Средства обучения истории
1. Виды средств обучения истории. Средства обучения – это материальные и природные объекты, которые используются в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации, организации познавательной деят-ти шк-в. Средства, как и приемы, являются составными частями методов и должны быть адекватны специфике ист. материала. Так, для показа развития ист. факта подходят меловые педагогические рисунки, схемы и аппликации, кинофильмы, а для создания образа местности, где происходило изучаемое событие, – учеб. карты, макеты, картины, картосхемы. Из-за большой разнородности средств обучения истории их классифицируют по разным основаниям: по характеру материала они бывают документальными и художественными; по видам восприятия - зрительными, слуховыми и смешанными; по способам подачиматер. - техническими и нетехническими, статичными и динамическими; по формам работы - демонстрационными и раздаточными; по технике выполнения - печатными, экранными, самодельными; поисточникам подачи информации - текстовыми, изобразит, аудиовизуальными и смешанными. Так, учебная картина «Баскаки» - это художественное, наглядное, статичное, демонстрационное, печатное, изобразительное учебное пособие.
Средства обучения в зависимости от их цели в учеб. процессе можно разделить на три группы: 1) текстовые учебн. пособия; 2) наглядные учебные пособия или ист. наглядность; 3) учебные пособия в виде логических схем, раскрывающих логику познания ист. фактов. Две первые группы являются источниками ист. информации. Понятия учебные и методич. пособия имеют разный смысл. Методические пособия создаются для уч-ля с целью оказания ему помощи в подготовке к преподаванию. Под учебными пособиями понимаются материальные предметы (книги, картины, карты, схемы), которые применяются на занятиях при обучении шк-в.
4. Текстовые учебные пособия. Книмотносятся: 1) учебники; 2)рабочие тетради для шк-в, которые по отношению к учебнику могут быть 3-х видов: как приложение, дополнение к конкретному учебнику истории; тетрадь как независимое пособие, которое не соотносится с конкретным учебником; тетрадь как самостоятельное средство обучения, которое заменяет учебник; 3) хрестоматии, в которые авторы включают документы, воспоминания очевидцев и участников событий, отрывки из художественно-исторической и научно-популярной литературы. Специальных хрестоматий для преподавания ист. в школе VIII вида нет.
5. Историческую наглядность по содержанию и характеру исторических образов делят на 3 группы: 1) вещественные памятники прошлого; 2) изобразительные наглядные пособия; 3) условно-графические наглядные пособия. Рассмотрим их.
I группа – вещественные памятники прошлого. К ним относят исторические памятники и памятные места (Московский Кремль, памятник Жукову); а также предметы прошлого – это археологические находки, хранящиеся в музеях и вещественные остатки более близких ист. эпох (вооружение, орудия труда, средства сообщения, предметы быта). Использование предметов прошлого в обучении ограничено из-за отдаленности, недоступности музеев и памятников. Но уч-ль должен специально побуждать шк-в рассматривать в качестве источников ист. информации различные объекты и явления окружающей жизни: 1) топонимы (названия) регионов страны, городов, поселков, улиц, площадей, рек и озер помогут шк-м осознать связь м\ду историей страны и своей местностью; 2) особенности отдельных мест родного края помогут сравнить материал по линиям «было - стало» и «наш край – страна»; 3) представления о современных местных органах власти помогут шк-м осознать особенности управления, кот. были в прошлом; 4) художественно-творческие проявления трудовой активности народапокажут виды и особенности труда в дан. местности.
Лучший вид наглости – реальные объекты окружающей жизни. Но история изучает прошлое. Многие предметы, события, явления прошлого невозможно наблюдать непосредственно. Поэт исторические представления часто создаются не на основе личного наглядно-чувственного восприятия, а с помощью опосредованной наглядности, к которой относятся заменители натуральных предметов и явлений в виде разнообразной изобразительной наглядности.
II группа ист. наглядности – изобразительная наглядность. Под изобразительной наглядностьюпонимают учебные пособия, которые воспроизводят прошлое с помощью различных изобразительных средств: макетирования, скульптуры, живописи, фотографии, киносъемки. К этой группе относят объемные реконструкции, а также предметные и композиционные изобразительные пособия. Объемные реконструкции в видемакетов, моделей, муляжей изготавливают из дерева, фанеры, глины, гипса. Они в определенной мере заменяют реальные предметы прошлого. Делая под руководством уч-ля реконструкции, шк-ки обращают внимание на характерные особенности изделия, поэтому у них создаются исторические образы точнее и лучше, чем при рассматривании картин, чтении текста. Многие уч-ся 7–9 кл. спец. школы с интересом занимаются изготовлением объемных пособий, проявляют определенное творчество, у них развивается усидчивость, сосредоточенность. Методику изготовления самодельных пособий и их образцы можно найти в литературе. В этой группе много предметных и композиционных изобразительных пособий - учебных ист. картин и рисунков в учебнике, репродукций художников, портретов, кинофильмов с ист. сюжетом. Бóльшую часть среди изобразительных наглядных пособий занимают исторические картины.
III группа – условно-графические наглядные пособия.Они разнообразны по содержанию: ист. карты, таблицы, схемы, локальные планы, чертежи, графики и диаграммы, педагогические рисунки и аппликации. Эти средства обучения помогают создавать у шк-в условные, символические образы прошлого, помогают конкретизировать теоретические знания, т.е. формировать более обобщенные ист. понятия, усваивать связи и закономерности. Условно-графические наглядные средства отражают количественные и качественные стороны исторического процесса, размещение ист. фактов во времени и пространстве, их существенные признаки, причинно-следственные и др. связи и отношения. К таким средствам наглядности относят и ленту времени, которая зрительно отражает довольно абстрактный для у/о шк-в процесс протяженности исторического времени путем пространственно-графического показа смены веков, периодов, бывших на территории нашей Родины. Данный ее вариант позволяет уч-лю организовать практическую работу со шк-ми. По нижнему краю ленты времени проходят две рейки с пазами (1-я полов. века, 2-я полов. века). На них уч-ль и шк-ки выставляют наглядность и дидактический материал. В нижней части планшета под каждым веком должно быть по крючку для размещения настенных картин, а при необходимости и дополнительного наборного полотна. Очень важны в обучении истории и учебные карты. Их недооценка приводит к тому, что учебный материал воспринимается шк-ми отвлеченно, вне связи с особенностями территории. Ист. карта позволяет изучать ист. факты, привязывая их к определенному месту, дает возможность установить влияние географической среды на жизнь людей, осмыслить связи и закономерности общественного развития.
К видам наглядности, в которых исторические знания тематически отобраны и систематизированы, относятся таблицы. Таблица – это перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. По характеру раскрываемых связей между фактами выделяют 6 видов таблиц. Каждый вид решает свои задачи: 1) хронологические таблицы группируют факты на основе временных отношений между ними. Самая простая хронол. таблица состоит из 2-х столбцов: события и их даты; 2) синхронические таблицы являются разновидностью хронологических. Они показывают синхронное (одновременное) появление чего-то в разных местах и позволяют подвести шк-в к необходимым выводам. Например:
Год | южная Русь | северо-запад Руси |
второй поход войск Батыя на Русь, разорение южных русских земель монголами | на земли Новгорода и Пскова напали европейские рыцари-крестоносцы – Невская битва |
3) таблицы тематического перечисления включают однородные факты - события, явления, научные открытия с указанием самых существ. признаков каждого факта; 4) таблицы сравнения отражают признаки сходства и различия м\ду фактами, например, между орудиями труда, общественными классами; 5) таблицы развития путем сопоставления показывают изменение, динамику развития какого-то явления. В них сопоставляются не различные явления, как в таблицах сравнения, а этапы развития одного и того же исторического явления, например, таблица, отражающая этапы развития хода Отечественной войны, таблица, характеризующая этапы развития Древнерусского государства; 6) таблицы соответствия отражают определенные связи и отношения между ист. явлениями: целого и его частей, явления и его существенных признаков, явления и конкретные примеры, причины и следствия. Например, таблица, в первой графе которой указаны названия языческих богов и духов, а во второй – силы природы, которые они олицетворяют.
В таблицах материал систематизирован, изложен сжато. Такая форма его подачи обычно используется для повторения и закрепления знаний, в особенности для их систематизации. При изучении нового материала таблицы применяются, если надо сопоставить много фактов с целью подведения шк-в к выводам. Эффективность таблиц в обучении повысится, если в их составлении будут задействованы сами шк-ки. Уч-ль расчерчивает форму таблицы на доске, ставит перед шк-ми вопросы, отбирает, редактирует и заносит в таблицу ответы. Беседа помогает шк-м вспоминать ранее изученный материал, увязывать его с новой информацией и формулировать эти знания кратко в систематизированном виде.
Важное место в обучении истории занимаютсхемы. Схема – чертеж или рисунок, которое с помощью различных изобразительных средств позволяет абстрагироваться, отвлечься от ярких наглядных второстепенных признаков и направить внимание и мысль шк-ка на существенное в изучаемом. Методисты выделяют 7 видов схем, ориентируясь на содержание отраженного в них ист. материала. Каждый вид схем выполняет свои задачи: 1) технические схемы показывают устройство и принцип действия материальных объектов: редуты на Бородинском поле; паровая машина Ползунова; рисунок в разрезе, показывающий устройство укреплений древнерусского города (ров, вал, крепостная стена); 2) локальные схемы или картосхемы (к\схемы) показывают с помощью условных обозначений перемещения на местности, например, расположение полков на Куликовом поле до начала битвы, их передвижения в ходе сражения; 3) схематические планы отражают статичное, относительно постоянное, расположение объектов на местности, например, план-схема г. В. Новгорода, план дворянской усадьбы; 4) графики и диаграммы показывают количественные и качественные соотношения явлений, темпов и тенденций их развития, например, соотношение фашистских и советских войск и военной техники перед началом ВО войны; 5) сущностные схемы используются для раскрытия сути каких-либо понятия: схема, отражающая деление славян на южных (сербы, болгары), западных (чехи, поляки, словаки), восточных (русские, белорусы, украинцы); 6) последовательные схемы показывают этапы каких-либо процесса: последовательность правления монархов (родословные схемы), последовательность взятия города Казани; 7) логические схемы раскрывают содержание и последовательность мыслительных действий: анализа, сравнения, выявления причинно-следственных связей и др.
5. Логические схемы отличаются от других схем. Они не являются источниками исторических знаний, не создают у шк-в новые исторические образы. Их задача – помочь организовать познавательную деятельность уч-ся по осмыслению теоретического материала. Они могут быть в виде планов-инструкций, графических схем, таблиц, памяток-предписаний о способах умственной деятельности. Существует 4 вида логических схем, каждый из которых решает свои задачи, отражая: 1) структуру ист. явления (схема структуры управления Российской империей при Петре I); 2) причинно-следственные связи (причинно-следственная цепочка, раскрывающая причины появления неравенства); 3) существенные признаки, которые надо выявить при анализе к-либо однородной группы ист. фактов (примерный план изучения ист. события); 4) последовательность действий, входящих в учебный прием (памятка выполнения сравнения, правила составления обобщающего рассказа).
Логическая схема – это наглядное учебное пособие, которое является опорой для мыслительной деятельности уч-ся. Она фиксирует внимание шк-в на существенном и как бы ведет мысль по пути анализа и синтеза. Она помогает анализировать и характеризовать ист. явления в строгой логической последовательности, обобщать знания о приемах анализа и синтеза, помогает выделять существенные признаки, абстрагироваться от второстепенных, а затем охватить явление целиком. У\о шк-ки испытывают трудности в случае, если надо одновременно выполнять мыслительную работу и держать в памяти нужные для этой работы сведения. Логическая схема помогает им. Она как зрительная опора освобождает шк-в от необходимости удерживать в памяти нужные сведения и облегчает их мыслительную работу. Это особенно важно при синтезе явлений, установлении связей, подведении шк-в к выводам, т.к. схема зрительно отражает все необходимые элементы и, находясь перед глазами, помогает шк-ку охватить эти элементы в целом. Логические схемы направляют внимание шк-в на главное, способствуют активизации их мыслительной и речевой деятельности.
Если уч-ль составляет схему вместе с уч-ся, то это помогает шк-м концентрировать внимание на появляющихся перед ними звеньях схемы, видеть взаимосвязь между ними, следить за образованием из отдельных частей целого. Освоив умение составлять звенья схемы и пояснять связи между ними, шк-ки смогут объяснить содержание статичной схемы, которая есть в учебнике. Итак, по способу выполнения схемы бывают статичными и динамичными. Статичные - это уже нарисованные, готовые схемы. Они есть в учебнике: в 7 кл. - это изображения крепостных стен города (техническая схема в виде рисунка в разрезе), план г. Киева (схематический план), схема сражения на Чудском озере (локальная схема), схема управления новгородской республикой (структурная логическая схема). Динамичные схемы обычно применяются на уроках в виде педагогического мелового рисунка, который часто сочетается с аппликациями.
7. Педагогический рисунок - это графическое схематичное изображение мелом на доске изучаемых предметов, явлений, действий. Он не требует от уч-ля особого умения рисовать, т.к. здесь нужно не изображение предмета, а его схема, контур. Схематичный набросок возникает на доске одновременно с устным изложением и облегчает шк-м восприятие изучаемого материала, т.к. служит зрительной опорой слову. Так, хватает всего несколько штрихов мелом на доске, чтобы создать у шк-в представление и понимание того, что шлемы у древнерусских воинов имели конусную форму для того, чтобы вражеские удары мечом соскальзывали и смягчали удар. В меловом педагогическом рисунке уч-ль схематично обозначает только те стороны, свойства и связи, на которые нужно направить внимание и мысль уч-ка. В нем отсутствуют яркие второстепенные детали, которые есть на готовой картине, и от которых шк-ку надо отвлечься, проявив усилия, чтобы затем выделить существенное. В схематическом рисунке уже заложено обобщение, в нем есть движение от предметной наглядности к понятию, от образа к идее. Педагогический рисунок часто является наиболее экономным способом изучения, раскрытия в материале существенных признаков. Педагогический рисунок в отличие от картины возникает перед глазами шк-в, он динамичен, дает возможность варьировать подачу наглядного материала, останавливаться на какой-то части рисунка, выделять главное. Постепенное появление отдельных частей рисунка позволяет уч-ся увидеть последовательность развития действия, связи м\ду частями, понять главные особенности. Этим облегчается процесс восприятия материала шк-ми, создание у них более осмысленных ист. зн-й, активизируется их мышление и речь.
Меловой педагогический рисунок часто сочетается с аппликациями. Аппликации - это силуэтные рисунки людей, животных, зданий, орудий труда, оружия и др. предметов, которые заранее вырезаны и прикрепляются на доске по ходу урока. Появляясь, сменяя друг др. аппликации вплетаются в педагогический рисунок и наглядно показывают динамику изучаемого действия, раскрывают существенные стороны ист. фактов, их причинно-следственные связи, последовательность и фазы развития. Напр: подсечное земледелие, Ледовое побоище.
Есть фабричные и самодельные аппликации. Преемниками бумажных аппликаций являются динамические модели, которые позволяют на магнитной доске с помощью символов демонстрировать развитие исторических событий. Напр.
8. Классная доска - это особое средство наглядности. Ее нежелательно завешивать картами и картинами. По ходу урока на ней делаются записи и педагогические рисунки. Записи выполняются в определенной последовательности с соблюдением всех правил грамматики. Основное поле доски оформляется так, как это должен делать шк-к на тетрадном листе. Сверху по центру пишется цифрами дата (09.11.10), ниже – тема урока (без слова «тема»). Справа могут располагаться пункты плана (без слова «план»), а напротив них соответствующие слова и фразы, выделяемые по ходу изучения нового материала.
9. Технические средства в обучении истории. Технич. средства обучения (ТСО) – это приборы, устройства и соответствующие им носители информации, которые служат для повышения качества обучения. По назначению ТСО делят на информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры. По виду восприятия различают ТСО визуальные (диафильмы, диапозитивы), аудиальные (фонограммы и аппаратура), аудиовизуальные (видеозаписи, к\фильмы, телепередачи и аппаратура, в т.ч. компьют. техника). Визуальные и аудивизуал. ТСО имеют общее название - экранные средства.
Эффективность применения ТСО зависит от частоты их использования, длительности восприятия, от этапа урока, от знания учителем методики использования ТСО, включая отбор информации, подготовку шк-в к ее восприятию. Если ТСО применяется на уроках истории очень редко, то каждое его использование превращается для шк-в в чрезвычайное событие, кот. возбуждает их эмоции, и мешает восприятию материала. Слишком частое применение ТСО приводит к потере у шк-в интереса к ним. Использование ТСО на уроке должно быть ограничено по времени, т.к. многие у\о шк-ки быстро утомляются, их внимание рассеивается, и они перестают осмысливать информацию. В 7–9 кл. по длительности подряд ТСО надо применять не более 15–20 минут. Надо продумать этапы урока. Если применять ТСО в начале урока в течение 1–2 мин, то это может быстро настроить шк-в на работу, а потеря внимания наступит позже обычного (урок по ВО войне начинается с прослушивания фрагмента песни «Народная война»). Если учитель использует ТСО на уроке два раза примерно на 15-й и 30-й минутах, то такое чередование активизирует внимание шк-в, позволяет им активно работать в течение всех 45 мин.
Ученые указывают, что «экранная» история будет постепенно занимать все больше места в обучении, т.к. она более зрима, динамична, выразительна. Кинофильмы, созданные для учебных целей, приближают шк-в к реальной действительности, создают эффект присутствия, позволяют наблюдать за развитием прошедших событий. Современная техника позволяет задержать движение кадров, повторно вернуться к просмотренному, чтобы проанализировать, сравнить или уточнить воспринимаемое. Надо помнить, что фильмы с историческим содержанием всегда имеют определенную направленность. Например, в США массово выходят патриотические фильмы, кот. прославляют страну, героизм американцев, а у нас в это же время под флагом свободы информации так называемые либеральные режиссеры создают фильмы наподобие «Сволочи», содержание которых не основываясь ни на какой исторической реальности, направлено на очернение истории России. Задача учителя истории не только отбирать научно достоверные фильмы, но и разъяснять старшеклассникам истинную направленность тех ярких эмоциональных фильмов, которые созданы с целью опорочить историю России.