Россия на рубеже веков (xix-xx вв.). политические альтернативы самодержавию

(Одно семинарское занятие)

Семинар 10.

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (XIX-XX ВВ.). ПОЛИТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ САМОДЕРЖАВИЮ

Цель и задачи семинарского занятия:

Дать оценку политическим, социальным, экономическим и духовным процессам, происходившим в России в конце XIX – начале XX вв. Охарактеризовать Николая II как политика и личности. Проанализировать особенности развития капитализма в России и мире. Рассмотреть причины, цель, характер, ход и итоги революции 1905 – 1907 гг. Дать оценку деятельности Государственных дум Российской империи. Рассмотреть ход аграрной реформы П.А. Столыпина и её результаты. Показать попытку трансформации государственного устройства России (от абсолютной монархии к «думской» монархии).

План и регламент семинарского занятия:

I. Введение. 5 мин.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ  
1. Исторический портрет Николая II. 15 мин.
2. Развитие капитализма в России в начале ХХ в. Особенности и общие черты с общемировой практикой. Деятельность С. Ю. Витте. 15 мин.
3. Революция 1905 – 1907 гг. Причины, цель, характер, ход и значение. 15 мин.
4. Формирование многопартийной системы в России. 20 мин.
5. Третьеиюньский государственный переворот. Сущность третьеиюньской монархии. 25 мин.
6. Характеристика политического курса П. А. Столыпина. Аграрная реформа. 20 мин.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 5 мин.
  Итого 120 мин.

Учебно-материальное обеспечение семинара:

- Презентации по теме.

- Плазменный телевизор и компьютер.

- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.

Темы докладов и сообщений:

1. Политический портрет Николая II.

2. Деятельность I – IV Государственных Дум.

3. П. А. Столыпин и его реформы.

Основная литература:

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 288 – 305, 480 – 492.

Дополнительная литература:

1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.

2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.

3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.77-82.

Рекомендованная литература по теме:

1. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

2. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

3. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.

4. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.

Интернет-источники:

1. http://imperator.spbnews.ru/ - сайт о Николае II.

2. http://militera.lib.ru/ - Военная литература.

3. Российская империя. Том IV. Диск 1, 2. Проект Леонида Парфёнова. 2003 г.

Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):

1. Дать краткую характеристику историческим личностям: Николай II, Императрица Александра Фёдоровна, Г.Е. Распутин, В.М. Пуришкевич, Г.А. Гапон, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, М.В. Родзянко, А.И. Гучков, П.А. Кропоткин, В.М. Чернов, П.А. Милюков, П.А. Столыпин, С.О. Макаров, В.В. Верещагин.

2. Дать определения следующим историческим понятиям: монополистический капитализм, империализм, партия, многопартийная система, парламент, Государственная Дума, революционная ситуация.

3. Заполнить таблицу «Партии Российской империи»:

  Название партии, год основания Лидеры партии Основные положения программы
Революционные 1. 2. 3.    
Либеральные     1. 2.    
Монархические     1. 2.    

Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. Годы правления Николая II:

а:1896 – 1917 гг.

б:1894 – 1917 гг.

в: 1881 – 1917 гг.

г: 1899 – 1918 гг.

2. Финансовую реформу 1897 г., в результате которой был введен золотой рубль, провел:

а: М.М. Сперанский

б: К.П. Победоносцев

в: М.А. Бакунин

г: С.Ю. Витте

3. Партия, принявшая в 1903 г. на II съезде программу, ставившую целью установление диктатуры пролетариата:

а: РСДРП

б: «Союз освобождения»

в: «Союз 17 октября»

г: «Союз благоденствия»

4. По завершении русско-японской войны Россия потеряла:

а: Среднюю Азию

б: Финляндию

в: Южный Сахалин

г: Аляску

5. Первая русская революция началась с:

а: Обуховской обороны

б: Декабрьского вооруженного восстания

в: Штурма Зимнего дворца

г: "Кровавого воскресенья"

6. До 1905 г. Россия представляла собой государство по типу:

а: аристократической республики

б: конституционной монархии

в: самодержавной монархии

г: демократической республики

7. Соотнесите имена лидеров и партий начала XX в.:

а: Кропоткин П. А.

б: Милюков П. А.

в: Чернов В. М.

г: Ленин В. И.

1: партия большевиков

2: партия кадетов

3: партия эсеров

4: партия анархистов

8. Последовательность исторических событий революции 1905 – 1907 гг.:

а: Созыв I Государственной Думы

б: Манифест Николая II о даровании политических свобод

в: «Кровавое воскресенье»

г: Новый избирательный закон - «третьеиюньская монархия»

9. Первая русская революция завершилась:

а: победой демократических сил

б: значительными уступками царизма в политической сфере

в: полным поражением правительственных сил

г: принятием «Манифеста 17 октября»

10. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:

а: Сенат

б: Земский Собор

в: Боярская Дума

г: Государственная Дума

11. Центральное место в деятельности I и II Государственных Дум (1906 – 1907 гг.) занимал:

а: национальный вопрос

б: аграрный вопрос

в: военный вопрос

г: вопрос налоговой политики

12. Столыпинская аграрная реформа в России началась в:

а: 1861 г.

б: 1917 г.

в: 1906 г.

г: 1870 г.

13. Одним из направлений Столыпинской аграрной реформы было (-а):

а: ликвидация помещичьего землевладения

б : разрушение крестьянской общины

в: расширение помещичьего землевладения

г: укрепление крестьянской общины

14. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:

а: П.А. Столыпин

б: М.М. Сперанский

в: Д.В. Давыдов

г: А.В. Колчак

1: участник Отечественной войны 1812 г.

2: реформатор государственной системы в период правления Александра I

3: автор земельной реформы в период правления Николая II

4: руководитель Белого движения в Сибири после революции 1917 г.

15. Современник Николаю II:

а: А.А. Аракчеев

б: П.А. Столыпин

в: С.С. Уваров

г: М.М. Сперанский

Тема 7.

Наши рекомендации