Исторического образования
Общие подходы в формировании исторического содержания.
Историческая пропедевтика.
Характеристика содержания первого концентра.
Содержание предмета во втором концентре.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в нашей стране вводятся образовательные стандарты по истории. Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки учеников. Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения исторического образования, стимулировать более высокий результат и на этой основе индивидуализировать обучение. В настоящее время утверждены обязательные минимумы образования начальной и основной школы. Базисный учебный план, обязательные минимумы образования и примерные учебные программы формируют содержание предмета.
Школьный курс истории призван решать триединую задачу: дать целостную систему знаний, обеспечив их глубину и прочность; обеспечить формирование научного понимания истории и уважительного отношения как к отечественной истории, так и истории зарубежных стран и народов; развить историческое мышление школьников и научить учащихся самостоятельному приобретению и применению знаний. При этом историческое мышление школьников рассматривается в органическом единстве с общим развитием их мышления. Особо хочется подчеркнуть, что историческое образование должно помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных).
При конструировании содержания школьного исторического образования необходимо обеспечить баланс политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей при доминанте общенациональных (государственных) ценностей. Современная концепция исторического образования сохраняет систематическое изучение истории. История не может быть заменена каким-либо набором антроповедческих или обществоведческих курсов. Эта учебная дисциплина составляет стержень гуманитарных курсов в основной и полной средней школе.
Основные содержательные линии школьного исторического образования включают в себя историческое время, историческое пространство, историческое движение. Историческое время характеризуется не только счетом лет и периодизацией событий и процессов (год, век, тысячелетие, эпоха), но и цикличностью в истории, синхронностью и асинхронностью исторического движения. Историческое пространство содержит карты локально-исторических цивилизаций, динамику географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества, изменение геополитической карты своей страны и мира. Историческое движение дает понимание развития человека в различные исторические эпохи (потребности, интересы, мотивы действий, восприятие мира, ценностей, условия жизни и быта человека); эволюции трудовой деятельности человека, истории человеческих общностей в разные эпохи; процессов образования и развития государств, их исторических форм, основных вех политической истории стран и народов мира; истории познания человеком окружающего мира, развития идеологии (религиозные и светские учения), общественной мысли, научных идей; истории культуры народов мира, истории отношений между народами, обществами и цивилизациями (соседство, преемственность, завоевания и др.).
В соответствии с названными линиями формируется содержание полного предметного цикла, представляющего собой изложение истории с древности до наших дней. Существуют разные уровни представления истории – история всемирная, история государств и народов, история отечественная и история региональная.
Содержание образования отражают учебные планы и программы средней школы.
Учебный план – это обязательный для школы документ. В нем указаны предметы, подлежащие изучению, последовательность их распределения по годам обучения, количество учебных часов, отводимых на год, четверть, неделю. На основе государственного стандарта разрабатываются программы и учебники, которые представляют материал истории в хронологической последовательности событий, явлений, процессов. Учебные программы содержат объяснительную записку о целях изучения истории и основных требованиях, показывают объем знаний, перечень умений и навыков, которые подлежат усвоению. В них последовательно представлена тематика учебного предмета, указан главный фактический материал, основные теоретические положения, умения и навыки, которые формируются у учащихся в процессе обучения, указана рекомендуемая литература. Программа по истории для основной и средней школы определяет содержание обучения истории.
В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по истории, которые предлагаются для усвоения учащимся в соответствии с их интересами и возможностями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.
Современные программы (Программно-методические материалы. История. 5-9-й классы и 10-11-й классы. М., 1999) предлагают концентрическую модель и структуру исторического образования: сочетание двух линейно-параллельных курсов отечественной и всеобщей истории (с 5-го по 9-й класс), а также углубленных курсов «История мировых цивилизаций» и «История России» (10-11-й классы).
Базовое содержание исторического образования в школе подразумевает ступенчатую структуру. В начальной школе введен пропедевтический курс истории с основной задачей пробуждения интереса к предмету и усвоения яркого, объемного образа человеческой истории.
Историческая пропедевтика (предварительное обучение) обеспечивает переход от интегративной начальной ступени образования к предметной в основной школе. Оптимальную основу для введения в историю составляет история Отечества. Возможны различные подходы к модели пропедевтического курса истории. В начальной школе идет процесс создания системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и мира. В содержание обучения входят элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, включенные в курсы «Окружающий мир», «Народоведение» и др. В школах преподаются курсы: «Рассказы по родной истории», «Введение в историю», «Великие люди и события», «История края» и др.
Содержание пропедевтического курса включает в себя, во-первых, понятие о времени, единицах измерения исторического времени (год, век), представления о последовательности и длительности событий во времени (раньше, позже, насколько), соотношение года и века. Во-вторых, знакомство с исторической картой Отечества (территории и границы государств, расположение городов, мест сражений и др.). В-третьих, характеристики образа жизни людей в различные периоды отечественной истории (как выглядели, чем занимались, каков был круг их повседневных забот). В-четвертых, знакомство с наиболее важными событиями в истории Отечества, родного края, с яркими историческими личностями. В-пятых, первоначальные сведения из специальных исторических дисциплин: знания об отдельных исторических источниках, сведения по исторической метрологии, геральдике, нумизматике и др.
О.Ю. Стрелова предлагает учителям еще один вариант исторической пропедевтики – «Науки – помощницы истории», – содержанием которого являются вспомогательные исторические дисциплины. Здесь исторические примеры, упражнения и практические задания приводятся исключительно на фактах отечественной истории и российском фольклоре, что позволяет младшим школьникам получить первые яркие и разнообразные представления о прошлом своей Родины.
Знакомство с новым предметом начинается для ребенка с открытия собственной причастности к истории: я – часть истории. Каждый раздел программы, каждая учебная проблема обязательно обращены непосредственно к ученику, к его жизненному опыту, к его домашнему архиву. Составляя летопись своей жизни, узнавая происхождение своего имени и фамилии, восстанавливая свою родословную, разрабатывая семейный герб и личную печать и т.п., ребята поймут главное: нельзя прошлое воспринимать отвлеченно, равнодушно, тысячами нитей оно связано с настоящим, с нашим образом жизни и т.д.
Целью пропедевтического курса является также развитие широкого круга учебных умений, необходимых для активного и творческого изучения истории [4, с. 189-193].
В основной школе преподавание истории должно быть в первую очередь ориентировано на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур.
В процессе обучения школьники должны усвоить важнейшие факты, характеризующие исторический процесс в целом и различные стороны общественной жизни на последовательных ступенях исторического развития. Отбор фактов преследует цель вызвать у учащихся личное отношение к тому или иному историческому событию, явлению, раскрыть его конкретное значение, влияние на жизнь и судьбы людей изучаемой эпохи.
Программа по истории определяет и теоретическое содержание учебного материала. В процессе его изучения школьники овладевают системой научных оценок, понятий, выводов, законов и закономерностей общественного развития. Теоретический материал включает в себя понятия разной степени обобщения, существенные причинно-следственные связи. Изучение доступных теоретических вопросов начинается в первом концентре. В курсе истории древнего мира (5-й класс) вводится первоначальное определение таких понятий, как «религия», «закон», «мифология», «философия», «государство», «демос», «рабство», «республика», «империя».
В курсе истории Средних веков учащиеся подводятся к пониманию закономерностей исторического процесса. У них формируются понятия об основных признаках феодализма, о сущности феодального общества и государства и т.д. Углубление теоретических знаний происходит в курсах истории 7-8-х и 9-х классов.
Вместе с тем некоторые учителя и авторы учебников для первого концентра отказываются от использования многих теоретических понятий, привычных учителю истории. Они считают, что изучение истории строится преимущественно на эмпирическом уровне с использованием приемов образного изложения и изобразительных наглядных средств. В процессе обучения у школьников формируются целостные, эмоционально окрашенные образы и представления о странах и народах, основных событиях, о выдающихся исторических деятелях и памятниках культуры. По мере накопления знаний и овладения элементарными умениями школьники приучаются выделять особенности конкретных обществ, своеобразие различных регионов в определенные периоды, направления и последствия исторических процессов, выражать собственное отношение к исторических фактам.
Современная программа предоставляет возможность всем учащимся получить необходимый российскому гражданину минимум исторических знаний к концу 9-го класса. Концентрические курсы в настоящее время в целом обеспечены новыми учебниками и пособиями, содержание и положительные особенности которых учтены в новых программах. Вместе с тем программы выявляют недостатки существующей учебной литературы и привлекают внимание преподавателей, авторов и издателей к необходимости совершенствования учебных пособий.
К программам прилагается список новых учебников, которые вышли в последние годы.
Курс истории древнего мира (5-й класс, 68 часов) охватывает периоды истории первобытного и рабовладельческого обществ. Курс знакомит учеников с жизнью первобытных людей, народами и государствами Древнего Востока, Греции и Рима.
История Средних веков (6-й класс, 34 часа, первое полугодие) включает раннее и классическое Средневековье в Европе, а также Азию, Африку и Америку в Средние века. Курс заканчивается темой «Доколумбова Америка», в которой подчеркиваются особенности политического и общественного устройства индейских этносов Америки в канун вторжения европейцев. На итоговом занятии выявляется общечеловеческая значимость крупнейших научных и культурных достижений народов Азии, Африки и Америки в Средние века.
В 6-м классе во втором полугодии изучается курс истории Древней Росси (34 часа). Особое внимание уделяется древнейшим предкам народов России, а также истории Киевской Руси, периодам раздробленности и борьбы за объединение Руси. Важное место в курсе отводится проблемам культуры. При подведении итогов курса, обращается внимание не только на испытания, выпавшие на долю Руси, цену, заплаченную за образование единого Московского государства, но и на усилия по преодолению отставания России от Запада на пороге нового времени.
Курсом истории новой России XVI-XVIII вв. в первом полугодии начинается преподавание истории в 7-м классе (40 часов). Курс включает следующие основные разделы: Московское государство; Великая, Малая и Белая Россия; Российская империя. В курсе подчеркиваются проблемы, связанные с изменениями геополитического положения России, источниками и движущими силами прогресса, взаимоотношениями между властью и народом. Особое место отводится проблемам культуры в целом. В частности, изучаются вопросы формирования великорусской культуры, новое в русской культуре XVII в., основные черты русской культуры в XVIII в.
В 7-м классе во втором полугодии изучается курс Новой истории – конец XV-XVIII вв. (28 часов). В курсе вводится понятие «Новое время», дается характеристика основных этапов Нового времени, политического и экономического состояния Европы. Программа состоит из трех разделов. В первом представлена Европа и мир в конце XV-XVIII вв., во втором – Европа, Восток и Америка в XVI-XVIII вв., в третьем – «Век Просвещения и перемен». Заканчивается курс историей Великой французской революции.
В первом полугодии в 8-м классе изучение истории начинается с курса Новой истории – XIX в. (28 часов). Курс начинается с характеристики политической карты мира к началу XIX в.; в первом разделе рассматривается мир в первой половине XIX в. Во втором разделе рассматривается мир в середине и второй половине XIX в., и заканчивается курс рассмотрением проблем европейской культуры рубежа веков. Во втором полугодии изучается история России XIX в. (40 часов). Сначала речь идет об истории Росси в 1801-1825 гг., затем рассматривается николаевская Россия (1825-1855 гг.), а затем Россия в правление Александра II (1855-1881 гг.) и Александра III (1881-1894 гг.).
В 9-м классе преподавание истории ведется в рамках курса Новейшей истории XX в. (40 часов). Начинается курс с Первой мировой войны, затем рассматривается мир от Первой до Второй мировой войны, затем «холодная война» и ее место в мировой истории; и заканчивается глобальными социальными и политическими проблемами современности. В заключение курса речь идет о прогнозах и надеждах человечества в XXI в. Во втором полугодии изучается история России в XX в. (62 часа) Этот курс включает три раздела: Россия в 1900-1917 гг., история СССР и Россия на перепутье. Большое значение придается вопросам социально-экономического развития России после распада СССР, общественно-политическому развитию и месту России в современном мире.
Таким образом, проанализировав последние программы общеобразовательных школ для первого концентра, можно сделать вывод, что большое значение придается проблемам синхронизации и межкурсовым связям. История России рассматривается как часть мировой истории. В представленной характеристике изучение истории предполагается раздельными синхронизированными, параллельными курсами отечественный и всеобщей истории, но может быть представлено и интегративным курсами «Россия и мир». И в том и другом случае курсы истории дают возможность лучше увидеть общее и особенное в развитии России и мира, их взаимосвязь и взаимовлияние, рассматривать историю России в контексте всемирной истории. В целом на изучение истории России тратится примерно 60% учебного времени в первом концентре.
Во втором концентре идет углубленное изучение предмета в 10-11-х классах школ, гимназий и лицеев на основе полученных знаний, что позволяет учащимся в дальнейшем легко перейти к работе по вузовским программам. Во втором концентре также предусматривается изучение курсов отечественной и всеобщей истории. В непрофилированных школах могут изучаться курсы общекультурного профиля: «История России с древнейших времен до наших дней», «Основные вехи в истории человечества», «История мировой культуры» и др. Данные курсы предполагают изучение нового материала и углубление на более высоком проблемно-теоретическом уровне ранее изученного.
В гуманитарных школах могут быть предложены профессионально ориентированные курсы «Российская цивилизация», «История мировых цивилизаций», курсы по отдельным разделам истории, по философии истории, по вспомогательным историческим дисциплинам. Учитывая современный интерес к религии как важнейшему культурологическому феномену, рекомендуются факультативные курсы «История религий», «Мировые религии» и т.д.
Курсы, которые ведутся во втором концентре, могут быть основаны на различных подходах. Так, курс «История мировой цивилизации» (68 часов) программы 10-11-х классов основан на социокультурном подходе к рассмотрению исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии различных народов. Его особенностью является отказ от европоцентризма, характерного для программ культурологического цикла. Каждая цивилизация исследуется по четырем крупным блокам: геополитика, социум, экономика и культура. Вводится ознакомление с источниками и историографией, что призвано смягчить идеологические трактовки тех или иных проблем преподавателями, показать спектр различных мнений. Делается акцент на проблемном подходе к изучению тем, используются знания, полученные в первом концентре. Первостепенное значение придается человеку и его духовному развитию в историческом процессе.
В программу вводятся два раздела: мир в доиндустриальную эпоху и индустриальная, постиндустриальная, технотронная эпоха. В первый раздел входят темы: мир накануне возникновения древних цивилизаций; цивилизационные центры, основные этапы и особенности их развития; человек, пространство и время в древности, генезис цивилизации европейского варианта развития, проблема преемственности и влияния социокультурных традиций в контактных цивилизационных зонах и др. Второй раздел представлен следующими темами: на пороге индустриального общества; революционная волна середины XIX в. в развитии мировых цивилизаций; цивилизационные зоны и тенденции их развития на рубеже эпох; Первая мировая война 1914-1918 гг. – крупнейшая цивилизационная катастрофа индустриальной эпохи; Вторая мировая война и мировое цивилизационное пространство; постиндустриальное (технотронное) общество и страны запаздывающего развития в конце XX в.
Во втором концентре предлагается несколько вариантов изучения истории России. Так, один из вариантов предполагает прохождение в 10-м классе (68 часов) истории России с древнейших времен до конца XVIII в., а в 11-м классе (68 часов) – истории России XIX-XX вв. Другой вариант программы предлагает изучение в 10-м классе (102 часа) истории России с древнейших времен до 1917 г., а в 11-м классе – с 1917 г. до конца XX века.
Анализируя предложенные программы, хочется подчеркнуть стремление авторов осуществить многофакторный подход к истории. Он позволяет показать учащимся всю сложность и многомерность истории нашего Отечества, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период. Содержание программ направлено на развитие патриотических чувств школьников, воспитание у них гражданских качеств. Много внимания уделяется личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии персоналий. Важны акцент на сравнение процессов, происходивших в истории нашего Отечества, с аналогичными явлениями в зарубежных странах, ориентация на проблемное изложение курса.
Хочется еще раз подчеркнуть: если изучение истории в первом концентре вынуждено направляет учителя к «истории фактов», то обращение к историческому материалу в ходе второго концентра предполагает более высокий уровень теоретических рассуждений и обобщений. Этим объясняется включение в программу дискуссионных вопросов истории России, предложение учителю раскрыть элементы историографии по тем или иным темам.
Современные программы рассчитаны на их творческое применение. Очень многое в их реализации зависит от того, насколько хорошо школьниками усвоен материал первого исторического концентра, какие теоретические вопросы и в какой степени уже получили свое освещение.
В зависимости от уровня развития учащихся, тех задач, которые ставит перед собой учитель, интересов школьников и самого педагога материал, предложенный программами, может быть сокращен или расширен. При этом важное значение имеет формирование умений и навыков, помогающих понять историю.
Не разрушая традиции российской школы, можно сочетать систематические курсы истории с курсами по выбору, причем в старших классах уместно продумать их соотнесенность с обществоведческими курсами. Модульные курсы по истории в последние годы активно разрабатываются. Имеющиеся сегодня учебно-методические комплексы уже позволяют учителям, а отчасти самим учащимся, участвовать в выборе курсов по собственным склонностям и пристрастиям.