Ссср во второй мировой войне и первые послевоенные годы
Цель и задачи семинарского занятия:
Установить причины Второй мировой и Великой Отечественной войн. Проанализировать этапы Великой Отечественной войны (стратегия и тактика сторон, ход, основные сражения, результаты). Оценить масштаб потерь и степень политических и экономических изменений в СССР в ходе войны. Дать оценку Второй мировой и Великой Отечественной войн. Охарактеризовать послевоенное развитие СССР.
План и регламент семинарского занятия:
I. | Введение. | 5 мин. |
II. | УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | |
1. | Советский Союз во второй мировой войне: - реализация положений пакта Молотова-Риббентропа в 1939-1940 гг.; - причины поражения Советской армии в начальный период Великой Отечественной войны; - факторы, повлиявшие на перелом хода Великой Отечественной войны; - решающие сражения Великой Отечественной войны. | 75 мин. |
2. | Итоги Второй мировой войны. Начало «холодной войны». | 15 мин. |
3. | Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.): - экономическая политика позднего сталинизма; - виток репрессий, культурная и национальная политика. | 20 мин. |
III. | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | 5 мин. |
Итого | 120 мин. |
Учебно-материальное обеспечение семинара:
- Презентации по теме.
- Плазменный телевизор и компьютер.
- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.
Темы докладов и сообщений:
1. Мир накануне второй мировой войны: гражданская война в Испании.
2. Конфликты на оз. Хасан и р. Халхин-Гол.
3. Советско-финская война.
4. Международные конференции Второй мировой войны (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская).
5. Последние политические процессы. «Дело врачей».
Основная литература:
1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 385 – 409, 497 – 506.
Дополнительная литература:
1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.
2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.
3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.94-99.
Рекомендованная литература по теме:
1. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
2. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
3. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
Интернет-источники:
1. http://militera.lib.ru/ – Военная литература.
2. http://sovetika.ru – Сайт о советской эпохе.
3. http://sovietera.net/ – Сайт о СССР.
Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):
1. Дать определение понятиям и терминам: депортация, эвакуация, репатриация, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, ООН, «план Маршалла», «железный занавес», «холодная война».
2. Дать краткую характеристику историческим личностям: В.М. Молотов, К.К. Рокоссовский, Г.К. Жуков, Конев, Л.П. Берия, И.В. Курчатов.
3. Заполните таблицу «Этапы Великой Отечественной войны (1941-1945)»:
№ пп | Этапы | Название операций | Основные события |
1. | |||
2. | |||
… |
Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):
1. Установите правильную последовательность событий II Мировой войны:
а: ядерная бомбардировка Японии
б: Битва за Москву
в: взятие Берлина
г: подписание советско-германского договора о ненападении
2. Стратегическая инициатива в военных действиях против Германии перешла к советскому командованию после:
а: разгрома немцев под Москвой
б: Сталинградской битвы
в: Курской битвы
г: изгнания немцев с территории СССР
3. Решения об открытии второго фронта в Европе были приняты на:
а: Московской конференции в 1941 г.
б.: на Тегеранской конференции в 1943 г.
в.: на Ялтинской конференции в 1945 г.
г.: на Потсдамской конференции в 1945 г.
4. Организация для поддержания и сохранения мира, созданная в 1945 г.:
а: Лига Наций
б: Организация Объединенных наций (ООН)
в: НАТО
г: Организация Варшавского договора
5. Одной из причин перехода СССР и стран Запада от союзнических отношений к «холодной войне» был (-о):
а: отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны
б: расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире
в: создание Организации Варшавского договора
г: начало Корейской войны
6. Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии во время Великой Отечественной войны проходила в:
а: июне 1944 г.
б: августе 1943 г
в: декабре 1942 г.
г: апреле 1941 г.
Дата заключения пакта Молотова – Риббентропа
а: ноябрь 1938 г.;
б: сентябрь1940 г.;
в: август 1939 г.;
г: июнь 1941 г.
8. Соотнесите даты и боевые действия Великой Отечественной войны:
а: 1943 г
б: 1944 г.
в: 1942 г.
г: 1941 г.
1: Сталинградская битва
2: Битва за Москву
3: Курская дуга
4: Открытие второго фронта
9. Вместе с фашистской Германией в военных действиях против СССР участвовала:
а.: Италия;
б: Великобритания;
в: Франция;
г: США
10. Приказ № 227, более известный под названием «Ни шагу назад», был издан:
а: в ходе Московской битвы;
б: после поражения под Харьковом;
в: во время наступления немцев на Сталинградском направлении;
г: перед Курской битвой
11. Главным итогом разгрома немецких войск под Москвой был (-а, -о):
а: окончание отступления советских войск
б: изгнание немецких войск с территории СССР
в: срыв германского плана «молниеносной войны»
г: открытие второго фронта в Европе