Д. €

Платон: стремление к истине и красоте как к высшему благу есть влюбленность.

Толстой: надо любить И., чтобы быть готовым, узнав вечную истину, отречься от всего, что считал И. до этого.

Гегель: И. – это великое слово и еще более великий предмет.

Герцен: уважение к И. есть начало мудрости.

Понятие И. чел-во соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и И. – цель науки, искусства, идеал нравственных побуждений.

Истина– адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного и интеллектуального постижения либо сообщения о нем и хар-ая с т\з ее достоверности. Т.о., истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Истинность есть св-во знания, а не самого объекта. Не только совпадение знания с предметом. Но и предмета с познанием. Истина предметна, ее надо постичь и осуществить. Нужно создать предметный мир, соответствующий нашим понятиям о нем, нашим моральным, эконом., соц–полит., эстет. потребностям и идеалам.

И. может существовать в виде отдельного утверждения, в цепи утверждений и как научная система. Образ может отражать наличное бытие и прошлое, как след, несущий информацию. Будущее же не объект отражения, а как целесообразное, реализуемое, полезное.

И. – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность таковой, какая она есть сама по себе, независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, + понятий, суждений, учений + всей целостной картины мира в динамике ее развития.

Заблуждение – содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Оно односторонне отражают объективную дейст-ть (образы волшебных сказок). В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется в ходе развития науки.

Ложь – искажение дейст-ти. Имеющее целью ввести кого-либо в обман. Нравственно-психологический феномен. Ложь во спасение (разведчик, дипломат, врач, политик).

С нравственной т\з заблуждение – добросовестная неправда, обман – недоб-ая неправда.

Истина исторична. Любой объект познания неисчерпаем, он бесконечно меняется. Картина мира незакончена пред взором ученого: 1 хорошо известно и стало банальным, 2 не совсем понятно, 3 сомнительно, 4 недостаточно обосновано, 5 противоречит новым фактам, 6 проблематично.

И. относительна, т.к. отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, которые изменяются и развиваются. Относительная И. есть ограниченно верное знание о чем-либо. Каждый новый шаг – более глубокое знание. Крайность: К.Поппер утверждал, что любое научное положение – гипотеза.

Абсолютная И. Абсолютно достоверные факты важны в практической деят-ти (особенно при решении чел-их судеб). – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

К любой относительной истине м\б применен термин абсолютная, т.к. она объективна и в качестве момента содержания содержит нечто абсолютное.

Конкретность И. Это один из основных принципов диалектического подхода к познанию – предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Конкретность – это св-во истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, существенных св-тв, тенденций его развития. Верное отражение одного момента реальности может стать заблуждением, если всего не учесть (кипение воды при смене давления).

Нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Принцип конкретности требует подходить к истине не с общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что не совместимо с догматизмом.

Критерии истинности знания.

1.ясность и отчетливость мышления. Декарт, Спиноза, Лейбниц. Не надежно, т.к. опирается на силу логики. Но для кого-то м\б ясно, а для кого-то туманно.

2. уверенность в достоверности = вера. У.Джемс.

3. общезначимость. Беркли. Но первооткрыватели науки были одиночками.

4.принцип прагматизма – истина узкоутилитарна.отвергалась объективная значимость истины.

5. эстетический критерий. Приятно, но малонадежно.

6. экономная мысль есть истина. Эмпириокритицисты Мах и Авенариус.

7. реализуемость!!! Диалектический материализм. В знании истинно то, что подтверждается на практике. При этом сама практика совершенствуется, углубляется на основании именно научного познания. Возможности практики может быть исторически ограничены. +

субстанциальная концепция И. – истина есть св-во вечных идеальных духовных объектов, находящихся в трансцендентном мире = Бог.

Когерентная концепция – истина есть согласованность знаний между собой: гармония чувств, ощущений, мыслей. И. – конвенция, договоренность людей по какому-то поводу.

Корреспондентная коцепция – истина есть соответствие наших знаний миру (метафизический и диалектический материализм). С Аристотеля.

Наши рекомендации