронул и субъекты Российской Федерации. Первой из российских автономий Декларацию о суверенитете приняла Татария. О полной независимости провозгласила Чеченская республика. Аналогичную политику стали проводить Башкирия, Тува.

Федеральный российский центр пытался найти решение данных проблем и остановить возможный распад страны. В марте 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, который констатировал наличие в стране 89 субъектов. В нем определялись основные условия взаимоотношений между федеральной властью и субъектами Российской Федерации. Не все субъекты согласились с его условиями. Чеченская республика не приняла никаких условий. Сепаратистские тенденции в стране усилились. Обсуждались вопросы создания Уральской, Сибирской, Дальневосточных республик на территории страны. Обострились межнациональные отношения. Но самым сильным дестабилизирующим образованием являлась Чечня.

Политические проблемы возникали в стране и в связи с тем, что в стране сохранялась система Советов с функциями законодательной и исполнительной власти.

Эта структура законодательной власти, ее недемократический состав сдерживали действия правительства реформаторов. Члены Верховного Совета критически относились к реформам, стремились всячески укрепить собственные позиции и ослабить влияние в стране президентской вертикали.

В 1992 г. противостояние между президентом и Верховным Советом нарастало. В связи с этим Президент Б.Н. Ельцин решил провести всероссийских референдум по вопросу о новой Конституции. Но Съезд народных депутатов запретил проводить референдум и принял поправки к Конституции, ограничившие права президента. Тогда Б.Н. Ельцин решил обратиться непосредственно к гражданам России и объявил об особом порядке управления до преодоления политического кризиса до начала проведения референдума о доверии президенту.

25 апреля 1993 г. референдум был проведен. Он закончился победой Б.Н. Ельцина. Но проблемным оставался вопрос о структуре новых органов власти. Конфликт между законодательной и исполнительной властью вошел в новую, еще более взрывоопасную стадию. Верховный Совет стойко держал оборону, но президенту удалось в октябре 1993 г. демонтировать советскую систему власти.

В декабре 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции страны и выборы в новый орган власти – Государственную думу.

Достаточно острой была политическая борьба в стране в период президентских выборов 1996 г. Победу на выборах одержал Б.Н. Ельцин, который продолжил свой курс на реформирование социально-экономических и политических отношений.

В стране продолжалась работа по приватизации государственной собственности. Принимались меры, направленные на уменьшение инфляции. Но финансирование предпринимательства не осуществлялось, была урезана и бюджетная поддержка экономической деятельности предприятий. Сократились государственные заказы. Инфляцию, таким образом, удалось несколько приостановить. Но избранная экономическая модель преобразований была несостоятельна. Основной части населения пришлось платить высокой ценой за ее реализацию. Залогом от темпов падения производства была сырьевая ориентация предприятий. Но и этот реальный сектор экономики работал не эффективно. Развитие реформ затрагивало в основном непроизводственный сектор экономики, торговлю, посредническую деятельность. Основные капиталы сосредотачивались в руках узкой группы лиц, предпринимательский сектор страны был слаб.

Практически на протяжении всех лет реформ государством поддерживалось формирование только одной сферы предпринимательства – финансово-банковской системы и игнорировалась поддержка реального сектора. В конечном счета такая политика привела к сильнейшему кризису и банкротству в августе 1998 г.

Это сильно сказалось на жизненном уровне населения. Его падение продолжилось. Приметой времени стали хронические задержки выплаты заработной платы, пенсий, налоги практически не собирались, колоссальных масштабов достигла криминализация экономики.

РФ на современном этапе.

Ситуация в стране к концу 1990-х гг. была очень сложной. Многие политические силы были оппозиционно настроены по отношению к президенту Б.Н. Ельцину. 15 мая 1999 г. на заседании Государственной Думы был поставлен вопрос об импичменте президенту. Но он не был поддержан большинством.

В канун нового 2000г. Ельцин Б.Н. добровольно сложил с себя полномочия главы государства. Исполнять обязанности Президента РФ стал В.В. Путин.26 марта 2000 г. В.В. Путин победил в первом туре президентских выборов и стал вторым президентом России.

На новом этапе предстояло провести множество мероприятий, направленных на стабилизацию экономики и укрепление государственности страны. С приходом В.В. Путина обстановка в стране нормализовалась, более определенным стал внешнеполитический курс страны. Российская дипломатия выработала новые приоритеты.

На новом этапе новый импульс обрели, прежде всего, взаимоотношения России со странами СНГ. В столице Казахстана был подписан Договор об образовании ЕАЭС (Евразийское экономическое сообщество). Были подтверждены договоренности о создании Союзного государства России и Белоруссии. Более сложными оставались взаимоотношения с государствами Закавказья.

Но значительно укрепились взаимоотношения с европейскими странами. Россия стала активным участником встреч стран Большой семерки. Улучшились взаимоотношения России со странами азиатского региона – Индией, Китаем. Очень энергичными стали взаимоотношения России с США, особенно после террористического акта 11 сентября 2001 г.

Внешнеполитический курс России свидетельствует, что на новом этапе Россия стремилась действовать по всем направлениям, затрагивающим ее жизненные интересы. России удалось укрепить свой статус, но на восстановление былых позиций России предстоит еще много сделать на внешнеполитическом направлении. Но задел на долгосрочную перспективу на нынешнем этапе осуществлен. Поэтому дальнейшая целенаправленность внешней политики страны состоит в расстановке приоритетов в отношениях с разными странами, в обозначении присутствия в ключевых геополитических ареалах и формулировании принципиальных позиций по содержанию международных отношений.

Наши рекомендации