Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Однодум»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

Праведник – человек, живущий по правде, по справедливости. Именно в образах праведников нашли отражение национальные черты русского характера. Это люди с тяжелой судьбой, многое испытавшие на своем веку, пережившие не одну трагедию, но не утратившие веру в людей и в жизнь. Это всегда очень искренние, бесхитростные, добрые и открытые людям герои. Как правило, они живут в гармонии с окружающим миром, не причиняют никому зла намеренно; но их не понимают окружающие люди, считают их странными, может быть, даже глупыми.

Русских праведников отличает удивительная наивность, неисчерпаемое желание помочь людям, при этом бескорыстно (Матрена всегда ходила к соседям картошку копать, в колхозе помогала, денег не брала; Иван Флягин, вернувшись из плена у татар, помогает крестьянам выбирать лошадей, помогает цыганке Груше, утверждает, что ему «за народ помереть хочется»).

Праведники не идеальны, они не святые, тоже могут совершать ошибки в своей жизни. Праведничество в русской литературе, можно сказать, не связано даже с верой в Бога, как можно было бы предположить (Матрена соблюдает ритуалы, ходит за святой водой, но о ее искренней вере автор не пишет; Иван Флягин обещан Богу при рождении матерью, но он совершил столько грехов в своей жизни, что его путь в монастырь растянулся на многие годы, и даже там герой не может найти успокоения, пророчествует, терпит наказания).

Именно праведники являются основой русской жизни, по мнению авторов («Не стоит село без праведника» - А.И. Солженицын), без него нет Земли русской.

Ф.М. Достоевский

Задание 1

В композиции каких произведений русской литературы, кроме романа Ф.М. Достоевского, присутствуют сны как внесюжетные элементы? Сформулируйте вывод о роли сна в художественном произведении.

Для ответа:

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»(сны Родиона Раскольникова – характеристика героя по воспоминаниям из детства, предупреждение совести, ведущий к очищению – сны отражают внутреннюю борьбу героя с самим собой и предсказывают неизбежность наказания; сны Свидригайлова – можно сказать муки совести за совершенные им злодеяния в течение жизни)

В.А. Жуковский «Светлана»(сон воспринимается читателем как реальность, понимаем, что это сон, только в конце баллады; сон отражает опасения героини, ее страхи, но в том числе показывает силу ее веры в Бога, в добро; ключевой прием построения сна - антитеза)

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»(сны Веры Павловны – сны-предсказания, четвертый сон – сон-утопия; в снах отражаются мечты героини, ее надежды на лучшую жизнь)

М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»(сон пескаря как мечта о жизни, которой он хотел бы жить: семья, собственная значимость в своем маленьком мире, как противопоставление тому, что в итоге выбирает пескарь - затворничество в собственном доме и тихую смерть)

И.А. Гончаров «Обломов» (сон Обломова как воспоминание о детских годах в Обломовке, представление о воспитании героя, о причинах его нынешнего состояния, его лени и отсутствия стремления к чему-либо в жизни: излишняя забота родителей и нянек, нет необходимости в труде)

М.Ю. Лермонтов «Сон»(система снов; сон лирического героя о родине, сон его возлюбленной о его смерти)

Н.В. Гоголь «Ревизор»[5](городничий Сквозник-Дмухановский рассказывает о своем сне другим чиновникам; сон-предвестник неприятностей, приезд ревизора)

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»(Екатерина Львовна Измайлова рассказывает свои сны любовнику Сергею и тетушке, это сны-предупреждения после совершенных ею преступлений)

Задание 2

Найдите сходство между главными героями романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева и романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Для ответа: оба студенты, не дворянского звания, у героев есть теория, которая не проходит проверку жизнью (у Базарова - любовью, у Раскольникова - совестью)

Задание 3

В каких произведениях русской литературы, кроме романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», рассматривается проблема преступления и наказания за него (юридического, нравственного катарсиса, Божьего суда и т.п.)

Для ответа:

Ф.И. Тютчев. Цикл стихов, посвященных Марии Лазич(лирическое преступление и наказание)

А.Н. Островский «Гроза»(преступление как грех, расплата - нравственное наказание)

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»(притча о двух великих грешниках, судьба Кудеяра, внезапность расплаты – «вдруг…совесть Господь пробудил», проблема – может ли новое преступление смыть прошлые грехи)

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»(возмездие, все вернулось Катерине, ее любовник отвернулся от нее, стал открыто ее презирать, на чужом несчастье собственного не построишь)

Л.Н. Толстой

Задание 1

«Зеркало души – ее деянья» В. Шекспир. В чем сходство и различие в раскрытии темы страсти (запретной любви) в произведениях русской литературы?

Для ответа:

Л.Н. Толстой «Анна Каренина» (героиня подчиняется своим чувствам, разрушает семью, не в силах сделать выбор между любовью и долгом, совершает самоубийство)

А.Н. Островский «Бесприданница»(наивная вера в возможное счастье, гибель героини, сама выбирает свой путь),

А.Н. Островский «Гроза»(Катерину подталкивает Вера, героиня сопротивляется собственным чувствам, понимая, что совершает грех, изменяя мужу; будучи верующим человеком, не сможет пережить свой грех, видит знаки божьего суда над ней и совершает самоубийство)

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»(героиня полностью подчиняется собственной страсти, изменяя мужу и не скрывая своих отношений с Сергеем, ради любви совершает 4 убийства, в том числе убийство ребенка; знаки, которые ей подает судьба, не распознает; в конце концов, совершает самоубийство)

И. Бунин цикл «Темные аллеи»[6](любовь-страсть, любовь – солнечный удар, любовь на мгновение; у героев нет долгого счастья)

Задание 2

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Платон Каратаев рассказывает притчу. В каких еще произведениях русской классики встречается притчевая форма изложения (притча как внесюжетный элемент)? Какую роль она играет в структуре произведения?

Для ответа:

Л. Н. Толстой «Война и мир» (притча Платона Каратаева)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»(сказка Пугачева о вороне и орле)

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»(притча о двух великих грешниках)

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»(притча о Лазаре)

А.П. Чехов

Задание 1

Какую традицию в изображении «маленького человека» продолжает А.П. Чехов? Как эволюционирует этот персонаж в произведениях русских классиков?

Для ответа:

А.П. Чехов «Человек в футляре», «Смерть чиновника»(самоуничижение маленького человека и отгораживание его от мира людей, нет интересов, нет увлечений, нет стремлений к чему-либо, продолжение гоголевской традиции, и достижение идеального футляра - гроба)

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»(всеми обижаемый и унижаемый, но добрый, искренний, которого хочется пожалеть; любящий свою дочь)

Н.В. Гоголь «Шинель»(нет человеческих связей, только любовь к вещи, которая заменила все общение; вещь вытеснила человека)

Ф.М. Достоевский «Бедные люди»(маленький человек не только обижен жизнью, он жаждет власти – его тайная мечта)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»(перекликается с темой «униженных и оскорбленных», спившийся Мармеладов, живущий за счет своей дочери Сони, не желающий что-то менять в своей жизни, понимающий всю тяжесть своего положения, жаждущий жалости и прощения только у Бога)

Задание 2

Найдите сходство в мировоззрении героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и рассказов А.П. Чехова «Хамелеон» и «Смерть чиновника».

Ответ: подобострастное отношение героя к власть имущим (Червяков, Очумелов, Молчалин)

Задание 4

Какая тема сближает рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Ответ: тема «сытых», пресыщенность благами жизни, эта же тема звучит в стихотворении А. Блока «Сытые», рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

ПРИЛОЖЕНИЕ

На основании представленной ниже таблицы можно формулировать самые разнообразные задания на соответствие, на поиск сходства и различия между тематикой, сюжетам, образной системой произведений[7].

Жанр
Стихотворные циклы «Панаевский цикл» (Н.А. Некрасов) «Денисьевский цикл» (Ф.И. Тютчев) Цикл стихов Марии Лазич (А. А. Фет) Цикл стихов о Блоке (М.Цветаева)
Романы-эпопеи Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон»
Сказовая форма повествования Н.С. Лесков «Очарованный странник» М. Шолохов «Судьба человека»
Утопии и антиутопии С.-Щедрин «История одного города» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (4 сон Веры Павловны) Е. Замятин «Мы» О. Хаксли «О дивный новый мир» Д. Оруэлл «1984»
Художественные образы
Романтический образ моря В. А. Жуковский «Море», А. С. Пушкин «К морю»
Образ талантливого русского народа Н.В. Гоголь «Мертвые души» (крестьяне, которых продает Собакевич) М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» Н.С. Лесков «Очарованный странник» («Ты же русский человек. Русский человек все может»)
Образ двойников в литературе Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» С. Есенин «Черный человек» Р. Л. Стивенсон «Доктор Джекил и мистер Хайд»
Герои-мечтатели Н.В. Гоголь «Мертвые души» Ф.М. Достоевский «Белые ночи» Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Тематика
Тема дружбы А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд», «К Пущину», «К Чаадаеву» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Э.М. Ремарк «Три товарища»
Человек (народ) и история (кто делает историю) Л.Н. Толстой «Война и мир» (роевая жизнь, история как независимый от одного человека процесс), А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Борис Годунов» (историю творит народ, действуя или безмолвствуя) М.Ю. Лермонтов «Бородино» (русский солдат –богатырь творит историю)
Природа как мир непознанный, стоящий над человеком Ф.И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа», «Природа – сфинкс. И тем она верней…» А.А. Фет «Учись у них, у дуба, у березы»
«Странная» любовь к России Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять» М.Ю. Лермонтов «Родина» М.Ю. Лермонтов «Прощай, немытая Россия…»
Столкновение поколений М.Ю. Лермонтов «Дума» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. Чехов «Вишневый сад»
Отношение человека к искусству Н.В. Гоголь «Портрет», О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» И.С. Тургенев «Отцы и дети» (спор Базарова и Кирсанова об искусстве)
Отношение к образованию и просвещению Д.И. Фонвизин «Недоросль» А.С. Грибоедов «Горе от ума» И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Сюжет и композиция
Кольцевая композиция в художественном тексте А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «К***» М.Ю. Лермонтов «Сон» Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим» Н.В. Гоголь «Мертвые души» А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…»
Вставные эпизоды как важный структурный элемент (повести, сны, легенды, притчи) А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама» Н.В. Гоголь «Мертвые души» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Лирические отступления как форма присутствия автора в тексте А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Антитеза как ключевой прием изображения героев А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Л.Н. Толстой «Война и мир»
Внутренние монологи героев Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Судьба человека»

[1] К этому заданию можно вновь вернуться при изучении творчества Ф.М. Достоевского (одна из основных тем)

[2] К подобному заданию можно вернуться при изучении творчества Гоголя, С.-Щедрина, Л.Н. Толстого (см. С.-Щедрин)

[3] Данное задание можно выполнять при изучении каждого из произведений литературы 19 века, начиная с повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», постепенно дополняя этот ряд отцовских заветов. А при обращении к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» подвести своеобразный итог развития данной литературной традиции в 19 веке.

[4] Данное задание уместно рассмотреть при изучении творчества Лескова, так как рассказ Солженицына «Матренин двор» и рассказы Шукшина входят в программу 9 класса, значит, учитель может опереться на уже имеющиеся знания учащихся

[5] Курсивом выделены произведения, в которых сон не выполняет функцию вставного элемента, но будучи рассказанным самим персонажем, играет важную роль в раскрытии характера героя и в развитии дальнейших событий.

[6] Отдельные рассказы И. Бунина из цикла «Темные аллеи» входят в программу 9 класса, поэтому можно привлечь и творчество этого писателя.

[7] Курсивом в правой колонке представлены возможные варианты ответов, в том числе из произведений зарубежной литературы. Безусловно, данную таблицу можно продолжить.

Наши рекомендации