Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Тематика рефератов (докладов, эссе)

1. Мегафакторы социализации человека: Кос­мос: понятие, особенности влияния на социализацию.

2. Мегафакторы социализации человека: Планета: понятие, особенности влияния на социализацию.

3. Мегафакторы социализации человека: Мир: понятие, особенности влияния на социализацию.

4. Макрофакторы социализации человека: Этнос: понятие, особенности влияния на социализацию.

5. Менталитет и воспитание.

6. Макрофакторы социализации человека: Общество: понятие, особенности влияния на социализацию.

7. Экономика и социализация.

8. Идеология и социализация.

9. Воспитание как социальный институт.

10. Мезофакторы социализации человека: Регион: понятие, регион и стихийная социализация, регион и относительно направляемая социализация.

11. Регион и воспитание.

12. Мезофакторы социализации человека: Средства массовой коммуникации: о развитии средств коммуникации, СМК как фактор социализации, СМК и стихийная социализация, СМК и относительно направляемая социализация, СМК и социально контролируемая социализация, медиаобразование.

13. Мезофакторы социализации человека: Субкультуры: понятие, признаки, субкультура и стихийная социализация.

14. Субкультура и воспитание.

15. Микрофакторы социализации человека: Семья и семейное воспитание: понятие, социализирующие функции семьи, семейное воспитание.

16. Микрофакторч социализации человека: Соседство: понятие, соседство и стихийная социализация, соседство и воспитание.

17. Микрофакторы социализации человека: Группы сверстников: характеристика группы сверстников, социализирующие функции группы сверстников, группы сверстников и воспитание,

18. Микрофакторы социализации человека: Религиозные организации и религиозное воспитание: социализирующие функции религиозных организаций.

19. Религиозное воспитание.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите и раскройте два направления в определении социальной педагогики как явления.

2. Поясните на примерах предложенные в п.1 трактовки социальной педагогики.

3. Охарактеризуйте представления в российском научном и общественном сознании о социальной педагогике как явлении.

4. Сгруппируйте по двум направлениям определения социальной педагогики, предложенные в п.2. Аргументируйте свои действия. Выделите термины, указывающие на правильность Вашей группировки.

5. Проанализируйте и охарактеризуйте подходы к социальной педагогике научного коллектива под руководством В. Г. Бочаровой через следующие цитаты-выдержки из их научных трудов в период с 1989 по 1998 годы:

1) «Социальная педагогика по мере своего развития все четче выделяет свои специфические задачи и механизмы решения проблем. Она пытается учитывать конкретные условия социальной среды, влиять на взаимодействующие структуры в социуме, место и роль человека в этих условиях, его деятельность в конкретной среде.

В отличие от общей педагогики социальная педагогика рассматривает цели, содержание, способы и средства жизнедеятельности человека, возможности их использования в различных условиях социальной жизни, среды и с участием всех субъектов этого процесса. Назначение социальной педагогики – установить направления, содержание, формы поддержки личности клиента в определенных социокультурных условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к средовым возможностям».

2) «Развитие социальной работы как практической деятельности и социальная педагогика как ее научной стержневой основы «сходятся» именно в русле признания системы профессионально-этических ценностей в общемировом масштабе».

3) «Именно рассмотрение «личности в социуме», в конкретной социальной ситуации ее развития, деятельности и отношений выделяют социальную педагогику как самостоятельную отрасль педагогического знания, как педагогику отношений в социуме. Это с одной стороны. С другой – делает социально-педагогический подход в социальной работе тем общим основанием, фундаментом, посредством которого эта работа «очеловечивается» и становится личностно-ориентированной».

4) «Социальная педагогика рассматривает цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияния на поведение и отношения человека в обществе в широком спектре социальных взаимодействий, в различных условиях социальной жизни, среды. В этом смысле понятие «социальная педагогика» может быть интерпретировано как «педагогика социальной работы».

5) «Социальная педагогика рассматривается как теоретический фундамент согласованной деятельности по оказанию помощи индивиду (группе). Перед ней ставится задача: установить зависимость организации и принятия мер от социальных условий, целей и задач формирования человека как субъекта общественных отношений».

6) «Объектом социальной педагогики рассматривается целостная система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего окружения».

7) «Основное назначение социальной педагогики как науки в системе гуманитарного образования сегодня видится в том, чтобы заложить основы педагогического мышления в различных субъектах социума, сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные с точки зрения педагогической целесообразности решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив, полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом в обеспечении социальной заботы о правах и благосостоянии личности, в повышении качества жизни».

6. Какой смысл в науке имеют объект и предмет? Найдите в представленных определениях социальной педагогики авторское видение объекта и предмета науки. Сформулируйте собственное понимание объекта и предмета социальной педагогики.

7. Что такое понятийно-категориальный аппарат науки? В чем его значение?

8. Что такое понятие и категория?

9. Проведите сравнительный анализ заимствованных и собственных категорий социальной педагогики и педагогики.

10. В чем сущность социально-педагогической деятельности?

11. В чем сущность социального обучения?

12. В чем сущность социального воспитания?

13. Дайте определение социальному образованию.

14. Чем отличается принцип от правила?

15. В чем историческая обусловленность развития принципов социаль­ной педагогики?

16. Какова взаимосвязь педагогических принципов и принципов соци­альной педагогики?

17. Раскройте принцип природосообразности для социальной педагоги­ки.

18. В чем особенности принципа культуросообразности и его значение для cоциальной педагогики?

19. Какова сущность принципа гуманизма?

20. Раскройте многомерно-диалектический принцип и принцип деятельности.

21. Какова сущность принципа социальности и принципа развития?

22. Что объединяет педагогическую и социально-педагогическую деятельности? В чем состоит отличие педагогической и социально-педагогической деятельности?

23. Проанализируйте определения социально-педагогической деятельности отечественных и зарубежных исследователей. Что общего и различного?

24. Каковы основная цель и содержание социально-педагогической деятельности?

25. Охарактеризуйте проблемное поле деятельности социального педагога. Укажите социальные среды, в которых актуальна деятельность социального педагога. Поясните.

26. Выделите группы детей и семей, которые нуждаются в деятельности социального педагога, дайте им краткую характеристику.

27. Сопоставьте задачи, функциональные и должностные обязанности социального педагога. В чем сущностное отличие функций и должностных обязанностей специалиста? Поясните на примере какой-либо специализации социального педагога.

28. Назовите специализации социального педагога и дайте общую характеристику специалисту по каждому профилю. Для каждой специализации социального педагога пропишите приоритетные должностные обязанности.

29. Приведите примеры специализаций социального педагога, соответствующие представленным формам оказания помощи.

30. Приведите примеры жизненных ситуаций, где актуальны те или иные права социального педагога.

Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз

1. Почему в социальной педагогике рассматриваются понятия «норма» и «отклонениеот нормы»?

2. В чем сущность и причины физических отклонений от нормы у де­тей?

3. Какие существуют психические отклонения от нормы у детей?

4. Что понимается под педагогическими отклонениями от нормы?

5. Какова сущность понятия «социальные отклонения»?

6. Какие теории отклонений от нормы вы знаете?

7. Дайте определение социально-педагогической виктимологии. Раскройте задачи и основные направления исследований в рамках социально-педагогической виктимологии.

8. Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превратить человека в жертву?

9. Как человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации?

10. В чем различия между жертвой социализации и жертвой неблагоприятных условий социализации?

11. Что понимается под неблагоприятными условиями социализации?

12. Назовите и охарактеризуйте основные типы жертв неблагоприятных условий социализации.

13. Покажите виктимогенные обстоятельства, имеющиеся в вашем городе и в конкретном микросоциуме.

14. Какие субъективные обстоятельства способствуют виктимизации человека?

15. В чем сущность коррекционного воспитания и каковы его возможности?

16. Раскройте особенности подросткового возраста, влияющие на фор­мирование отклонений от принятых норм.

17. Раскройте сущность понятий «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «криминальное поведение».

18. Назовите и обоснуйте основные причины девиантного поведения несовершеннолетних.

19. Раскройте основные идеи биологических, психологических и соци­альных теорий девиации.

Примеры тестов

№ п/п Содержание задания/вопроса Варианты ответа
Это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в Бога. А) космизм Б) религия В) атеизм
Оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. А) благотворительность Б) предпринимательство В) эмпатия
Предписание, образец поведения или действия, мера заключения о чем-либо и мера оценки. А) норма Б) отклонение В) вектор
Поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. А) сепаратизм Б) демонстративное поведение В) девиантное поведение
Это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. А) предрассудок Б) девиация В) слухи
Деликт - это.. А) правонарушение Б) принцип В) доказательство
Сторонники какой группы теорий девиаций причину склонности к различным девиациям видели во врожденных свойствах человека. А) биологические теории Б) психологические теории В) социологические теории
В основе каких теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. А) психологические теории Б) биологические теории В) социологические теории
Какие теории отклонений объяснения берут свое начало с работ одного из классиков социологии Э. Дюркгейма, который сформулировал концепцию аномии, т.е. массового отклонения от существующих в обществе норм как главной причины девиации. А) психологические теории Б) социологические теории В) биологические теории
В какой теории отклонений взята за основу идея конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. А) теория развития Б) теория аномии В) теория стигматизации

Наши рекомендации