Ссср во второй мировой войне и первые послевоенные годы

Цель и задачи семинарского занятия:

Установить причины Второй мировой и Великой Отечественной войн. Проанализировать этапы Великой Отечественной войны (стратегия и тактика сторон, ход, основные сражения, результаты). Оценить масштаб потерь и степень политических и экономических изменений в СССР в ходе войны. Дать оценку Второй мировой и Великой Отечественной войн. Охарактеризовать послевоенное развитие СССР.

План и регламент семинарского занятия:

I. Введение. 5 мин.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ  
1. Советский Союз во второй мировой войне: - реализация положений пакта Молотова-Риббентропа в 1939-1940 гг.; - причины поражения Советской армии в начальный период Великой Отечественной войны; - факторы, повлиявшие на перелом хода Великой Отечественной войны; - решающие сражения Великой Отечественной войны. 75 мин.
2. Итоги Второй мировой войны. Начало «холодной войны». 15 мин.
3. Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.): - экономическая политика позднего сталинизма; - виток репрессий, культурная и национальная политика. 20 мин.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 5 мин.
  Итого 120 мин.

Учебно-материальное обеспечение семинара:

- Презентации по теме.

- Плазменный телевизор и компьютер.

- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.

Темы докладов и сообщений:

1. Мир накануне второй мировой войны: гражданская война в Испании.

2. Конфликты на оз. Хасан и р. Халхин-Гол.

3. Советско-финская война.

4. Международные конференции Второй мировой войны (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская).

5. Последние политические процессы. «Дело врачей».

Основная литература:

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 385 – 409, 497 – 506.

Дополнительная литература:

1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.

2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.

3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.94-99.

Рекомендованная литература по теме:

1. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

2. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

3. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

Интернет-источники:

1. http://militera.lib.ru/ – Военная литература.

2. http://sovetika.ru – Сайт о советской эпохе.

3. http://sovietera.net/ – Сайт о СССР.

Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):

1. Дать определение понятиям и терминам: депортация, эвакуация, репатриация, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, ООН, «план Маршалла», «железный занавес», «холодная война».

2. Дать краткую характеристику историческим личностям: В.М. Молотов, К.К. Рокоссовский, Г.К. Жуков, Конев, Л.П. Берия, И.В. Курчатов.

3. Заполните таблицу «Этапы Великой Отечественной войны (1941-1945)»:

№ пп Этапы Название операций Основные события
1.      
2.      
     

Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. Установите правильную последовательность событий II Мировой войны:

а: ядерная бомбардировка Японии

б: Битва за Москву

в: взятие Берлина

г: подписание советско-германского договора о ненападении

2. Стратегическая инициатива в военных действиях против Германии перешла к советскому командованию после:

а: разгрома немцев под Москвой

б: Сталинградской битвы

в: Курской битвы

г: изгнания немцев с территории СССР

3. Решения об открытии второго фронта в Европе были приняты на:

а: Московской конференции в 1941 г.

б.: на Тегеранской конференции в 1943 г.

в.: на Ялтинской конференции в 1945 г.

г.: на Потсдамской конференции в 1945 г.

4. Организация для поддержания и сохранения мира, созданная в 1945 г.:

а: Лига Наций

б: Организация Объединенных наций (ООН)

в: НАТО

г: Организация Варшавского договора

5. Одной из причин перехода СССР и стран Запада от союзнических отношений к «холодной войне» был (-о):

а: отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны

б: расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире

в: создание Организации Варшавского договора

г: начало Корейской войны

6. Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии во время Великой Отечественной войны проходила в:

а: июне 1944 г.

б: августе 1943 г

в: декабре 1942 г.

г: апреле 1941 г.

Дата заключения пакта Молотова – Риббентропа

а: ноябрь 1938 г.;

б: сентябрь1940 г.;

в: август 1939 г.;

г: июнь 1941 г.

8. Соотнесите даты и боевые действия Великой Отечественной войны:

а: 1943 г

б: 1944 г.

в: 1942 г.

г: 1941 г.

1: Сталинградская битва

2: Битва за Москву

3: Курская дуга

4: Открытие второго фронта

9. Вместе с фашистской Германией в военных действиях против СССР участвовала:

а.: Италия;

б: Великобритания;

в: Франция;

г: США

10. Приказ № 227, более известный под названием «Ни шагу назад», был издан:

а: в ходе Московской битвы;

б: после поражения под Харьковом;

в: во время наступления немцев на Сталинградском направлении;

г: перед Курской битвой

11. Главным итогом разгрома немецких войск под Москвой был (-а, -о):

а: окончание отступления советских войск

б: изгнание немецких войск с территории СССР

в: срыв германского плана «молниеносной войны»

г: открытие второго фронта в Европе

Наши рекомендации