Храм Зоровавеля, реконструкция (Т. A. Busink)
-[243]-
Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты |
-[245]- |
17' |
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
-[244]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты
-[246]-
дворах. Вокруг внешнего двора было много колонн из белого мрамора и портиков, расположенных двойными рядами; вся территория была вымощена разнообразными камнями. Пройдя четырнадцать шагов, посетитель попадал в средний двор. Средний двор был огражден каменной оградой шириной в полтора метра. На ней через одинаковые промежутки стояли столбы, на которых висели предупреждения: чужеземцы не должны вступать в святилище под страхом смерти. (Археологи нашли некоторые из этих табличек.) На северной и южной стороне ограды было по три входа, а с восточной стороны (сторона, в которую лицом был обращен храм) — всего одни большие врата, куда дозволялось входить прошедшим очищение евреям и их женам. С восточной стороны располагался двор женщин, а внутреннее пространство предназначалось только для ритуально чистых мужчин. Средоточием всего было само святилище (фасад его имел по 50 метров в высоту и ширину). К нему вели еще двенадцать ступеней. Перед ним стоял жертвенник для всесожжении (см. Иудейские древности, 15.419-420; «вышиной в пятнадцать локтей, тогда как ширина и длина его были одинакового размера в пятьдесят локтей» [Иудейская война, 5.225]). Первый этаж храма (был и второй, метров на двадцать повыше) имел тридцать метров в длину, тридцать метров в высоту и пятнадцать метров в длину. Внутри он делился на две части: святое место (двадцать метров) и святая святых (десять метров). В святом месте стояли семисвечник, стол для хлебов присутствия и жертвенник воскурений. О святая святых Иосиф написал: «Здесь ничего не находилось» (Иудейская война, 5.219). Вокруг собственно святилища располагались трехэтажные помещения с комнатами для различных целей.
Богато и искусно сделанный храм, по-видимому, являл собой впечатляющее зрелище. Иосиф пишет:
Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим,
-[247]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами для того, чтобы птица не могла садиться на храм и загрязнять его. Каменные глыбы, из которых он был построен, имели до сорока пяти локтей [22,5 метра] длины, пяти [2,5 метра] — толщины и шести [3 метра] — ширины.
(Иудейская война, 5.222-224)
Храм Ирода был разрушен в 70 году н.э.
Полноты ради можно упомянуть, что для периода второго храма засвидетельствованы еще четыре храма: храм в Элефан-тине, храм Онии в Леонтополе (Египет), святилище Товиадов в Арак эль-Эмире (Заиорданье) и самаритянский храм на горе Гаризим. Однако все они намного уступали иерусалимскому храму по значимости и не существовали столь долго.