Лесков Николай Семенович

1831-1895

Родился в 1831г. в провинции, в Орле. Разночинец по происхождению. Учился в орловской гимназии, но не закончил. Не было материальной возможности продолжать обучение. Не учился в университете. В зрелости производил впечатление очень обрадованного человека, но его смущало отсутствие у него высшего образования. Знал много древней истории и иконописи. Служил. Занимался рекрутским набором. Служил в казенной палате. Гордился знанием русской жизни. 1857 - поступает на службу к Александру Скотту, своему дяде, который был шотландец и имел свое дело в России. Скотт воплощал собой человеческий идеал Лескова. Он сформировал англоманию в Лескове. Лесков был большим поклонником Англии. Образ джентльмена. 1857-только закончилась Крымская компания, где англичане были врагами. Лесков ничего не пишет. Первые тексты появляются в 60м году, в 1829-1830 лет. Некоторое время жил в Киеве. Тоже необычная черта биографии, связь с Украиной. Интерес к славянским литературам. Женится в Киеве. Брак неудачен. Но один. Женщина - сумасшедшая, закончила жизнь в больнице. Печатается в питерских газетах («Ведомости»). Начинает с газетных статей на разные темы, часто не имеющие никакого отношения к литературе. В Питере продолжает журнальную работу в газете "Северная пчела". Газетные материалы часто анонимны, отсюда трудность установления авторства. Постепенно переходит к беллетристике, пишет повесть "Житие одной бабы" 1862г. Произведение в духе обличительной литературы. Начало было удачным. Лесков писал под псевдонимом Стебницкий. Критики его хвалили. У Лескова было много знакомых в революционных кругах. Постепенно в жизни Лескова назревает катастрофа. Лесков написал заметку о пожарах. Обращение к правительству. Плохо, что Лесков допускал, что среди студентов есть поджигатели. У него была безобразная привычка оправдываться. Человек с тяжелым характером. Отвечал своим критикам. Отправлен редакцией «Северной пчелы» за границу. Писал очерки. Вернувшись, начинает писать роман, который публикует в журнале «Библиотека для чтения». Роман называется "Некуда". Антинигилистический роман. Шквал негодования. Не было ни одного критика, который бы заступился. Всеобщее негодование. Лесков написал пасквиль на конкретных людей, сделав их очень узнаваемыми. Это было воспринято как донос на конкретных людей. Сведение счетов с людьми, которые ввели его в литературу, которые ему помогали. Он оправдывался. Последний гвоздь в его репутацию забил Писарев ("прогулки по садам российской словесности"). Писарева интересует вопрос, есть ли в России хотя бы один журнал, который согласится печатать Стебницкого. Это был конец. Писарев в это время сидел в Петропавловской крепости. За Лесковым до конца жизни осталась репутация пасквилянта. Лесков был сразу отодвинут в задние ряды литературы. Эта репутация повредила Лескову и после смерти. У Лескова нет полного собрания сочинений. Только сейчас издается полное собрание сочинений. Сам Лесков некоторое время не понимал, что произошло. Он решил отвечать. С начала 60х - живет под знаком борьбы с нигилистами. Пишет остро сатирические произведения. «Загадочный человек», «Смех и горе» - сатира на всю русскую жизнь. Образ России, где все неправильно. Основной прием - все не на своем месте. Резкие мысли о нигилистах. Отношения с редакторами у Лескова часто заканчивались судебным процессом. Катерина Бубнова пришла на смену сумасшедшей жене. Увлекающийся человек Лесков. Вторая половина 60х - борьба с нигилистами. Лескова не слушает никто. Лесков этого не понимает, хочет издать собрание сочинений. Печатается в «Отечественных записках» и в «Заре», но неизбежно приходит в «Русский вестник». До 80х сотрудничает в «Русском вестнике» у Каткова. Катков заставлял вносить в произведения извинения. Финал "Запечатленного ангела". Борьба с нигилизмом длится до 1872г. 1870ый г - роман "На ножах". "Соборяне" - последнее произведение, где появляются нигилисты. После 1872г Лесков успокаивается. Лесков осознает, что у нет читателей. 1872г - начало расцвета творчества. Попытки писать в традиционных формах всегда неудачны. Обращается от злободневности к прошлому, анекдотическому, полулегендарному. Антик - чудак. Интерес к чему-то необычному и нетипичному. Начинает складываться цикл "Праведники". Противопоставление современным типам типов вечных. "Три праведника и один шерамур"(«Несмертельный голован», «Пигмей,» «Однодум») Окончательный вариант цикла («Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Левша», «Человек на часах», «Тупейный художник», «Инженеры бессребреники» и «Кадетский монастырь»). Розовое христианство. J Праведник по Лескову - человек, живущий в миру, правильная жизнь вместе с людьми, основа праведности - способность принимать интересы других людей и ставить из выше собственных. Такая концепция праведничества приводит к разрыву с Катковым в 1883г. Эта концепция приводит его в ряды поклонников Толстого. Понимание Подлинной праведности в служении людям. Пришел в Ясную поляну пешком, как и положено ученику. Отношения Толстого и Лескова. Лесков немного раздражал Толстого. Толстой поручает Лескову обработать сюжет, но Толстой был недоволен. Лесков раздражал Толстого страстью игре. После разрыва с Вестником печатается в мелких журналах. В творчестве появляется новый жанр - жанр византийских легенд. Их довольно много. Выбор жанра обусловлен толстовским влиянием. В далекое прошлое легко переместить нравоучение.

Скоморох Памфалон ( очень толстовское произведение).

Финал(!) Памфалон и старец умирают в один день.

Избавился ли Лесков от симпатии к Толстому? Нет. " Полуношники" - резкая сатира на Иоанна Крандштатского. Лесков вступает в прямую защиту Толстого вместе с Достоевским. Леонтьев. Последнее произведение – «Заячий ремиз» (разгромное поражение). Действие происходит в сумасшедшем доме. заканчивается самоубийством. Вязание чулок. Осознание неудачно прожитой жизни. Совершенно состоявшийся писатель. Изучение жизни некоторых слоев населения.

«Великосветский раскол»

«Евреи в России»

Начало лекции о Толстом утрачено. Оно стерлось, к сожалению.

Наши рекомендации