Методические указания для обучающихся

По дисциплине «История»

для специальностей:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(базовый и углубленный уровни подготовки);

21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

(базовый и углубленный уровни подготовки)

08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (по отраслям)

(базовый уровень подготовки)

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

(базовый уровень подготовки)

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

(базовый и углубленный уровни подготовки)

18.02.09 Переработка нефти и газа

(базовый уровень подготовки)

27.02.05 Системы и средства диспетчерского управления

(базовый уровень подготовки)

Составлено в соответствии УТВЕРЖДАЮ

с требованиями федерального Зам. директора по учебной работе

государственного образовательного _________________В.В. Новиков

стандарта по специальностям 38.02.01. «____»_________________2014 г.

Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям), 15.02.07 Автоматизация

технологических процессов и произ

водств (по отраслям), 18.02.09 Перера

ботка газа и нефти (по отраслям),

21.02.03 Сооружение и эксплуатация

газонефтепроводов и газонефтехранилищ

(по отраслям), 15.02.01 Монтаж и техниче

ская эксплуатация промышленного обору

дования (по отраслям), 08.02.08 Монтаж

и эксплуатация оборудования и систем

газоснабжения, 27.02.05 Системы и средства

диспетчерского управления

Одобрено цикловой комиссией

общих гуманитарных и социально-

экономических дисциплин, комиссией

общеобразовательного цикла

Протокол №__1____

от «__01_»_____09______2014 г.

Председатель____________ Т.В. Кузнецова

Разработчики:

Клепикова Л.П.– ведущий методист экономического факультета, преподаватель высшей категории НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром»;

Маняев А.Г. – к.ф.н., преподаватель первой категории НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром».

Рецензенты:

Рыбалко Н.В. – к.и.н., доцент кафедры отечественной истории ВолГУ;

Дьяченко Н.А. – к.п.н., преподаватель высшей категории НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти ОАО «Газпром».

Аннотация

Методические указания предназначены для реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 18.02.09 Переработка газа и нефти, 27.02.05 Системы и средства диспетчерского управления, 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, требований, предъявляемых заказчиком ОАО «Газпром», являются составной частью подготовки специалистов и обязательным разделом ОПОП СПО.

Методические указания по проведению семинарских занятий являются обязательным элементом методического обеспечения по организации изучения учебной дисциплины «История».

Включают в себя методические рекомендации для обучающихся, критерии оценки работы обучающихся на семинарском занятии, права и обязанности обучающихся, планы семинарских занятий, требования к результатам освоения дисциплины, методические рекомендации по подготовке к занятиям, примерную тематику рефератов, вопросы для самоконтроля, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины и т.д.

Предназначаются для проведения практических занятий по дисциплине «История» по базовому и углубленному уровням подготовки, для обучающихся как по очной, так и заочной формам обучения по специальностям 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 18.02.09 Переработка газа и нефти, 27.02.05 Системы и средства диспетчерского управления, 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.

Оглавление

Аннотация. 3

Пояснительная записка. 4

1. Методические указания для обучающихся. 4

2. Критерии оценки деятельности обучающихся на семинарских занятиях. 4

3. Права и обязанности обучающихся. 4

Тематический план семинарских занятий по дисциплине «История». 4

Семинарское занятие № 1 Тема: Перестройка: причины, сущность,
значение. 4

Семинарское занятие № 2 Тема: Россия в конце XX века. 4

Семинарское занятие № 3 Тема: Россия в начале XXI века. 4

Семинарское занятие № 4 Тема: Общественно-политическая мысль
на рубеже веков. 4

Семинарское занятие № 5 Тема: Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. 4

Семинарское занятие № 6 Тема: Международные отношения
на современном этапе. 4

Семинарское занятие № 7 Тема: Религия. Ее значение в историческом
процессе. 4

Семинарское занятие № 8 Тема: Наука как фактор социального прогресса. 4

Семинарское занятие № 9 Тема: Культура. Проблема соотношения
инноваций и традиций в историческом процессе. 4

Примерные вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (дифференцированному зачету, экзамену) по дисциплине «История». 4

Заключение. 4

Список рекомендуемой литературы.. 4

Пояснительная записка

Методические указания предназначены для организации и проведения семинарских занятий по дисциплине «История». Семинарские занятия являются необходимым элементом учебного процесса.

Данная дисциплина предполагает изучение основных процессов политического и экономического развития ведущих стран мира и России на рубеже веков (20 – 21вв.)

Цели изучения дисциплины «История»: дать обучающимся достоверное представление о роли исторической науки в познании современного мира; раскрыть основные направления развития основных регионов мира на рубеже веков (20 – 21вв.); рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом сообществе; показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории; дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной системы международных отношений; научить использовать опыт, накопленный человечеством.

Реализация программы по дисциплине «История» направлена на формированиеобщих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX – XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и направление их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укрепление национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Методические указания включают в себя планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения на семинарском занятии, списки литературы к каждой теме и общий список литературы по всему курсу. Вопросы и задания для обсуждения на семинарском занятии, придают занятиям практическую направленность, стимулируя как индивидуальное осмысление актуальных политических и социальных проблем, так и дискуссию в группе. Важной формой более глубокого изучения отдельных вопросов является написание рефератов. К некоторым семинарам дается тематика рефератов. В настоящих методических указаниях дана только основная литература, вся дополнительная, в том числе и для подготовки рефератов, должна быть подобрана обучающимся самостоятельно.

Методические указания могут быть использованы при проведении семинарских занятий в форме дискуссий по вопросам современной истории. Семинарские занятия являются одной из форм достижения дидактических задач: обучающей - сконцентрировать внимание на основных положениях темы, ознакомить обучающихся с различными точками зрения на проблемы и альтернативные подходы к объектам изучения; воспитывающей - формирование эмоционального отношения к явлениям социальной действительности; развивающей - способствовать формированию монологической речи обучающихся и развитию навыков дискуссионного общения.

Цель таких семинарских занятий заключается в формировании собственного мнения по актуальным проблемам политической истории, выработке навыков регулярной работы с литературой, В ходе семинарских занятий обучающиеся должны научиться аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Рекомендуемая форма проведения семинарского занятия - дискуссия. Такая актуальная форма проведения семинарского занятия способствует проникновению в смысл проблемы, учит отделять информацию, имеющую практическую ценность от банальных рассуждений. Это важно для правильного становления менталитета современного специалиста.

Методические указания рассчитаны на организацию и проведение аудиторных семинарских занятий по углубленной подготовке и базовой подготовке. В зависимости от специальности предусматривает различное количество часов на семинарские занятия по учебной дисциплине «История». Преподаватель, в рамках предложенной тематики, учитывая уровень подготовки студентов и количество часов выделенных учебным планом на семинар, самостоятельно определяет количество вопросов и заданий выносимых на обсуждение во время аудиторных занятий.

Методические указания для обучающихся

Подготовка к семинарским занятиям по истории должна включать следующие моменты:

- знакомство с соответствующими главами учебника(в планах занятий приведен список ряда учебников, рекомендованных для всех тем, Вы можете выбрать любой из них. Оптимальным был бы вариант работы не с одним учебником, так как в разных учебниках избран разный подход к изучаемому предмету и полезно понять различие подходов, сравнить их, чтобы выработать свою позицию);

- чтение конспекта лекции, чтение и осмысление одного-двух источников из приведенного списка литературы (чтобы сравнить позиции различных авторов по изучаемым проблемам);

- выяснение для себя содержания тех категорий и понятий, которые являются основными для данного теоретического раздела истории.

При подготовке к работе на семинаре следует вести рабочую тетрадь, которая должнасодержать: краткие тезисы Вашего ответа на вопросы, поставленные в плане занятия; неясные для Вас вопросы, проблемы, которые Вы хотели бы обсудить на семинаре. Старайтесь связывать теоретические проблемы с практикой социальной и личной жизни, с Вашими конкретными профессиональными интересами.

Помните: семинарское занятие - не проверка подготовленного «урока», а обсуждение проблем изучаемой науки.

При подготовке к выступлению на семинарском занятии:

1. Придерживайся четкого плана ответа:

- назвать источники информации, которые использовали при подготовке к семинару по данному вопросу;

- выделить на основе изученного материала основные проблемы, поднятые авторами;

- сформулировать основные тезисы выступления;

- подтвердить тезисы фактическим материалом, показать практическое значение основных положений автора;

- обосновать свое мнение и отношение к обсуждаемому вопросу.

2. Излагать ответ с учетом требований:

- в форме живого общения;

- целенаправленно;

- ясно, точно, интонировано, выразительно;

- правильно с точки зрения законов и норм современного русского языка.

2. Критерии оценки деятельности обучающихся
на семинарских занятиях

В НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин (модулей) (включает оценки по практическим работам); оценка компетенций обучающихся. Оценка осуществляется по количественной пятибалльной системе («5», «4», «3», «2», «1») и качественным (оценочным суждениям: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «плохо») показателям.

Работа по ее завершению представляется обучающимся преподавателю, который оценивает её по 5-балльной системе и по 2-м направлениям.

Первое направление - оценка уровня освоения семинарского занятия.

Учебную деятельность обучающихся на семинарском занятии преподаватель оценивают по следующим критериям:

«5» - ставится за глубокое и полное овладением обучающимся содержания учебного материала и понятийного аппарата, за умение ориентироваться в материале и связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать собственное суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа (как в устной, так и в письменной форме);

«4» - ставится, если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет понятийный аппаратом, ориентируется в учебном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности;

«3» - ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;

«2» - ставится, если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки искажающие смысл понятий, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач или не готов к семинарскому занятию;

«1» - ставится, если обучающийся не выполнял работу по неуважительной причине.

Обучающиеся, чьи работы были оценены неудовлетворительно или плохо, имеют право на повторное выполнение работы (или выполнение), при этом им определяется новый срок ее исполнения и сдачи для проверки преподавателю.

Второе направление - оценка компетенций обучающихся.

«5» (отлично) выставляется если:

- компетентность освоена, обучающийся всегда (на практических и семинарских занятиях и др.) проявляет и демонстрирует соответствующую компетентность;

«4» (хорошо) выставляется если:

- компетентность почти освоена, обучающийся часто (на практических и семинарских занятиях и др.) проявляет и демонстрирует соответствующую компетентность;

«3» (удовлетворительно) выставляется за следующую работу:

- компетентность не совсем освоена, обучающийся не всегда (на практических и семинарских занятиях и др.) проявляет и демонстрирует соответствующую компетентность;

«2» (неудовлетворительно) выставляется за следующую работу:

- компетентность практически не освоена, обучающийся очень редко (на практических и семинарских занятиях и др.) проявляет и демонстрирует соответствующую компетентность;

«1» (плохо) выставляется, если обучающий не освоил компетентность, т.е. никогда (на практических и семинарских занятиях и др.) не проявляет и не демонстрирует соответствующую компетентность.

Обучающиеся, не освоившие компетенции (получили оценку «2» или «1»), имеют право на повторное освоение компетенций, при этом им определяется новый срок ее освоения и проверка ее освоения преподавателем.

Наши рекомендации