Социальная стратификация и социальная мобильность
Социальная структура общества в узком смысле – совокупность социальных групп, общностей, институтов в определенной зависимости, связи и развитии. Один и тот же человек включен в разные группы одновременно.
Социальная стратификация – это строение, определенное положение относительно друг друга социальных слоев; система, включающая в себя множество социальных образований, представители которых отличаются неравным объемом власти, богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Буквально «стратификация» означает слоистое, неоднородное строение общества. Основоположниками теории стратификации можно назвать Уорнера, Дарендорфа, Сорокина и др. Согласно этой теории общество делится на страты: высшая, средняя, низшая, между которыми существует иерархическая зависимость, означающая, что положение одних групп лучше положения других.
Социальный слой – это группа людей, имеющих одинаковый по какому-либо признаку (деньги, власть, образование) доступ к ресурсу.
Построить полную стратификационную картину общества невозможно, так как бесконечно много социальных признаков, по которым можно производить выделение социальных страт.
Основой стратификации выступает дифференциация- ) — это разделение общества на различные социальные группы, занимающие в нем разное положение.
Критерии стратификации:
Доход – количество денежных поступлений на человека или семью в определенный промежуток времени.
Богатство – накопленные доходы, выраженные в деньгах или имуществе.
Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывая определяющее воздействие на деятельность и поведение других людей при помощи авторитета, силы, права и т.д. В сложных обществах власть институциализированна, т.е. охраняется традицией, законом, открывает доступ к социальным благам.
Образование – получение знаний и навыков через систему социальных институтов.
Престиж
Во взглядах на неравенство существует две основные точки зрения:
1. Это несправедливое социальное устройство, которое ведет к возникновению конфликтов.
2. Это естественное состояние общества, которое стимулирует конкуренцию, усиливает стремление способных людей к продвижению в значимые слои общества.
Основные теории стратификации:
- Марксистская. Главная форма – общественный класс, который определяется по признаку отношения к собственности на средства производства. Таким образом, в каждом обществе существовало два основных класса – собственники и не имеющие собственности (рабовладелец – раб, феодал – крестьянин, капиталист – рабочий). Отношения между классами всегда носят антагонистический характер и порождают классовую борьбу. Маркс выдвинул гипотезу, согласно которой, с развитием капитализма численность рабочих и их значение в жизни общества будет неуклонно увеличиваться, пока не станет преобладающей. Эта гипотеза была опровергнута временем.
- Функционалистическая. Стратификация связана с профессиональным разделение труда и неравным вознаграждением. Это необходимый социальный механизм, который гарантирует обеспечение наиболее важных для общества профессий наиболее квалифицированными кадрами.
- Стратификация по М. Веберу.
Главный критерий стратификации – социальный престиж, т.е. оценка социальной важности общественным мнением. Страты разделяются стилем (образом жизни). Еще одно важное отличие – доступ к власти и возможность на нее влиять.
Веберовский подход, базирующийся на престиже и власти более многомерен и дает больше возможностей оценить реальности социальной жизни, поэтому сейчас это основной подход в социологии.
Исторические типы стратификации:
Рабство – один человек выступает собственностью другого.
Каста – соц. группа, основанная на принадлежности по рождению. Пожизненно закрепляла человека в определенной страте.
Сословие – соц. группа, обладающая определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Класс – соц.группа, объединенная на основе важнейших социальных интересов.
Современные критерии стратификации:
Физикогенетический (пол, возраст)
Этатократический (etat – государство) – положение во властно-государственной иерархии.
Социально-профессиональный – значимость профессии.
Культурно-символический – различный доступ к значимой информации.
Культурно-нормативный – престиж, возникающий в результате сравнения норм и стиля жизни в разных социальных группах.
Социально-территориальный – город-деревня, столица-провинция.
Статусные положения индивидов в обществе не являются раз и навсегда неизменными. Любой из членов общества хотя бы раз в течение жизни меняет свое статусное положение. Социальная мобильность – изменение статусов людей и групп в социальной структуре общества.
Важнейшими типами социальной мобильности являются вертикальная игоризонтальная, а также индивидуальная и групповая.
Вертикальная мобильность имеет место тогда, когда изменение социального положения индивида или группы сопровождается понижением (нисходящая) или повышением (восходящая) его статуса (из одной страты в другую).
Горизонтальная мобильность – это изменение социального положения без понижения или повышения статуса (внутри одной социальной группы).
Индивидуальная мобильность – изменение положения индивида в системе стратификации (смена статуса).
Коллективная (массовая) мобильность – изменение группы в социальной стратификации (депортация народа, структурное изменение общества).
Основными каналами («социальными лифтами») социальной мобильности являются армия, церковь, образование. К дополнительным относят средства массовой информации, партийную и общественную деятельность, накопление богатства, выгодный брак, миграцию (эмиграцию, иммиграцию)
Возведение социальных барьеров, ограничение доступа в группу – социальная клоузула (закрытие).
В молодом, быстро развивающемся государстве развита вертикальная мобильность (петровские преобразования, революция 1917 года, перестройка). Но как только новые престижные места распределены мобильность замедляется, так как перераспределение мест проходит в своем круге. В США в высший класс поднимается не больше 7% из рабочей среды, 35% из среды юристов и политиков.
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью – т.е. структурно неопределенным, промежуточным состоянием человека.
Маргинал («побочный») – человек, исключенный из системы привычных социальных связей, находящийся на границе социальных слоев.
Большое количество маргиналов в стране очень опасно, так как они становятся основной опорой тоталитарных режимов (СССР в 20-е годы, Германия 30-х)
Типы маргиналов:
Этномаргиналы (гастарбайторы)
Социомаргиналы (незавершенность социального перемещения)
Экономические (потеря средств к существованию)
Политические (утрата общепринятых норм и ценностей политической культуры)
Религиозные (секты)
Биомаргиналы (инвалиды).
Маргиналы испытывают большое психологическое напряжение, теряют социальную идентичность. Это ведет к росту агрессии, криминализации.
Еще опаснее группа люмпен («лохмотья») – это «дно» общественной жизни – бомжы, бродяги, нищие. В этой среде легко зарождается экстремизм, отсутствует осознание ценности человеческой жизни.
Человек, живущий в обществе, состоит с другими членами общества (как отдельными людьми, так и различными группами) в многообразных связях: имущественных, политических, религиозных, бытовых, творческих, родственных, дружественных и иных. Эти социальные связи между людьми и есть общественные отношения.
Любое обществоможно рассматривать как социальную систему, для которой существует объективная необходимость упорядочитьпостоянно усложняющиеся связи и отношения, возможность удовлетворить интересы членов общества.
Нормативное регулирование отношений является непременным условием развития общества, тем более, что обществу (как и любой системе) необходима упорядоченность отношений.
Система нормативного регулирования общества –это совокупность взаимосвязанных норм, которые регламентируют поведение людей в обществе, регулируют их отношения между собой и объектами внешнего мира.
Термин «норма» имеет два смысла. Первый: норма –естественное состояние какого-либо явления (процесса, отношения, системы и т.д.). Второй: норма – это определенный стандарт, образец, эталонповедения связанный с сознанием и волей людей в процессе человеческого общения.
Второй смысл относится собственно к социальной норме.
Социальные нормы – это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, варианты, правила поведения людей в обществе.
Признакисоциальных норм:
1. Социальные нормы являются общими правилами,т.е. правилами для всех членов общества и исходя из интересов общества (не имеют конкретного адресата).
2. Социальные нормы действуют непрерывно(до изменения или прекращения) и многократно.
3. Социальные нормы – это всегда результат волевой и сознательной деятельностью людей.
4. Социальные нормы направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.
Виды социальных норм:
Обычаи – одобренные обществом образцы массовых действий.
Традиции – набор обычаев, привычек передаваемых из поколения в поколение.
Нормы морали – правила поведения, в которых выражаются представления о добре и зле.
Правовые нормы – формально определенные правила поведения, санкционированные и установленные государством и обеспеченные его принудительной силой.
Религиозные – сформулированы в священных книгах.
Политические – регулируют отношения между гражданами и государством, между социальными группами.
Эстетические – закрепляют представления о прекрасном и безобразном.