Социальная стратификация и социальная мобильность. Теории социальной стратификации

Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить жёлтые штаны, и передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин «ку» делать, и эцилопп меня не имеет права бить по ночам… Никогда!..

к/ф «Кин-дза-дза»

Социальная стратификация(от лат. stratum – слой и facio – делаю) – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении.

Само слово «стратификация» заимствовано у геологов. Оно латинского происхождения (первоначально stratum означало «покрывало, постель»). В английском языке его стали понимать как «пласт», «формация» (в геологии), «слой общества» (в социологии); во множественном числе strata, stratification (стратификация) означает деление на общественные слои («пласты»).

В 20-х гг. ХХ в. П. Сорокин ввел понятие «стратификация» для описания системы неравенства в обществе.

В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства —

неравенства. При этом под равенством понимают:

1) равенство личностное;

2) равенство возможностей в достижении желаемых целей (равенство шансов);

3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.);

4) равенство результатов.

Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком.

Основными индикаторами места группы (общности, слоя) в современной стратификационной иерархии являются:

1. Власть (политическая) — возможность распоряжаться всеми видами капиталов.

2. Объем и характер собственности (=экономическая власть) — возможность распоряжаться физическим (экономическим) капиталом.

3. Престиж, моральное вознаграждение, влияние (=духовная власть) — возможность распоряжаться символическим капиталом.

Дополнительными служат следующие индикаторы:

4. Человеческий капитал (состояние здоровья, работоспособность, ценностные ориентации и мотивации).

5. Культурный капитал (знания, идеи, потребительские стандарты, модели поведения).

6. Социальный капитал (образование, профессия, опыт).

По мнению П. Сорокина, объектом социального неравенства выступают четыре группы факторов:

1) права и привилегии;

2) обязанности и ответственность;

3) социальное богатство и нужда;

4) власть и влияние.

П. Сорокин выделяет два способа расслоения общества: одномерную и многомерную стратификацию.

В основе одномерной стратификации лежит распределение по одному признаку (религии, профессии, собственности и т. д.).

В многомерной стратификации за основу берутся сразу несколько признаков.

Большинство западных социологов, структурируя общества развитых стран, делят их на высший, средний и рабочий классы, в некоторых странах еще и крестьянство (например, Франция, Япония, страны «третьего мира»).

Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти. Он составляет примерно 2 % современных обществ, но контролирует до 85–90 % капитала. Его составляют банкиры, собственники, президенты, руководители партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены.

Средний класс включает в себя лиц неручного труда и делится на три группы:

— высший средний класс (профессионалы – врачи, ученые, юристы, инженеры и пр.);

— промежуточный средний класс (учителя, медсестры, актеры, журналисты, техники);

— низший средний класс (кассиры, продавцы, фотографы, полицейские и пр.).

Средний класс составляет 30–35 % в структуре западных обществ.

Рабочий класс – класс работников физического труда, составляющий около 50–65 % в разных странах, делится тоже на три слоя:

— рабочие квалифицированного ручного труда (слесари, токари, повара, парикмахеры и др.);

— рабочие ручного полуквалифицированного труда (швеи, сельхозрабочие, телефонисты, бармены, санитары и т. д.);

— рабочие неквалифицированного труда (грузчики, уборщики, кухонные работники, прислуга и т. д.).

Еще одно ключевое понятие стратификации (особенно в американских исследованиях) – это стиль жизни. Стиль жизни – это очень широкое понятие, которое включает в себя субъективный и объективный факторы. Первый означает субъективные потребности человека, второй – специфику труда, быта и досуга. Это понятие было введено М. Вебером. В дальнейшем разрабатывалось П. Бурдье, Ж. Бодрийяром, З. Бауманом. Стиль жизни – это общая культура и способ жизни различных групп в обществе.

Некоторые американские социологи делали акцент на стиле жизни вместо экономических факторов и думали посредством этого обеспечить немарксистский способ исследования стратификации. Это в особенности справедливо в отношении исследований стратификации в Америке, которые стимулировала работа Ллойда Уорнера. В 1930—1940-е гг. Л. Уорнер провел подробное полевое исследование социальной структуры общины Ньюберипорт в штате Массачусетс (следуя обычному правилу анонимности при полевых работах, Уорнер назвал эту общину «Янки-сити»). При этом в качестве основного типологического признака он взял репутацию, точнее то, как определяли чью-то классовую принадлежность его соседи и земляки.

Исследование Уорнера интересно также тем, что это одна из немногих работ, где показано различие доминирующих духовных ценностей у представителей различных страт – в частности, моральных. Проводя свое исследование, Уорнер пытался выявить тот особый стиль жизни, общий для большинства членов каждой страты, причем те его стороны, которые были бы не слишком прямо связаны с очевидными различиями в доступе к экономическим ресурсам.

Социальная мобильность — перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации.  

Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию П. Сорокиным.

Виды мобильности: горизонтальная – вертикальная (восходящая-нисходящая), интергенерационная-интрагенерационная, индивидуальная-групповая.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социальной группы одной социальной позиции к другой на том же уровне.

Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз — нисходящую. Индивидуальная мобильность связана с социальными перемещениями отдельных индивидов, групповая — с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы, войны и проч.).

Выделяют также межпоколенческую (интергенерационную) мобильность — различия между отцом и сыном, социально-экономическим классом или статусом семьи происхождения человека по сравнению с достигнутым им лично, и мобильность внутри поколения (интрагенерационную) — взлеты и падения индивидуальной карьеры.

Отдельно можно отметить территориальную мобильность – миграцию. Виды миграции: сезонные-маятниковые (т. е. регулярные), иммиграция (въезд в страну) - эмиграция (выезд из страны). Факторы миграции:

— природные (землетрясения, наводнения, экологические катастрофы)

— этнические конфликты, войны

— неблагоприятная экономическая/политическая ситуация

— процессы модернизации общества (переезд из деревни в город, например)

Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт – экономических, профессиональных или политических, – которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Подинтенсивностью социальной мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

В современной социологии существуют многообразные способы количественного измерения М. с, индексы мобильности, коэффициенты связи мобильности с полом, уровнем образования, национальностью и т. д.

Социальные лифты:

— образование,

— армия,

— религия,

— брак и семья,

— политическая партия,

— профессиональные организации

Наши рекомендации