Тема №4. Органный пункт
Органный пункт, педаль - выдерживаемый или повторяемый звук, интервал, а также многозвучный комплекс (например, какой-либо аккорд), на фоне которого излагаются мелодико-гармонические построения, принадлежащие одной или нескольким сменяющим друг друга тональностям. Частая в условиях органного пункта секвентность таких построений.
Местоположение органного пункта в музыкальной ткани (особенно часто - в нижних голосах, в басу, несколько реже - в средних голосах или в верхнем голосе, иногда - дублировка органного пункта в нескольких различных регистрах). Продолжительность органного пункта - от одного-двух до нескольких десятков тактов; отдельные пьесы и части циклических произведений, содержащие органный пункт на всем своем протяжении.
Различное фактурное оформление органного пункта: реальный, явный органный пункт в виде непрерывно тянущегося или повторяемого звука или созвучия (ритмически фигурированный органный пункт) и подразумеваемый, скрытый органный пункт, лишь время от времени кратко возобновляемый, основывающийся на эффекте остаточного звучания.
Сведения об истоках органного пункта в простейших формах раннего многоголосия. Роль в развитии органного пункта музыкальных инструментов - струнных и духовых (гудки, волынки, орган),- сама конструкция которых предрасполагала к культивированию эффекта разного рода педалей.
Органный пункт как действенный фактор многоголосной музыкальной ткани, неизменно вносящий в нее яркий единовременный контраст подвижных и неподвижных элементов и обеспечивающий тем самым ее многообразные динамические и колористические качества. Органный пункт как активный ладогармонический фактор, сам по себе выделяющийся внутри музыкальной ткани в обособленную ладовую функцию и создающий с другими слоями этой ткани полифункциональные и политональные отношения. В этом плане органный пункт - один из логических истоков полифункциональности и политональности. Общее ладофункциональное значение музыкального построения, охватываемого органным пунктом - в зависимости от функции данного органного пункта, поскольку определяющая и перевешивающая ладовая роль среди слоев музыкальной ткани принадлежит именно ему - расширенная, укрупненная внешне и усложненная изнутри ладовая функция высшего порядка (подобная ладовой функции целой тональности).
Наиболее сильные и определенные в конструктивном отношении- и потому исторически раньше всего найденные - ладофункциональные виды органного пункта на Т и на D в басу. Их противоположный ладофункциональный смысл и связанное с этим их местоположение в музыкальной форме: накопление и сосредоточение устойчивости, плавности и спокойствия в начальных, экспозиционных или заключительных разделах, накопление и сосредоточение неустойчивости, напряженности и ожидание последующего результата в серединных, развивающих или вступительных и связующих (предъиктовых) разделах. Характерное для органного пункта на Т фонически более мягкое наполнение; более острые вертикальные соотношения, типичные для органного пункта на D. Почти обязательные сопутствующие проявления переменных ладовых функций в органных пунктах в связи с их длительностью и аккордовым наполнением: частая тоникальность у органного пункта на D, часто ощущаемый доминантовый характер у органного пункта на Т. Органные пункты на D, завершаемые прерванным оборотом (например, введение побочной темы в увертюре «Ромео и Джульетта» Чайковского).
Органные пункты на М (как правило - верхней) и близкие по своему эффекту к органным пунктам длительно выдерживаемые созвучия (иногда чередуемые со вспомогательными созвучиями). Отчетливо обнаруживаемая в них фоническая, выразительная и красочная направленность, связанная с гармоническим варьированием - переокраской отдельного звука или краткого мелодического оборота.
Монофункциональные и бифункциональные органные пункты, образуемые различными интервалами.
Фигурированные органные пункты (чередование звуков, составляющих двойной органный пункт: октавные, квинтовые и квартовые скачки, тремоло на этих же звуках, трели и вспомогательные ноты к звукам органного пункта). Мелодически разработанные органные пункты, образующие фигурации-остинато в басу или в одном из верхних голосов. Характерные черты красочной звукописи, вносимые в музыку органными пунктами такого рода.
Созвучия, складывающиеся в условиях органных пунктов, как. ориентир для образования некоторых форм аккордов, особенно - полифункциональных, представляющих собою как бы изъятые из общего контекста, эмансипировавшиеся характерные вертикали органного пункта (типа S/D, S/T и т. п.).
Музыкальные стили с характерным обилием различных систем органных пунктов, где смена разделов формы протекает параллельно смене органных пунктов, обладающих неисчислимыми и тончайшими выразительными и красочными свойствами. Общая неторопливая поступь музыки в целом и гармонии в частности, типичная для таких стилей (Бородин, Римский-Корcаков).
Значительная, особая формообразующая роль органных пунктов и всевозможных фигурации-остинато, создающих тоникальные опоры в музыке с ослабленной, нейтрализованной или своеобразно «архаизированной» в том или ином плане ладотональной организацией (явление, характерное для ряда музыкальных стилей XX столетия).
Литература: Дубовский И. (Бригадный учебник) Гармония, часть 2, тема 48; Мюллер Т. Гармония, гл.6, тема 6