Место дисциплины в структуре ООП
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»
Филологический факультет
Кафедра литературы и методики ее преподавания
УТВЕРЖДАЮ:
Первый проректор
_________И.В.Ткаченко
«___»_____________20__г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «М.1.Б.2»«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Направление подготовки 050100.68 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки «Актуальные проблемы русской литературы XX века»
(очная / заочная форма обучения)
Составитель: к.ф.н., доцент Крижановский Н.И.
Утверждено на заседании кафедры
______________________________
Протокол №___от
Зав. кафедрой__________________
Армавир, 2012
Лист согласования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методы научного исследования» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для магистрантов, обучающихся по направлению 050100.68 «Педагогическое образование», профиль «Актуальные проблемы русской литературы XX века».
Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры «___» от «_____» ___________ 20__ г., протокол № __.
Автор (составитель): к.ф.н. доцент Крижановский Н.И.
Рецензенты: доц. Костенко А.К.
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании Учебно-методической комиссии кафедры литературы и методики ее преподавания
«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Председатель УМК ______________/ доц. Костенко А.К.
(подпись)
Учебно-методический комплекс дисциплины согласован с руководителем программы 050100.68 «Педагогическое образование», профиль «Актуальные вопросы русской литературы XX века».
«____»_________________ 20___ г.
Руководитель программы ______________/ Павлов Ю.М.
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
II. Распределение часов и учебно-тематический план дисциплины
III. Список рекомендуемой литературы
IV. Рабочая программа дисциплины «Методы и методология научного исследования»
4.1. Очная форма обучения
4.2. Заочная форма обучения
V. Материалы по используемым инновационным методам обучения
VI. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий
VII. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно-воспитательном процессе
VIII. Глоссарий
IX. Балльно-рейтинговая система
I. Пояснительная записка
Цели и задачи изучения дисциплины
Дисциплина «Методология и методы научного исследования» значима для подготовки студентов-магистров к их профессиональной деятельности. Основная цель изучения этого курса – в контексте изучаемой магистрантами учебной программы сформировать конкретные представления о методологии и методах в литературоведении, а также прояснить особенности каждого из научных методов литературоведения.
В ходе лекций и практических занятий изучаются современные проблемы методологии исследования и различные методы изучения художественных произведений. Внимание магистрантов обращается на актуальные и дискуссионные вопросы современной методологии литературоведения, что стимулирует исследовательскую деятельность и обеспечивает профессионализм будущих учителей и ученых-филологов.
Цель изучения дисциплинысостоит в том, чтобы познакомить студентов с основными литературоведческими методами XIX – середины XX вв. и с важнейшими этапами развития истории литературоведения. Литературоведческие методы, широко распространившиеся с середины XX в. и повлиявшие на пересмотр многих положений академической науки или вовсе ее отрицавшие, изучаются в различных курсах при подготовке магистра.
Задачи курса– ознакомить студентов с различными возможностями подхода к тексту, которые открываются перед исследователем, с основной терминологией, используемой различными литературоведческими школами, с деятельностью наиболее значительных классиков литературоведческой науки; показать связь метода с мировоззрением исследователя, выработать навыки поиска метода, наиболее адекватного для каждого конкретного случая исследования.
Основные методические приёмы: практическое изучение курса на семинарских занятиях, проведение рефлексии, самодиагностики качества выполнения своей исследовательской деятельности на различных этапах. В процессе изучения курса следует уделять внимание межпредметным связям (теория литературы, история литературы, информационные технологии).
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
курс предназначен для магистров-филологов, специализирующихся в области литературоведения. Он должен помочь им лучше усвоить классические методы литературоведческого исследования ориентироваться в литературоведческих методах XIX – середины XX вв. Курс призван способствовать постепенному формированию у каждого студента собственной исследовательской позиции.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
Дисциплины (модуля)
Требования к уровню освоения содержания курса:
студенты должны знать основные факты истории литературоведческой науки, понимать логику рассуждений сторонников каждого из изученных методов, связь положений этих методов с основными умонастроениями соответствующей эпохи, овладеть важнейшей терминологией, выработанной каждой из изученных научных школ и уметь применить полученные знания при анализе литературного материала
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные методы литературоведческого исследования;
Уметь:использовать различные научные методологии в учебной и профессиональной деятельности и распознавать различные методы;
Владеть: навыками анализа художественного произведения с применением различных методов литературоведения.
Код компетенции | Наименование результата обучения |
ОК-3 | Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования. |
ОК-5 | Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности |
ОК-6 | Готовность работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке |
ОПК-1 | Готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках |
ОПК-2 | Способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру |
ПК-1 | Способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях |
ПК-4 | Способность руководить исследовательской работой обучающихся |
ПК-5 | Способность анализировать результаты собственных научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач |
Место дисциплины в структуре ООП
Курс «Методология и методы научного исследования» входит в часть «Научно-исследовательская работа» основной образовательной программы магистратуры по специальности 050100.68 «Педагогическое образование», профиль «Актуальные проблемы русской литературы XX века».
II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение часов в тематическом плане по реализуемым формам обучения производится в соответствии с учебным планом
Таблица 1
Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины
Форма обучения | Семестр, курс изучения | Объем часов | Часы аудиторных занятий: | Часы самост работы | Форма текущего контроля | Формы рубежного и промежуточного контроля | |||
Всего | Из них: | ||||||||
лекций | практич. занят. | лабор. | |||||||
ОДО | 1, | - | Устный опрос, письменный опрос, тестирование, подготовка рефератов, контрольная работа, карточки, список литературы | Зачет (1-й семестр) Экзамен (2-й семестр) | |||||
ОЗО | Уст. – 1-й | - | Устный опрос, письменный опрос, тестирование, подготовка рефератов, контрольная работа, карточки, список литературы | Зачет (1-й семестр) |
III. Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / Гл.научн.ред. Е.А.Цурганова. – М.: Интрада, 2008.– 560 с.
2. Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. Сост., общ.ред. Г.К.Косикова.– М.: Изд-во МГУ, 1987.– 510 с.
3. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы: Системный подход. – М..: Флинта: Наука, 2012 – 200 с.
4. Иванов А.В. Учебное пособие по изучению литературоведческих методологий XX века. – М., 2010.
5. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии) / Г.К.Косиков. – М.: Прогресс, 1998.– 221 с.
6. Крупчанов Л.М. Культурно-историческая школа в русском литературоведении / Л.М.Крупчанов.– М.: Просвещение, 1983.– 223 с.
- Методология научного познания: Уч. пос. / Г.И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 - 287 с.
8. Методология науки и инновац. деят.: Пособие.../В.П.Старжинский - М:Инфра-М;Нов. знан., 2013-327 с. (ВО)
9. Николаев П.А., Курилов А.С., Гришунин А.Л. История русского литературоведения. – М., 1980.
10. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. – М., 1999.
- Источники из электронной библиотечной системы http://www.iprbookshop.ru/
Дополнительная литература
1. Хрестоматия по теории литературы. – М., 1983.
2. Академические школы в русском литературоведении / П.А.Николаев, А.И.Баландин, А.Л.Гришунин и др.–М.: Наука, 1975 – 515 с.
3. Автономова Н. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках / Н.Автономова.– М.: Наука, 1977.– 271 с.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.:Прогресс, 1989.– 615 с.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М.Бахтин. – М.:«Худож.лит–ра», 1975.–502 с.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. – М.: «Сов. Писатель», 1963.– 369 с.
7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского. – М., 1972.
8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и культура средневековья и Возрождения. – М., 1997.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. – М.: Искусство, 1979.– 423 с.
10. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литературы: Статьи / П.Н.Берков. – Л.: «Худож.лит–ра», 1981.– 495 с.
11. Богин Г.И. Филологическая герменевтика / Г.И.Богин. – Калининград, 1982.– 87 с.
12. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б.Борев. – М.: Политиздат, 1975.– 270 с.
13. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001.
14. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.
15. Возникновение русской науки о литературе / Редколл. Николаев П.И. и др.– М.: Наука, 1975.– 464 с.
16. Выготский А.С. Психология искусства. – М., 1997 .
17. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. – М.:Искусство, 1968– 576 с.
18. Гадамер Х.–Г. Актуальность прекрасного/ Х.–Г.Гадамер.– М.: Искусство, 1991.–367 с.
19. Гадамер Х.–Г. Истина и метод Основы философской герменевтики / Х.–Г.Гадамер.– М.: Прогресс, 1988.– 704 с.
20. Гачев Г. Национальные образы мира. Центральная Азия: Казахстан, Киргизия. Космос Ислама (интеллектуальные путешествия) / Г.Гачев. – М., 2002.– 326 с.
21. Гачев Г. Национальные образы мира: Общие вопросы / Г.Гачев. – М.: «Сов.писатель», 1988.– 445 с.
22. Герменевтика: история и современность.– М.: Мысль, 1985.–304 с. Козлов А. Мифологическое направление в литературоведении / А.Козлов.– М.: Высш.школа, 1984.– 175 с.
23. Гринцер П.А. Эпохи взаимодействия литератур Востока и Запада / П.А.Гринцер. – М.: Наука, 1997.– 213 с.
24. Грюнебаум Э.Ф. Основные черты арабо-мусульманской культуры: Статьи разных лет / Э.Ф.Грюнебаум. – М.: Наука, 1981.– 227 с.
25. Грякалов А.А. Структурализм в эстетике. Критический анализ / А.А.Грякалов. – Л.: Изд–во ЛГУ, 1989.– 173 с.
26. Дильтей В. Описательная психология / В.Дильтей.– М.: Русский книжник, 1924.– 118 с.
27. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. Пер. с румын. М.В.Фридмана / А.Дима. – М.: Прогресс, 1977.– 229 с.
28. Дюришан Д. Теория сравнительного изучения литературы. – М., 1979.
29. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. Пер.со словац. / Д.Дюришин – М.: Прогресс, 1979.– 320 с.
30. Ермаков И.Д. Психоанализ литературы: Пушкин, Гоголь, Достоевский / И.Д.Ермаков. – М.: Новое литературное обозрение, 1999.– 511 с.
31. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах. Пер. С фр. /Жерар Женетт.– т.1-2.– М.: Изд–во им.Сабашниковых, 1998.– 470 с.
32. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1972.
33. Зарубежный психоанализ / Сост. и общ.ред. В.М.Лейбина. – СПб: Питер, 2001.– 505 с.
34. Косиков Г.К. Методология «генетического структурализма» Л.Гольдмана и его школы / Г.К.Косиков // Социология художественной литературы в современном зарубежном литературоведении. –М., 1976. – С.97-129.
35. Косиков Г.К. От Проппа к Греймасу/ Г.К.Косиков // Вестник МГУ. Сер. Филология. –1996. –№ 1.– С.48-61.
36. Куделин А. Средневековая арабская поэтика (вторая пол.УШ–Х вв.)/ А.Куделин.– М.: Наука, 1983.– 261 с.
37. Кузнецов В. Герменевтика в России / В.Кузнецов.– Воронеж: Изд–во Воронеж.гос.ун–та, 2002.– 269 с.
38. Курилов А. Литературоведение в России ХУШ века / А.Курилов.– М.: Наука, 1981.– 263 с.
39. Лейбин В. Постклассический психоанализ. Энциклопедия / В.Лейбин.– Т. 1. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006.– 470 с.; Т. 2. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006.– 564 с.
40. Литература – общество – чтение. – М., 1985.
41. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2002.
42. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1595 с.
43. Литературно–эстетические концепции в России конца Х1Х– нач.ХХ вв.– М.: Наука, 1975.– 251 с.
44. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1982.
45. Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 1998.
46. Митина С.М. Генетический структурализм: Критический очерк / С.М.Митина.– М.: Наука, 1981.– 96 с.
47. Миф – фольклор – литература: Сб. статей. – Л., 1978.
48. Мукаржовский Я. Структурная поэтика / Я.Мукаржовский.– М., 1996.– 324 с.
49. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. – М.: Наука, 1976.– 359 с.
50. Николаев П. Возникновение марксисского литературоведения в России (Х1Х–ХХ вв.) / П.Николаев.– М.: Изд–во МГУ, 1983.– 366 с.
51. Николаев П.А. История русского литературоведения / П.А.Николаев и др.– М.: Высш.школа, 1980.– 349 с.
52. Овсянико–Куликовский Д.Н. Литературно–художественные работы / Д.Н.Овсянико–Куликовский. В 2–х тт.– М.: Худож.лит–ра, 1989.– Т.1.– 541 с.; Т.2.– 525 с.
53. Осьмаков Н.В. Психологическое направление в русском литературоведении / Н.В.Осьмаков. – М.:Просвещение, 1981– 160 с.
54. Осьмакова Л.Н. Хрестоматия по теории литературы / Л.Н.Осьмакова. – М.: Просвещение, 1982.– 448 с.
55. От структурализма к постструктурализму. – М., 200 4.
56. Отечественный психоанализ / Сост. и общ. ред. В.М.Лейбина. – СПб.: Питер, 2001.– 445 с.
57. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
58. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917г. – М., 1988.
59. Пражский лингвистический кружок: Сб.статей – М.: Прогресс, 1967.– 559 с.
60. Пресняков О.П. А.А.Потебня и русское литературоведение конца ХIХ – начала ХХ века / О.П.Пресняков. – Саратов: Изд–во Саратовского ун–та, 1978.– 227 с.
61. Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока.– М.: Наука, 1964.– 340 с.
62. Пропп В.Я. Морфология сказки / В.Я.Пропп.– М.: Наука, 1969.– 168 с.
63. Раков В.П. Из истории советского литературоведения. П.Н.Сакулин./ В.П.Раков. – Иваново: ИвГУ, 1984.– 95 с.
64. Раков В.П. Из истории советского литературоведения. Социологическое направление / В.П.Раков.– Иваново– ИвГУ, 1982.– 87 с.
65. Раков В.П. Из истории советского литературоведения. Формальная школа / В.П.Раков.– Иваново– ИвГУ, 1982.– 87 с.
66. Раков В.П. Новая «органическая» поэтика (Литературные теории В.Ф.Переверзева, В.М.Фриче, П.Н.Сакулина).– Иванова: Изд–во ИвГУ, 2002.– 350 с.
67. Ревякина А. Новые тенденции в методологии советского литературоведения и литературной критики. Научно–аналитический обзор / А.Ревякина.– М.: ИНИОН АН СССР, 1985.– 56 с.
68. Русская литература в историко-функциональном освещении. – М.,1972.
69. Русская наука о литературе в конце Х1Х–начале ХХ в./Отв.ред. П.А.Николаев.– М.:Наука, 1982.–389 с.
70. Смирнов И.П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней / И.П.Смирнов. – М.: Наука, 1994.– 363 с.
71. Смирнов И.П. Смысл как таковой / И.П.Смирнов. – СПб.: Акад.проект, 2001.– 344 с.
72. Советское литературоведение за 50 лет (Д.Д.Благой, А.И.Николюкин и др.).– Л.: Наука, 1968.– 428 с.
73. Современная литературная теория. Антология. /Сост., прим. Н.В.Кабановой. – М: Флинта: Наука, 1999. – 342 с.
74. Современное зарубежное литературоведение. Страны западной Европы и США. Концепции. Школы. Термины /И.П.Ильин, Б.А.Цурганова. – М.: Прогресс, 1995. – 186 с.
75. Современные литературоведческие концепции.– М.: Наука, 1983.– 183 с.
76. Соловьев Г. Дильтей и Адарно: категория понимания / Г.Соловьев // Проблемы философской герменевтики.– М.,1990.– С.60–115.
77. Сравнительное литературоведение: теоретический и исторический аспекты: Материалы Международной конференции «Сравнительное литературоведение» (V Поспеловские чтения) /Ред. коллегия: П.А.Николаев, М.Л.Ремнева, А.Я. Эсалнек. – М., 2003.–682 с.
78. Структурализм: «за» и «против». – М., 1975.
79. Структурализм: «за» и «против»: Сб.статей под ред. Е.Я.Басина, М.Я.Полякова. – М.: Наука, 1975.– 302 с.
80. Терминология современного зарубежного литературоведения: Страны Западной Европы и США.– М., 1992. – Вып.1. – 193 с.
81. Тодоров Ц. Понятие литературы / Ц.Тодоров // Семиотика: Анталогия. – М.: Акад.проект, 2001.– С.376-391.
82. Тодоров Ц. Теории символов/ Ц.Тодоров.– М.: Дом.интеллектуальной книги, 1998.– 384 с.
83. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ: исследования в области мифопоэтического. – М., 1995.
84. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В.Н.Топоров. – М.: Прогресс, 1995.– 623 с.
85. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы/ Ю.Н. Тынянов. – Л.: Прибой, 1929.– 596 с.
86. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино/ Ю.Н. Тынянов. – М.: Наука, 1977.– 574 с.
87. Тэн И. Философия искусства /И.Тэн.– М.: Республика, 1996.– 351 с.
88. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П.Чехова) / В.И.Тюпа. – Тверь, 2001.– 123 с.
89. Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б.А.Успенский. – СПб.: Азбука, 2000.– 348 с.
90. Успенский Б.А. Семиотика искусства. – М. 2001.
91. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. и вструп. ст. Г.К.Косикова.– М.: Прогресс, 2000.– 533 с.
92. Фрейд З. Художник и фантазирование / З.Фрейд. – М.: Республика, 1995.– 398 с.
93. Фридлендер Г. Методологические проблемы литературоведения / Г.Фридлендер.– М.: Наука, 1984.– 236 с.
94. Фромм Э. Психоанализ и этика/ Э.Фромм.– М.: Прогресс, 1998.– 453 с.
95. Ханзен-Леве О. Русский формализм: Методология реконструкции развития на основе принципа остранения / О. Ханзен-Леве. – М.: Языки рус.культуры, 2001.– 669 с.
96. Художественное восприятие: основные термины и понятия (Словарь–справочник).– Тверь, 1991. – 123 с.
97. Чиковани Б.С. Современная французская литературная критика и структурализм Ролана Барта / Б.С.Чиковани. – Тбилиси: Изд–во Тбил.ун– та, 1981.– 83 с.
98. Шкловский В.Б. О теории прозы / В.Б. Шкловский – М.: Сов.писатель, 1983.– 383 с.
99. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим; Монологи.– Пер. с нем. И предисл. С.Л.Франка.– М.; Киев: REFL-Book: ИСА, 1994.– 417 с.
100. Шмид В. Нарратология / В.Шмид. – М., 2003.– 643 с.
101. Эйхенбаум Б.М. О литературе: Работы разных лет / Б.М. Эйхенбаум. – М.: Сов.писатель, 1987.– 540 с.
102. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб.статей / Б.М. Эйхенбаум. – Л.: Худож.литература, 1986.– 453 с.
103. Энциклопедия глубинной психологии. – Т. 1.– М., 1998; Т. 3. – М., 2002; Т. 4.– М., 2004.
104. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХVIII– ХIХ вв./ Е.Г.Эткинд – М.:Выс.школа, 1999.– 312 с.
105. Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. – М.: Гнозис, 1994.–547 с.
106. Юнг К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К.Г.Юнг. – М., 1995.– 132 с.
107. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г.Юнг. – М.: Наука, 1991.– 512 с.
108. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г.Юнг.– М.: Совершенство, 1997.– 383 с.
109. Якобсон Р.О. Работы по поэтике / Р.О.Якобсон.– М.: Прогресс, 1987.– 460 с.
110. Яусс Г.Р. История литературы как провокация литературоведения / Г.Р.Яусс // Новое литературное обозрение. – М., 1995. –№ 12. – С.57-78.