Для проведения текущего контроля успеваемости обучающихся

1. Сторонниками норманнской теории происхождения Древнерусского государства являлись:

1) Н.М.Карамзин;

2) М. В.Ломоносо­в;

3) В.О.Ключевский;

4) И.Е.Забелин;

5) С.М.Соловьев;

6) Г.Ф.Миллер

2. Крещение Руси произошло в:

1) 980 г.

2) 983 г.

3) 988 г.

4) 990 г.

Последствия принятия христианства:

а)

б)

в)

г)

д)

3. Русская Правда:

1) первый письменный свод законов в Древнерусском государстве;

2) летопись, созданная в Киеве;

3) воспоминания Владимира Мономаха;

4) первое религиозное произведение христианско й Руси.

4.Формы вассальной зависимости русских земель отЗолотой Орды:

1) насаждение новой ордынской системы управления;

3) уплата ежегодной дани «выхода»;

4) получение русскими князьями у ордынских ханов ярлыков на княжение;

5) содержание монгольских гарнизонов в русских землях.

5. Значение Куликовской битвы:

1)

3)

4)

6. Результаты внешней политики Ивана IV:

1) присоединение Казанского ханства;

2) окончание завоевания Сибири;

3) освоение Дикого поля;

4) поражение в Ливонской войне;

5) присоединение Астраханского ханства;

6) присоединение Нарвы и побережья Финского залива.

7. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате:

1) изгнания поляков, посадивших на российский престол королевича Владислава;

2) своей родовитости;

3) выдающихся заслуг в борьбе с польско-шведской интервенцией;

4) избрания на Земском соборе.

8. Социальные движения XVII в.:

1) восстание К.Булавина;

2) Соляной и Медный бунты;

3) городские восстания в Москве, Устюге, Вологде, Курске и др.;

4) крестьянская война под предводительством Е.Пугачева;

5) Соловецкое восстание;

6) война под руководством С.Разина.

7. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины

Обучение по дисциплине «История» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические/семинарские) и самостоятельной работы студентов. Практические/семинарские занятия дисциплины «История» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольно-измерительных мероприятий.

Подготовка к лекции студентами заключается в следующем:

- повторить материал предыдущей лекции,

- ознакомиться с темой предстоящей лекции (в рабочей программе учебной дисциплины);

- ознакомиться с учебными материалами по данной теме в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины или с электронными материалами, предложенными лектором;

- записать возможные вопросы, которые можно будет задать лектору.

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям:

- внимательно прочитать материал лекций относящихся к данному занятию, ознакомиться с учебными материалами, включая электронные в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины;

- подготовить развернутые ответы на вопросы, предложенные в рабочей программе дисциплины для обсуждения;

- выполнить задания, если они предусмотрены в письменной форме;

- понять, что для вас осталось неясными и постараться получить на них ответ заранее;

- готовиться к практическим/семинарским занятиям можно как индивидуально, так и в составе малой группы;

- рабочую программу учебной дисциплины необходимо использовать в качестве основного ориентира в организации обучения;

- электронной версии рабочей программы по дисциплине размещена на сайте Нижегородского института управления и предоставлен авторизованный доступ.

Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

- программой дисциплины;

- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть;

- тематическими планами лекций, семинарских занятий;

- контрольно-измерительными материалами;

- учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;

- перечнем и тематикой письменных работ, а также методическими рекомендациями по их выполнению;

- перечнем экзаменационных вопросов.

Систематическое выполнение всех видов заданий на лекциях, практических/семинарских занятиях, а также самостоятельная работа позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена.

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
по дисциплине (модулю)

8.1 Примерные вопросы к экзамену (1 семестр):

1. Основные этапы отечественной истории: особенности каждого этапа и последствия для развития российского общества.

2. Деятельность киевских князей во внешней и внутренней политике (от Рюрика до Владимира Маномаха).

3. Принятие христианства на Руси: причины, выбор веры, церковь как организация, последствия для общественного развития русского общества.

4. Борьба Руси за безопасность северо-западных земель: причины, особенности, основные события и их результаты. Роль Александра Невского.

5. Русь и Орда: основные этапы, характер взаимоотношений, последствия для развития русского общества.

6. Внешняя политика России в XV-XVII: задачи, направления, основные события, результаты.

7. Смутное время в России: причины, основные события, последствия, преодоление смуты.

8. Бунташный век: причины восстаний, основные события, результаты и последствия.

9. Модернизация России в XVIII в.: причины, основные направления, методы, результаты.

10. Эволюция системы крепостного права в XV-XVIII вв.

11. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

12. Внешняя политика в XVIII веке: задачи, направления, основные события, результаты.

13. Внешняя политика России в XIX в.:задачи, направления, основные события, результаты.

14. Отечественная война 1812 года: причины, этапы, основные события, итоги и последствия для России и Европы

15. Движение декабристов: организации, представители, программы, результаты.

16. Крымская война: причины, этапы, основные события, итоги и последствия для России и Европы

17. Развитие общественно-политической мысли в 20-50 гг.: основные направления: их социальная основа, представители, идеи, значение для развития России.

18. Отмена крепостного права в России: причины и цели. проекты и попытки решить крестьянский вопрос в I пол. XIX в., подготовка реформы, правовая основа реформы, личные права крестьян, имущественные права крестьян, управление реализацией реформы, последствия.

19. Развитие общественного движения в 60-80 гг.: основные направления: их социальная основа, представители, идеи, организации, деятельность.

20. Развитие рабочего и социал-демократического движения в конце XIX – нач. XX в.: причины, цели и формы борьбы, организации, представители, результаты.

21. Внешняя политика России в нач. XX в.:задачи, направления, основные события, результаты.

22. Роль России в I первой мировой войне: задачи, подготовка, основные этапы и события, результаты и последствия для России

23. Сравнительно-исторический анализ революций в России: 1905 -1907 гг, февральской и октябрьской 1917 гг: причины, задачи, движущие силы, основные события, результаты и последствия для развития России.

24. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, социальная база, цели и силы сторон, основные этапы и события, итоги и последствия войны для России, причины победы Красной Армии

25. Характер преобразований в экономике до начала гражданской войны. Политика «военного коммунизма» в экономике: цели, основные направления, результаты, последствия.

26. Нэп: причины введения, содержание, итоги, противоречия, причины свертывания.

27. Создание и развитие СССР: причины и предпосылки, основные этапы, основные направления политического, экономического и культурного развития союзного государства.

28. Формирование однопартийной системы в советском обществе в 1917-1920-е годы: действующие партии после октября 1917 г., их социальная основа, отношение к большевистской партии, деятельность, причины ухода с политической арены.

29. Внешняя политика советского государства в 1917-1920-е годы: задачи, направления, основные события, результаты.

30. Основные направления форсированного строительства социализма в 1930-е годы: коллективизация: причины, цели. методы проведения и результаты; индустриализация: цели, особенности, первые пятилетние планы, результаты, достижения и проблемы; культурная революция: основные направления и результаты.

31. Внешняя политика СССР в 1930-е – нач. 1940-х гг.: задачи, направления, основные события, результаты.

32. Периодизация второй мировой и Великой Отечественной войн: этапы, главные события, результаты

33. Борьба с фашистами на оккупированной территории: деятельность партизан и подпольщиков: причины, организация, основные события, герои.

34. Роль СССР в антигитлеровской коалиции: состав коалиции, основные конференции и их решения, основные направления взаимопомощи, результаты. Нюренбергский процесс

35. Основные направления внешней политики СССР в послевоенный период: роль в ООН, взаимоотношения с социалистическими, капиталистическими и бывшими колониальными странами.

36. Холодная война: причины, проявления роль СССР. Борьба за мир на международной арене.

37. Восстановительный период в СССР: цели, основные направления, особенности экономической, политической и культурной жизни.

38. СССР в условиях хрущевской «оттепели»: особенности экономической, политической и культурной жизни.

39. СССР в 60-нач. 80-х гг.: особенности экономической, политической и культурной жизни.

40. Перестройка в СССР: причины, цели, основные направления во внутренней и внешней политике, результаты.

41. Распад СССР: причины, основные этапы, последствия.

42. Россия после перестройки (1991-2000 гг.): основные направления во внутренней и внешней политике, результаты.

Таблица 5.

Наши рекомендации