Место дисциплины в структуре образовательной программы
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 46.03.01 «История» второго года обучения, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар».
Программа разработана в соответствии с:
· Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 46.03.01 «История» (http://goo.gl/qqa2YX);
· Рабочим учебным планом НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург по направлению подготовки 46.03.01 «История».
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» (второй год обучения) являются
-овладение студентами навыками анализа исторических источников
-овладение навыками анализа научной литературы и написания аналитического историографического обзора
-формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для организации, построения и оформления исследования
-формирование навыков постановки исследовательского вопроса, анализа темы и написания выводов
-формирование навыков презентации темы исследования в письменной и устной форме
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
· Знать принципы написания и оформления исследования
· Уметь ставить исследовательский вопрос, определять объект и предмет исследования, определять круг источников и проводить критику источников и историографии, писать аннотацию к своей работе, делать логичные выводы и производить тезис исследования
· Иметь навыки (приобрести опыт) презентации собственного исследования в письменной и устной форме
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция | Код по ФГОС/ НИУ | Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества | СК-Б7 | Умеет определять тему и проблему, объект и предмет исследования, формулировать исследовательский вопрос, выбирать методы анализа | Семинарские занятия, контрольные работы (эссе), домашнее здание, итоговая презентация |
Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность | СК-Б10 | Владеет навыками анализа и обобщения научных работ | Семинарские занятия, контрольные работы (эссе), домашнее здание, итоговая презентация |
Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов. | ИК- Б 1.1._ 2.6_ 5.3_5.4_5.6_6 .1 | Умеет выбирать подходящую оптику исследования с применением релевантных инструментов анализа, умеет видеть междисциплинарный характер научной проблемы и работать с темой на стыке нескольких дисциплин | Семинарские занятия, контрольные работы (эссе), домашнее здание, итоговая презентация |
Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности | СЛК – Б1 | Понимает значение принципов научной этики в академической деятельности | Семинарские занятия, контрольные работы (эссе), домашнее здание, итоговая презентация |
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу базовых дисциплин, обеспечивающих бакалаврскую подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
· Введение в профессию
· Научно-исследовательский семинар (1 год обучения)
· Риторика и академическое письмо
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
· Источниковедение
· Введение в профессию
· Актуальные вопросы историографии нового и новейшего времени
· История правовых и политических учений; философия истории
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
· Научно-исследовательский семинар (3 год обучения)
5 Тематический план учебной дисциплины
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ – три кредита
№ | Название раздела | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Семинары | Практические занятия | ||||
Введение в курс. Работа с научным руководителем, этика ученого. Основы самостоятельного исследования | ||||||
Этапы подготовки и написания исследования. Структура и стиль научной работы | ||||||
Тема и проблема исследования. Объект и предмет. Контекст | ||||||
Что такое исследовательский вопрос. Проблемы постановки научного вопроса | ||||||
Историография: анализ, составление аналитического обзора | ||||||
Написание введения к научной работе | ||||||
Оптика исследования. Методы и подходы. | ||||||
«Разная история»: социальная, культурная, экономическая, технологическая, экологическая история | ||||||
«Разная история»: микроистория, история повседневности, биография | ||||||
Описание методов исследования | ||||||
Источники и их анализ. Написание обзора источников | ||||||
Презентация исследования в устной форме | ||||||
Написание заключения. Выводы и тезис исследования | ||||||
Написание аннотации исследования | ||||||
Оформление работы, сноски, список литературы | ||||||
Презентации исследования в устной форме | ||||||
Итого |