Желание власти и славы
Предположение, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, написал Коран, желая власти и славы, также не выдерживает никакой критики. Во-первых, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, как всем известно, был одним из самых удачливых лидеров в истории человечества. Человек с его качествами мог претендовать на лидерство и власть даже без претензий на пророчество. Фактически это было бы даже легче. Во-вторых, Коран заявляет предельно ясно, что никто, включая Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не может создать что-либо подобное Корану. Если бы он желал власти и славы, он претендовал бы и на авторство Корана, красота и величие которого превозносят его над всеми книгами. Кроме того, его характер предполагал, что он был не властолюбцем и не искателем славы. Желание славы, естественно, находит выражение в великолепных местах времяпровождения, модных одеждах, прекрасных автомобилях, склонности к восхвалению, приятной лжи и т.п. А Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был изумительным примером скромности.
Несмотря на его высочайшее общественное положение и тяжелую ответственность государственного деятеля, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сам чинил свою одежду, сам ремонтировал обувь и доил козу. Он разговаривал с людьми и терпеливо выслушивал каждого, кто обращался к нему.
В одном поселении мусульмане вставали, когда хотели приветствовать его в знак уважения, но он запретил им делать это. Есть множество примеров его скромности. Вот некоторые из них, записанные Гамалем Бадави: «Однажды он путешествовал вместе с несколькими своими спутниками. Когда те собрались приготовить немного еды, разделили работу между собой, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, собрался принести дрова. Его спутники сказали, что они. могут сделать это вместо него. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Я знаю, что вы можете сделать это за меня, но я терпеть не могу иметь над вами хоть какие-то привилегии». Однажды к нему пришел незнакомец, трепеща от уважения. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, попросил его подойти ближе и, сострадательно похлопывая мужчину по плечу, сказал: «Расслабься, брат, я только сын женщины, которая ела засохший хлеб».
Также сообщается, что однажды несколько человек пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обратились к нему со следующими словами: «О посланник Аллаха! Лучший из нас и сын лучшей из нас, наш предводитель и сын нашего предводителя». Его ответом было: «О люди! Скажите, что вы сказали или часть этого и не позволяйте сатане ввести нас в заблуждение. Я Мухаммад, раб Аллаха и Его Посланник. И мне не нравится повышение моего статуса выше, чем статус Аллаха, Могущественного и Славного».
Смерть сына Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, самого возлюбленного из его сыновей, Ибрагима, совпало с затмением солнца и люди расценивали это как чудо, что небеса и земля оплакивают смерть Ибрагима. Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сильно рассердился и сказал: «Солнце и Луна есть два знамения вашего Аллаха. Это затмение не из-за смерти, ведь и рождение и смерть есть обычные человеческие явления».
Изумительным примером его скромности может быть характер его властвования. Его последователи были готовы повиноваться ему, но он продолжал утверждать, что повиновение может быть только Аллаху, а не ему лично.
Он делал ясное различие между откровениями, получаемыми от Аллаха, и другими областями знаний, открытыми для человеческого суждения. Вопросы, касающиеся второй категории, обсуждались, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, считался с мнением других. В бою при Бадре, к примеру, советы Набиба бин аль-Мундира были приняты Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в то время какого собственное решение он признал неудовлетворительным. В сражении «при канаве» он принял предложение Салмана копать траншею в окрестностях Медины.
Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, запретил делать свою могилу местом поклонения, сказав: «Не делайте мое надгробие местом празднеств», и он просил у Господа: «О Господи! Не позволяй, чтобы мое надгробие было сделано идолом для поклонения». Он категорически предостерегал мусульман от восхваления его: «Не славьте меня также, как христиане славят Иисуса, сына Марии, но говорите: он раб Аллаха и Его Посланник». Коран также предостерегает людей от восхваления друг друга. (53:32) Добавим, есть несколько других доводов, делающих теорию о выдуманное™ Корана Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, лишь для утоления своего властолюбия и любви к славе совершенно недоказуемой.
Во-первых, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, мог действительно пропустить из Корана те стихи, которые были бы неудобны для его честолюбия. Но он не делал этого.
Если бы желание власти или славы управляло Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, в его сознательном создании Корана, то мог ли он быть автором книги, приказывающей ему провозглашать людям, что он безвластен и не знает невидимого (7:188), что он пришел не с новым учением и даже не мог знать, что такая книга будет ниспослана ему, что он есть простой человек, похожий на других людей (46:9, 28:86, 18:110, 6:50).
Во-вторых, реакция Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, после получения его первого откровения показывает, что он не имел тайных устремлений к власти. После его испытаний в пещере горы Хира он прибежал к своей жене, переполненный страхом и дрожал, как в лихорадке.