Проблема древнейшей культуры
Вводная часть
Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры.
Типологизация культуры - это один из современных методов систематизации гуманитарного знания в области культурологии и истории. Метод основан на выявлении сходства и различия моделей строения и внутреннего содержания отдельно существующих культурных структур.
Термин «Восточный тип культуры» - одно из ключевых понятий общемировой типологии культуры. В основу этого понятия заложено сопоставление западного (европейского) и восточного (азиатского) путей развития цивилизации. При таком рассмотрении понятия Запад и Восток предстают не как географические понятия, а прежде всего как понятия социокультурные, отражающие особый характер цивилизационного развития на протяжении значительного отрезка времени.
Типология культуры
Типология культуры – это классификация культур или выделение самостоятельных исторических типов. Главный вопрос типологии культуры – выбор основания для классификации (критерии выделения основных исторических типов культуры).
Можно выделить следующие критерии типологического анализа:
1) временной (хронологический) – деление культуры по эпохам (древнейшая, античная, средневековая, возрождение, новое время, новейшая эпоха);
2) формационный – деление культуры по способу производства (первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, коммунистический);
3) религиозный (деление культуры на основании мировых религий)
4) территориально-этнический – деление с учетом особенности этноса и место его проживания;
5) цивилизационный – деление культуры на цивилизации (или устойчивые общности со своими политическими, экономическими и духовными и др. особенностями развития);
5) технологический (деление с учетом уровня технологии): доиндустриальная (аграрная) – индустриальная – постиндустриальная.
7) культурологический (мировоззренческий) – деление культуры по ведущему типу мировоззрению – совокупность устойчивых взглядов на мир и человека (мифологическое, религиозное и научное). Данный критерий учитывает (включает):
· особое понимание мира (представление о пространстве, времени, смысле жизни и т.д.);
· особый тип человеческого поведения (культурная роль человека);
· совокупность ценностей, регулирующих взаимоотношения человека с миром, природой, обществом (национальная ценность);
· совокупность памятников (культурные знаки), предметно и духовно отражающих идею человека, мировоззрение эпохи.
Проблема древнейшей культуры
Можно выделить три точки зрения по проблеме места возникновения древнейшей культуры:
· территория Древнего Востока (Древняя Япония, Древний Китай, Древняя Индия, государство передней Азии, Древний Египет) – 5-4 тыс. до н.э.;
· территория Древнего Запада (майя, ацтеки, инки) – 8 тыс. до н.э.;
· «срединная» территория (Атлантида – 15 тыс. до н.э., Аркаим – Урал – 9 тыс. до н.э.).
Проблема территории – это проблема иерархии культур, и одновременно проблема о возможности единой человеческой культуры:
· если признать лидером Восток или Запад, то поиски Древней культуры необходимо вести на этих территориях и признать соответствующую иерархию;
· если признать реальное существование одной общей культуры, то предстоит бесконечное обнаружение данных следов, поиски будут бесконечны;
· если признать равноценность культур и общечеловеческую культуру как понятие отражающее универсальную сущность человека, то проблема одного места снимается и возникновение древнейшей культуры предстает как повсеместное зарождение.
Изучение древнейших цивилизаций традиционно начинают с рассмотрения древневосточных государств. Можно выделить следующие обытия, знаменующие начала культуры (переход из доистории в историю):
1) появления ирригационной системы (система оросительных каналов в долинах великих рек);
2) открытие письменности;
3) возникновение народов (народ – это устойчивая общность людей, имеющих единый язык, традиции, историю, мифы);
4) образования государств (государство – это высшая форма социальной организации, имеющая свою систему государственных учреждений, право);
5) овладение лошадью (расширение территориального кругозора);
6) мировоззренческий скачек (внутренний отрыв человека от природы и обретение значимости и самостоятельности, обретение человеческого «Я»).
Свидетельства скачка:
· сюжеты мифов борьбы человека с природой (подвиги Геракла, подвиги Гильгамеша, изгнание из рая Адама и Евы);
· обряд инициации (обряд второго социального (культурного) рождения человека или обряд рождения человека в человеке).