Для проведения текущего контроля успеваемости обучающихся
1. Сторонниками норманнской теории происхождения Древнерусского государства являлись:
1) Н.М.Карамзин;
2) М. В.Ломоносов;
3) В.О.Ключевский;
4) И.Е.Забелин;
5) С.М.Соловьев;
6) Г.Ф.Миллер
2. Крещение Руси произошло в:
1) 980 г.
2) 983 г.
3) 988 г.
4) 990 г.
Последствия принятия христианства:
а)
б)
в)
г)
д)
3. Русская Правда:
1) первый письменный свод законов в Древнерусском государстве;
2) летопись, созданная в Киеве;
3) воспоминания Владимира Мономаха;
4) первое религиозное произведение христианско й Руси.
4.Формы вассальной зависимости русских земель отЗолотой Орды:
1) насаждение новой ордынской системы управления;
3) уплата ежегодной дани «выхода»;
4) получение русскими князьями у ордынских ханов ярлыков на княжение;
5) содержание монгольских гарнизонов в русских землях.
5. Значение Куликовской битвы:
1)
3)
4)
6. Результаты внешней политики Ивана IV:
1) присоединение Казанского ханства;
2) окончание завоевания Сибири;
3) освоение Дикого поля;
4) поражение в Ливонской войне;
5) присоединение Астраханского ханства;
6) присоединение Нарвы и побережья Финского залива.
7. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате:
1) изгнания поляков, посадивших на российский престол королевича Владислава;
2) своей родовитости;
3) выдающихся заслуг в борьбе с польско-шведской интервенцией;
4) избрания на Земском соборе.
8. Социальные движения XVII в.:
1) восстание К.Булавина;
2) Соляной и Медный бунты;
3) городские восстания в Москве, Устюге, Вологде, Курске и др.;
4) крестьянская война под предводительством Е.Пугачева;
5) Соловецкое восстание;
6) война под руководством С.Разина.
7. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины
Обучение по дисциплине «История» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические/семинарские) и самостоятельной работы студентов. Практические/семинарские занятия дисциплины «История» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольно-измерительных мероприятий.
Подготовка к лекции студентами заключается в следующем:
- повторить материал предыдущей лекции,
- ознакомиться с темой предстоящей лекции (в рабочей программе учебной дисциплины);
- ознакомиться с учебными материалами по данной теме в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины или с электронными материалами, предложенными лектором;
- записать возможные вопросы, которые можно будет задать лектору.
Подготовка к практическим (семинарским) занятиям:
- внимательно прочитать материал лекций относящихся к данному занятию, ознакомиться с учебными материалами, включая электронные в соответствии с предложенным списком литературы в рабочей программе учебной дисциплины;
- подготовить развернутые ответы на вопросы, предложенные в рабочей программе дисциплины для обсуждения;
- выполнить задания, если они предусмотрены в письменной форме;
- понять, что для вас осталось неясными и постараться получить на них ответ заранее;
- готовиться к практическим/семинарским занятиям можно как индивидуально, так и в составе малой группы;
- рабочую программу учебной дисциплины необходимо использовать в качестве основного ориентира в организации обучения;
- электронной версии рабочей программы по дисциплине размещена на сайте Нижегородского института управления и предоставлен авторизованный доступ.
Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:
- программой дисциплины;
- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть;
- тематическими планами лекций, семинарских занятий;
- контрольно-измерительными материалами;
- учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;
- перечнем и тематикой письменных работ, а также методическими рекомендациями по их выполнению;
- перечнем экзаменационных вопросов.
Систематическое выполнение всех видов заданий на лекциях, практических/семинарских занятиях, а также самостоятельная работа позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена.
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
по дисциплине (модулю)
8.1 Примерные вопросы к экзамену (1 семестр):
1. Основные этапы отечественной истории: особенности каждого этапа и последствия для развития российского общества.
2. Деятельность киевских князей во внешней и внутренней политике (от Рюрика до Владимира Маномаха).
3. Принятие христианства на Руси: причины, выбор веры, церковь как организация, последствия для общественного развития русского общества.
4. Борьба Руси за безопасность северо-западных земель: причины, особенности, основные события и их результаты. Роль Александра Невского.
5. Русь и Орда: основные этапы, характер взаимоотношений, последствия для развития русского общества.
6. Внешняя политика России в XV-XVII: задачи, направления, основные события, результаты.
7. Смутное время в России: причины, основные события, последствия, преодоление смуты.
8. Бунташный век: причины восстаний, основные события, результаты и последствия.
9. Модернизация России в XVIII в.: причины, основные направления, методы, результаты.
10. Эволюция системы крепостного права в XV-XVIII вв.
11. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева
12. Внешняя политика в XVIII веке: задачи, направления, основные события, результаты.
13. Внешняя политика России в XIX в.:задачи, направления, основные события, результаты.
14. Отечественная война 1812 года: причины, этапы, основные события, итоги и последствия для России и Европы
15. Движение декабристов: организации, представители, программы, результаты.
16. Крымская война: причины, этапы, основные события, итоги и последствия для России и Европы
17. Развитие общественно-политической мысли в 20-50 гг.: основные направления: их социальная основа, представители, идеи, значение для развития России.
18. Отмена крепостного права в России: причины и цели. проекты и попытки решить крестьянский вопрос в I пол. XIX в., подготовка реформы, правовая основа реформы, личные права крестьян, имущественные права крестьян, управление реализацией реформы, последствия.
19. Развитие общественного движения в 60-80 гг.: основные направления: их социальная основа, представители, идеи, организации, деятельность.
20. Развитие рабочего и социал-демократического движения в конце XIX – нач. XX в.: причины, цели и формы борьбы, организации, представители, результаты.
21. Внешняя политика России в нач. XX в.:задачи, направления, основные события, результаты.
22. Роль России в I первой мировой войне: задачи, подготовка, основные этапы и события, результаты и последствия для России
23. Сравнительно-исторический анализ революций в России: 1905 -1907 гг, февральской и октябрьской 1917 гг: причины, задачи, движущие силы, основные события, результаты и последствия для развития России.
24. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, социальная база, цели и силы сторон, основные этапы и события, итоги и последствия войны для России, причины победы Красной Армии
25. Характер преобразований в экономике до начала гражданской войны. Политика «военного коммунизма» в экономике: цели, основные направления, результаты, последствия.
26. Нэп: причины введения, содержание, итоги, противоречия, причины свертывания.
27. Создание и развитие СССР: причины и предпосылки, основные этапы, основные направления политического, экономического и культурного развития союзного государства.
28. Формирование однопартийной системы в советском обществе в 1917-1920-е годы: действующие партии после октября 1917 г., их социальная основа, отношение к большевистской партии, деятельность, причины ухода с политической арены.
29. Внешняя политика советского государства в 1917-1920-е годы: задачи, направления, основные события, результаты.
30. Основные направления форсированного строительства социализма в 1930-е годы: коллективизация: причины, цели. методы проведения и результаты; индустриализация: цели, особенности, первые пятилетние планы, результаты, достижения и проблемы; культурная революция: основные направления и результаты.
31. Внешняя политика СССР в 1930-е – нач. 1940-х гг.: задачи, направления, основные события, результаты.
32. Периодизация второй мировой и Великой Отечественной войн: этапы, главные события, результаты
33. Борьба с фашистами на оккупированной территории: деятельность партизан и подпольщиков: причины, организация, основные события, герои.
34. Роль СССР в антигитлеровской коалиции: состав коалиции, основные конференции и их решения, основные направления взаимопомощи, результаты. Нюренбергский процесс
35. Основные направления внешней политики СССР в послевоенный период: роль в ООН, взаимоотношения с социалистическими, капиталистическими и бывшими колониальными странами.
36. Холодная война: причины, проявления роль СССР. Борьба за мир на международной арене.
37. Восстановительный период в СССР: цели, основные направления, особенности экономической, политической и культурной жизни.
38. СССР в условиях хрущевской «оттепели»: особенности экономической, политической и культурной жизни.
39. СССР в 60-нач. 80-х гг.: особенности экономической, политической и культурной жизни.
40. Перестройка в СССР: причины, цели, основные направления во внутренней и внешней политике, результаты.
41. Распад СССР: причины, основные этапы, последствия.
42. Россия после перестройки (1991-2000 гг.): основные направления во внутренней и внешней политике, результаты.
Таблица 5.