Контрольно-тестовые задания к части V. 1.Какова социально-историческая основа городской литературы?

1.Какова социально-историческая основа городской литературы? (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

2. Назовите цели использования аллегории в литературе средневековья. (2балла)

3. Назовите античные образы в «Романе Розе». (2балла)

4. Назовите особенности жанра миракль? (2балла)

5. Как вы понимаете утверждение Бахтина о карнавализации городской литературы средневековья. (2балла)

6. Приведите примеры символов и аллегорий в «Романе Розе». (2балла)

7. Дайте определение аллегории и символа. (2балла)

8. От какого слова произошло название популярного жанра фарс? (2балла)

9. Назовите особенности жанра соти. (2балла)

10. Назовите особенности жанра мистерии. (2балла)

Нормы оценки. Набравшие от 10 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 9 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.

Литература к части Y

Андреев М.Л. Средневековая европейская драма. М., 1979.

Бахтин М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Забабурова Н.В. Средневековый «Роман о Розе»: его история и судьба / Гильом де Лорис. Жан де Мен «Роман о Розе» Ростов-на-Дону, 2001. С.3-23.

Михайлов А. Средневековый французский фарс. М., 1981.

Попова М.К. Аллегория в английской литературе Средних веков Издательство Воронежского университета, 1993.

Реутин М. Комические жанры в литературе средневековой Германии./ Проблема жанра в литературе Средневековья. М., 1994.

Художественные тексты

1. Роман о Розе

2. Видение о Петре-Пахаре

3. Адвокат Пьер Патлен.

4. Женатый любовник.

5. Трое волокит у распятия.

6. Ротбеф. Чудо о Теофиле.

Темы для докладов

1. Аллегория и символ в средневековой литературе.

2. Античные образы в «Романе о Розе».

3. Образы Розы и Сада в «Романе о Розе».

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Абеляр Петр. История моих бедствий

Августин Аврелий. Исповедь.

Англо-саксонский эпос: «Беовульф».

Боэций Утешение философией

Беруль Роман о Тристане

Видение о Петре-Пахаре

Вольфрам фон Эшенбах Парсифаль

Германо-скандинавский эпос: «Старшая Эдда».

Городская литература: «Адвокат Пьер Патлен»; «Женатый любовник»; «Трое волокит у распятия».

Ирландские саги: уладский цикл («Недуг уладов», «Изгнание сыновей Уснеха», «Рождение Кухулина», «Сватовство к Эмер», «Похищение быка из Куальнге», «Болезнь Кухулина», «Смерть Кухулина»); фантастические саги («Плаванье Брана»).

Исландские саги: («Сага о Гисли», «Сага о Гунлауге Змеином Языке»).

Кретьен де Труа. Эрик и Энида; Ивейн или Рыцарь со львом.

Лирика Провансальских трубадуров: Вентадорн, де Борн, де Диа, Джауфре Рюдель, Пейре Видаль.

Лирика миннезанга: Вальтер фон дер Фогельвейде, Тангейзер.

Лирика вагантов: Примас, Архипиит, Вальтер.

Мэлори Т. Смерть Артура

Окассен и Николет.

Песнь о Нибелунгах.

Песнь о Роланде.

Песнь о Сиде.

Поэзия Каролингского Возрождения. Творчество Алкуина. (по хрестоматии).

Роман о Лисе (по хрестоматии).

Роман о Розе.

Ротбеф. Чудо о Теофиле.

Стурлусон С. «Младшая Эдда»

Тома. Роман о Тристане

Фламенка.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение. Под ред. В. Жирмунского. М., 1987.

История всемирной литературы. М., 1984.

История английской литературы. М., 1943-1945. Т. 1, вып.1-2.

История немецкой литературы. М., 1962. Т.1.

История французской литературы. М., 1946. Т.1.

Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. М., 1974-1975. Т. 1-2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андреев М.Л. Средневековая европейская драма. М., 1979.

Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.

Гергей Е. История папства М., 1999.

Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1991.

Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М., 1987.

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Изд. 2-е М., 1984

Гуревич А.Я. О соотношении народной и ученой традиции в средневековой культуре (Заметки на полях Жака Ле Гоффа). / Французский ежегодник 1982. М., 1984.

Жирмунский В.Н. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1062.

Забабурова Н.В. Средневековый «Роман о Розе»: его история и судьба / Гильом де Лорис. Жан де Мен «Роман о Розе» Ростов-на-Дону, 2001. С.3-23

История всемирной литературы. Т.2. М.,1984.

Косиков Г.К. К теории романа./ Проблема жанра в литературе Средневековья «Наследие», 1994, с.45-87.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

Михайлов А.Д. Жеста Гильома. //Песни о Гильоме Оранжском. М., 1985.

Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде. /Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.,», 1994, с.88-107.

Михайлов А. Средневековый французский фарс / Предисловие. М., 1981.

Попова М.К. Аллегория в английской литературе Средних веков Издательство Воронежского университета, 1993.

Проблема жанра в литературе Средневековья. «Наследие», 1994.

Рабинович В. Урок Августина: жизнь – текст. Урок Абеляра: текст – жизнь. /Августин Аврелий Исповедь Петр Абеляр История моих бедствий. М.,1992. С.224-258; 296-324.

Садовская И.Г. Мифология. – Ростов-на-Дону, 2006.

Стеблин–Каменский М.И. Древнескандинавская литература М.,1973.

Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Л., 1971

Стеблин-Каменский М.И. «Саги об исландцах» и «Сага о Греттире». Новосибирск, 1976

Томашевский Н.Б. Героические сказания Франции и Испании. /Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976.

Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

Итоговый тест

Предварительное замечание: завершившим изучение курса предлагается тест для предэкзаменационного контроля и самоконтроля знаний.

Цель тестирования: определить степень готовности к зачету по литературе Средних веков, заранее выявить круг тем, вызывающих затруднения, чтобы преодолеть их к моменту зачета.

Тематика вопросов: в текст включены вопросы по истории средневековья, а также вопросы на знание произведений, входящих в список обязательных текстов. В целом каждый вариант теста содержит вопросы, позволяющие охватить весь материал, который изучался в течение семестра.

Нормы оценки: набравшие от 8 до 15 баллов получают оценку «удовлетворительно», от 16 до 21 – «хорошо», от 22 и выше – «отлично».

1. Основу какого жанра составляло чередование поэтических и прозаических фрагментов?

А. Хроника

Б. Книга

В. Сатура

Г. Бестиарий

2. Основу какого жанра составляло исторически выверенное изложение событий?

А. Автобиография

Б. Исповедь

В. Биография

Г. Хроника

3. Какой прием является сюжетообразующим для поэмы Боэция «Утешение философией»?

А. Аллегория

Б. Символ

В. Метафора

Г. Синегдоха

4. Что означает слово «миракль»?

А. Чудо

Б. Действие

В. Счастье

Г. Вера

5. Какой жанр использовался в «Романе о Розе»?

А. Видения

Б. Жития

В. Авантюрного романа

Г. Эпической поэмы

6. Какой из указанных мотивов не принадлежит шванку?

А. Плутовское исцеление больных

Б. Разоблачение неверных жен

В. Прославление прекрасной дамы

Г. Обучение осла грамоте

7. Частью какого жанра первоначально был фарс?

А. Видения

Б. Жития

В. Мистерии

Г. Авантюрного романа

8. ?

А. Кримхильда мстит братьям за своего мужа

Б. Кримхильда мстит мужу за братьев

В. Кримхильда мстит отцу за братьев

Г. Кримхильда не мстит никому

9. ?

А. Де Борн

Б. Вентадорн

В.Тангейзер

Г. Де Диа

10. ?

А. Рюдель

Б. Де Борн

В. Де Вентодорн

Г. Теренций

11. Вставьте нужное слово. « ….. – это эпос частной жизни» (М.Бахтин).

А. Роман

Б. Исповедь

В. Трагедия

Г. Поэма

12. ?

А.

Б.

В.

Г.

13. Какой из романов начинается с описания пышной свадьбы?

А. «Окассен и Николет»

Б. «Фламенка»

В. «Парсифаль»

Г. «Ивейн или рыцарь льва»

14. В каком из романов путь героя связан с обретением Грааля?

А. «Парсифаль»

Б. «Эрик и Энида»

В. «Фламенка»

Г. «Тристан и Изольда»

15. Какой из перечислнных мотивов используется в романе «Фламенка»?

А. Рокового предопределения

Б. Подброшенного ребенка

В. Дальней любви

Г. Путешествия

16. Кем по своему происхождению является Изольда?

А. Дочь ирландского короля

Б. Дочь бедного рыцаря

В. Дочь византийского императора

Г. Королева сидов

17. Что означает имя Тристан?

А. Веселый

Б. Счастливый

В. Печальный

Г. Смелый

18. В каком романе произносятся следующие слова:

Бог – это Верность… Посему

Будь верен богу своему.

Бог – это Истина…К безбожью

Идут спознавшись с ложью… ?

А. «Тристан и Изольда»

Б. «Ивейн или рыцарь Льва»

В. «Парцифаль»

Г. «Окассен и Николетта»

19. Как звали отца Парцифаля?

А. Марк

Б. Ивейн

В. Гамурет

Г. Гавейн

20. В какой из глав «Старшей эдды» рассказывается эсхатологический миф?

А. Прорицание вельвы.

Б. Речи Высокого

В. Песня о Трюме

Г. Перебранка Локи

21. ?

А. Геракл

Б. Гермес

В. Голиаф

Г. Гелиос

22. Какой тип конфликта лежит в основе сюжета «Песни о моем Сиде»?

А. Конфликт героя с правителем

Б. Конфликт героя с другом

В. Конфликт героя со своим отцом

Г. Любовный конфликт

23. Какое из перечисленных произведений не принадлежит героическому эпосу развитого средневековья?

А. «Песнь о моем Сиде»

Б. «Ивейн или рыцарь Льва»

В. «Песнь о Нибелунгах»

Г. «Песнь о Гильоме Оранжском»

24. Почему Хаген не открывает Кримхильде тайну спрятанного клада?

А. Надеется получить его сам

Б. Хранит честь своих господ

В. Не знает его местонахождение

Г. Не верит Кримхильде

25. ?

А. Немецкий

Б. Древнегреческий

В. Латынь

Г. Французский

Ключи к тесту

1. А 14. А

2. Б 15. В

3. А 16. А

4. А 17. В

5. А 18. В

6. В 19. В

7. Б 20. Г

8. А 21. В

9. Б 22. А.

10. Б 23. Б

11. А 24. Г

12. Б25. В.

13. Б

Вопросы к зачету по курсу

«Жанровая система средневековья»

Предварительное замечание. Зачет по курсу « » может проводиться по билетам.Билет включает два вопроса: один касается литературы раннего средневековья, другой – развитого. Пример билета.

Билет 1

1. Дискуссия о средневековом романе в современном литературоведенье

2. Жанр сатуры. Боэций «Утешение философией».

Контрольные вопросы

1. Понятие «средневековый»: историческое значение, хронологические рамки.

2. Периодизация литературы средневековья с краткой характеристикой каждого периода.

3. Система жанров; ее развитие в средневековье и современная трансформация.

4. Общая характеристика героического эпоса раннего средневековья.

5. Кельтский эпос; классификация саг.

6. Особенности сюжетостроения и композиции поэмы «Беовульф».

7. Традиционный миф и влияние христианства в «Беовульфе».

8. Женские образы ирландской и скандинавской поэзии.

9. Образ Кухулина. Способы раскрытия его характера в ирландской саге.

10. Особенности композиции «Старшей Эдды».

11. Скандинавский эсхатологический миф в «Прорицании вельвы».

12. Комическое и его роль в «Старшей Эдде».

13. Представления о судьбе и славе в греческом и скандинавском эпосе.

14. Образ Сигурда: странствия, подвиги, трагический финал.

15. Концепция героя в скандинавском эпосе.

16. Жанровое своеобразие «Исповеди» Августина.

17. Особенности психологизма «Исповеди» Августина.

18. Жанровое своеобразие «Утешения философией» Боэция.

19. Теологические жанры: жития святых, проповеди, видения, экзампли.

20. «История моих бедствий Абеляра» как отражение духовной культуры зрелого Средневековья.

21. Идейно-художественное своеобразие фабльо и шванков.

22. Общая характеристика сатирического животного эпоса. «Роман о Лисе».

23. Сюжетостроение и композиция средневековых фарсов.

24. Общая характеристика дидактической аллегорической поэмы в городской литературе.

25. Античные образы в «Романе Розе».

26. Образы Розы и Сада в «Романе о Розе».

27. Особенности средневековой сатиры в фарсах и соти.

28. Национально-историческая проблематика героического эпоса развитого средневековья.

29. «Песнь о Роланде». Смысл конфликта Роланда и Ганелона.

30. «Песнь о Роланде». Значение образа Карла Великого.

31. Патриотический пафос «Песни о моем Сиде».

32. Конфликт Сида и короля и его роль в сюжете «Песни о моем Сиде».

33. Воссоздание куртуазного быта и нравов эпохи в «Песне о Нибелунгах» .

34. Образ Хагена и его роль в сюжете «Песни о Нибелунгах».

35. Кримхильда и Гудрун: сравнительно-сопоставительная характеристика.

36. Женские образы и их роль в сюжете поэм («Реснь о Ролланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах»).

37. Фантастические мотивы и их место в эпической поэзии развитого средневековья.

38. Особенности сюжетостроения и композиции романа «Тристан и Изольда».

39. Особенности сюжетостроения и композиции романов Кретьена де Труа .

40. «Фламенка» - провансальский средневековом роман.

41. Система топосов в рыцарском романе.

42. «Парсифаль» В. Эшенбаха и легенда о Граале.

43. Особенности композиции романа В. Эшенбаха «Парсифаль».

.

Наши рекомендации