Взаимодействие мдобу црр детский сад «курай» и социума

Знакомство с историей, культурой своего города, развитие кругозора дошкольников, получение раннего опыта взаимодействия с социумом – залог успешной адаптации ребенка в современном мире.

Система работы дошкольной организации с социумом:

· Формирование внешней среды (создание определенного имиджа);

· Наращивание и развитие внутреннего потенциала (педагоги - дети – родители).

Процесс социализации личности воспитанников осуществляется в тесном контакте детского сада “Курай” с социальными партнёрами:

· Центральная городская детская библиотека;

· Детская художественная школа искусств;

· ФОК «Беркут»;

· Краеведческий музей города Сибай

· Центр народной культуры и досуга

· Центр детского творчества

· Концертно – театральное отделение г. Сибай

· ГИБДД

· ГорОО

· Башкирская гимназия им. Р.Уметбаева

Ежегодно разрабатываются планы совместных мероприятий с воспитанниками и социальных партнёров, которые включаются в годовой план работы ДОУ на учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

ЦРР реализует Программу с приоритетным осуществлением деятельности по нескольким направлениям развития воспитанников, таким как познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. Этому способствует использование парциальных программ, образовательных проектов (комплексно-тематического планирования) и программ дополнительного образования. Парциальные программы и образовательные проекты интегрируются в содержание обязательной части Программы, их освоение воспитанниками осуществляется в процессе ООД и в режимных моментах.

Задачи социально-коммуникативного развития решаются через реализацию содержания следующих парциальных программ:

1.Программа – руководство по социальному развитию дошкольников «Я – личность» коллектива авторов Азнабаевой Ф.Г., Шафиковой Г.Р., Зигангировой Г.М.

2. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б..

Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

Основные принципы программы:

- принцип полноты, обеспечивающий реализацию всех разделов программы;

- принцип системности, подразумевающий систематическую работу в рассматриваемом направлении, гибкое распределение материала в течение года и дня;

- принцип учета условий городской и сельской местности, позволяющий компенсировать неосведомленность ребенка о правилах поведения в непривычных для него условиях;

- принцип интеграции, способствующий использованию программы как части основной общеобразовательной программы детского сада;

-принцип координации деятельности педагогов, обеспечивающий последовательность изложения темы;

- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, подразумевающий активное участие родителей в образовательном процессе, направленном на освоение ребенком знаний о правилах безопасного поведения, здоровом образе жизни и формирование соответствующих умений и навыков.

В образовательном процессе используется содержание следующих тем программы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице». Данные темы тесно связаны с комплексно-тематическим планированием ДОУ.


Тема парциальной программы Содержание темы Раздел комплексно-тематического плана Формы работы
Младший возраст Старший возраст
1. «Ребенок и другие люди» О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.     «Моя семья и я сам(а)»   Беседы о несовпадении приятной внешности и добрых намерений на примере башкирских и русских народных сказок и сказок народов мира. Беседы о несовпадении приятной внешности и добрых намерений на примере собственного жизненного опыта и сказок Сочинение сказок с описанием внешности персонажей.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми на улице и дома.   «Моя семья и я сам(а)», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»   Игры-драматизации с использованием образов сказочных персонажей. Инсценирование сказок с благополучным окончанием («Красная шапочка» Ш. Перро, «Волк и семеро козлят», “Эт үҙенә нисек хужа тапҡан”, “Үгәй ҡыҙ Гөлбикә”, “Ирәндек” һ.б.).   Творческое задание на изображение «своих» и «чужих». Игра с мячом «Свой, знакомый, чужой» (подобно «Рыбы, птицы, звери»). Решение проблемных ситуаций. Беседа по сказке «Приключения Буратино» А. Толстого Тренинг «Когда чужой хочет войти в твой дом». Беседы о работе полиции. Просмотр мультфильма «Дядя Степа – милиционер».
Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. «Моя семья и я сам(а)»   Просмотр и обсуждение мультфильма «Ну, погоди!» Чтение, обсуждение, инсценирование сказок по выбору воспитателя («Үгәй ҡыҙ Гөлбикә» , «Петушок - золотой гребешок» , “Ҡамыр батыр һ.б.”)
Ребенок и другие дети, в том числе подростки. «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» Беседы с родителями о возможном отрицательном влиянии старших приятелей на их ребенка. Беседы с родителями о возможном отрицательном влиянии старших приятелей на их ребенка. Сочинение историй «Я и мой старший друг на прогулке».
2. «Ребенок и природа» В природе все взаимосвязано. Загрязнение окружающей среды. Ухудшение экологической ситуации. Бережное отношение к живой природе. Ядовитые растения. Контакты с животными. Восстановление окружающей среды. «Осень – щедрая пора», «Зима», «Весна», «Здравствуй, лето!» Рассматривание фотографий и иллюстраций пейзажей родного края. Наблюдения за объектами природы. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (на экологическую тему). Беседы о съедобных и несъедобных растениях. Отгадывание загадок о природе. Беседы о правилах обращения с животными.   Беседы по иллюстрациям в рабочей тетради на экологические темы. Чтение и разучивание стихотворений. Наблюдения за объектами природы. Трудовые поручение по уборке участка, уходу за растениями. Изготовление кормушек для птиц. Творческая мастерская «Лесная полянка». Беседы о съедобных и несъедобных растениях. Отгадывание и сочинение загадок о природе. Настольная дидактическая игра «Сбор грибов и ягод». Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное». Беседы о правилах обращения с животными.
3. «Ребенок дома» Прямые запреты и умение и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. Открытое окно, балкон как источник опасности. Экстремальные ситуации в быту. «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» «Все профессии нужны, все профессии важны» Беседа по произведениям «Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова. Беседы о правильном использовании опасных предметов. Отгадывание загадок об опасных предметах. Тематические консультации для родителей. Беседы о работе пожарных, врачей скорой помощи. Тренинг «Звонок в службу спасения».   Беседа по произведениям «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар» «Дым» Б. Житкова., “Икмәк.Ш.Биҡҡол, “”Башҡортостанға.”, Ғ.Ғүмәр, “Ватан”, Р.Ниғмәти и т.д. Беседы о правильном использовании опасных предметов, о том, как вести себя при пожаре. Сочинение загадок об опасных предметах. Игры-драматизации по сказкам. Решение проблемных ситуаций, тренинги «Если я один дома», «Если в доме что-то загорелось», «Если в квартире много дыма». Тематические консультации для родителей. Игра «Доскажи словечко». Тренинг «Звонок пожарным, в скорую помощь, в полицию, в службу спасения». Творческая мастерская по изготовлению макета комнаты. Театрализованная игра «Один дома» (настольный театр с использовании изготовленного макета). Сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Пожарная команда»
4. «Здоровье ребенка» Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Изучаем свой организм. Прислушаемся к своему организму. О ценности здорового образа жизни. О профилактике заболеваний. О навыках личной гигиены. Забота о здоровье окружающих. Врачи – наши друзья. О роли лекарств и витаминов. Правила оказания первой помощи. «Я расту здоровым» Беседы о здоровом образе жизни, о болезнях, о правилах личной гигиены, о роли лекарств и витаминов и правилах их приема. Дидактические игры. Сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Больница». Беседа по произведению А. Барто «Девочка чумазая».   Беседы о здоровом образе жизни, о болезнях, о правилах личной гигиены, о роли лекарств и витаминов и правилах их приема, об оказании первой помощи, об отношении к больному человеку. Беседы и дидактические задания для изучения строения тела и функционирования внутренних органов человека. Сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Больница», «Аптека». Беседы по произведениям («Доктор Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковского и др.). Экспериментальная деятельность с использованием микроскопа (рассматривание капли воды, слюны). Дидактические задания «Где живут витамины?» Чтение и обсуждение стихотворения «Овощи» Ю. Тувима. Сочинение и отгадывание загадок о полезных продуктах.
5. «Эмоциональное благополучие ребенка» Детские страхи. Конфликты и ссоры между детьми. В процессе изучения всех тем. Индивидуальные беседы о страхах. Решение проблемных ситуаций. Активные игры («Кошки-мышки» и др.) Индивидуальные беседы о страхах. Решение проблемных ситуаций («Как избежать драки», «Что делать, если ты поссорился с другом» и др.) Активные игры, эстафеты. Совместные творческие мастерские.
6. «Ребенок на улице» Устройство проезжей части. Дорожные знаки. Правила езды на велосипеде. О работе ГИБДД. Регулировщик. Правила поведения в транспорте и на улице. «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» Беседы о правилах поведения на улице, в транспорте, о правилах дорожного движения. Дидактические игры. Решение проблемных ситуаций («Как перейти улицу», «У меня пропал щенок» и др.). Игры-тренинги «Сигналы светофора», «Движение по пешеходному переходу» и др.). Тематические консультации для родителей.   Беседы о правилах поведения на улице, в транспорте, об устройстве проезжей части. Дидактические игры. Просмотр мультфильма и чтение стихотворения «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова Сюжетно-ролевые игры («Поедем на автобусе (троллейбусе)», «Едем автомобиле» и др.). Решение проблемных ситуаций («Как перейти улицу», «Ребенок потерялся на улице» «Кто уступит место в автобусе?»). Творческая мастерская по изготовлению макета «Моя улица». Игры-тренинги «Движение на перекрестке», «Движение через железнодорожный переезд», «Путешествие за город» и др.) Тематические консультации для родителей. Заучивание детьми данных домашнего адреса, телефона.

Задачи познавательного развития дошкольниковреализуются на основе следующих парциальных программ:

- «Земля отцов» Р.Х.Гасановой по формированию у дошкольников основ национальной культуры;

- «Образ Салавата Юлаева дошкольникам» Программа гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Ф.Г.Азнабаевой, Г.Р.Шафиковой;

- «Я- Башкортостанец». Программное руководство по работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста по приобщению детей к культуре родного народа. Р.Л.Агишевой.

Данные программы предлагают новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к башкирской народной культуре.

Цель программы «Земля отцов»– способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию башкирского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт башкирского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Представление о малой Родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому содержание психолого-педагогической работы по ознакомлению с малой Родиной интегрируется со всеми образовательными областями.

Задачи художественно – эстетического развития дошкольниковрешаются через использование региональной программы Молчевой А.В. «Народное декоративно - прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам». Парциальная программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста знакомит с видами искусства на основе башкирского народного декоративно-прикладного искусства.

Реализация дополнительного образования.

Программы дополнительного образования реализуются в режимных моментах. Выбор программ дополнительного образования происходит с учетом индивидуальных особенностей (потребностей и способностей) воспитанников, пожеланий родителей (законных представителей).

Цель дополнительного образования: выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование физически здоровой, творческой личности.

Дополнительное образование в детском саду осуществляется по следующим направлениям:

Название деятельности Направление развития Программное обеспечение Руководитель дополнительного образования Возраст детей
Робототехника Художественно – эстетическое     5-7 лет
Шашки и шахматы Познавательное развитие     6-7 лет
Обучение грамоте Речевое развитие     5-6 лет
Английский язык Речевое развитие     5-7 лет

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДОУ

На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская).

Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.

К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. Следует указать, что в настоящее время отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса с названной категорией детей в общеобразовательных учреждениях.

Наши рекомендации