Типологические особенности древнерусской литературы
Лекция первая
Периодизация древнерусской литературы
Основные тенденции развития
Хронологические рамки древнерусской литературы
Понятие древнерусской литературы включает в себя русскую литературу и книжность XI – первой четверти XVIII века. По какому признаку выделяются именно такие временные границы?
Известно, что возникновение и бытование письменности на Руси было самым тесным образом связано с принятием христианства, ведь именно необходимостью перевода церковных книг объясняется в первую очередь изобретение славянской азбуки Кириллом и Мефодием, которое произошло во второй половине IX века. Поэтому, логично было бы предположить, что первые книги появились на Руси сразу после крещения, т. е. в 90-е гг. X века или даже ранее ― во второй половине Х столетия, когда в Киеве начали селиться первые христиане.
Проблема однако, в том, что столь ранние памятники древнерусской письменности до нашего времени не сохранились. Самая древняя дошедшая до нас датированная славянская книга русской редакции «Остромирово Евангелие» относится к 1056–1057 годам. Между 1037 и 1050 годами, по всей видимости, и было создано первое известное нам русское литературное произведение «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Даже гипотезы исследователей относительно состава наиболее раннего восточнославянского летописания не распространяются сегодня ранее 30-х гг. XI века. Таким образом, именно XI столетие мы и будем считать нижним пределом бытования древнерусской литературы.
Среди исследователей нет единого мнения и по поводу верхней границы отделяющей литературу Древней Руси от литературы последующих периодов. Составители лекционных курсов и учебных пособий считают таковым конец XVII века и ограничивают свои обзоры временем воцарения Петра I.
Следует заметить, что связь между древнерусской литературой и литературой начала XVIII столетия оказывается гораздо более тесной. В Петровское время продолжают развиваться возникшие в XVII веке традиции школьного театра и русской силлабической поэзии. А так называемые «петровские повести» не только обладают практически всеми типологическими особенностями древнерусских произведений, но и содержат целый ряд сюжетных и образных перекличек с предшествовавшими им бытовыми повестями и переводным рыцарским романом.
В последней на сегодняшний день академической истории русской литературы – это история русской литературы в 4-х томах под редакцией Прудского (авторы Бушмин, Куприянова, Лихачев и другие), ― вышедшей в Ленинграде в 1980 году к древнерусской литературе отнесена вообще вся литература петровского времени.
Типологические особенности древнерусской литературы
Древнерусская литература как средневековая обладает целым рядом особенностей существенно отличающих её от привычной для нас литературы нового времени. Первой из этих отличительных черт является синкретичность. Синкретичностью (от греческого ― соединение) называется в частности такое состояние человеческой культуры, когда на ранних стадиях её развития различные виды искусства, ныне существующие самостоятельно – музыка, пение, танец, поэзия и другие, ― находились в неразрывном единстве. Применительно к древнерусской литературе мы можем говорить о том, что её рамки оказываются гораздо шире, нежели у литератур более поздних эпох. В результате этого как средневековые литературные памятники нами рассматриваются летописи, в Новое время сменившиеся различными историческими документами, которые ныне находятся в ведении отдельной научной дисциплины ― жития, поучения и проповеди, отошедшие ныне в сферу религиозной жизни, и даже «Поучение» Владимира Мономаха, обладающее некоторыми чертами автобиографии и частного послания, за что в современной системе жанров оно вполне могло бы быть отнесено в ведение мемуаристики. В широком понимании к литературному творчеству может быть отнесена вообще вся древнерусская книжность, включая многообразные тексты церковных служб и песнопений, богатейшую древнерусскую гимнографию.
Другую типологическую особенность древнерусской литературы условно можно назвать историчностью. Действительно, вплоть до конца XVI века литература Древней Руси не знает собирательно-вымышленных персонажей. Её герои являются по большей части реально существовавшими историческими деятелями ― князьями, полководцами или святыми. И даже в том случае, когда в литературных сочинениях оказывались изображены фольклорно-фантастические существа, вроде Стефанита и Ихнилата ― героев переводной повести XV века, отечественные повествователи, похоже, были абсолютно уверены в их подлинном существовании.
Таким образом, можно заметить, что в отличие от более поздних литераторов русские книжники средних веков не прибегали при создании своих сочинений к намеренному художественному вымыслу, возможно считая подобные измышления делом недостойным.
Это, однако, не означает, что повествование в древнерусских памятниках оказывается абсолютно лишено черт литературной обработки. Нет, конечно. Так, например, древнерусским летописцам была доступна широкая свобода трактовки тех или иных событий. Для описания конкретных исторических событий широко использовались традиционные литературные формулы и исторические, часто библейские аналогии. Изучение художественной стороны древнерусских литературных памятников является одной из наиболее перспективных проблем современной медиевистики.
Еще одной важной чертой древнерусской литературы является её преимущественно церковный характер. В первые века бытования книжности на Руси дело переписывания книг и литературное сочинительство находились по большей части в руках монахов и имели своей целью в первую очередь обеспечить необходимыми пособиями церковные богослужения. Все это в значительной степени определяло и жанровый состав изготовляемых книг, при этом нельзя утверждать, что Древней Руси были абсолютно неизвестны произведения светской тематики.
По-видимому, уже в XI–XII веках из церковных скрипториев вышли многочисленные исторические хроники и даже разнообразные повествовательные сочинения с элементами развлекательности. Примером тому может служить переложение византийских эпических сказаний «Евгениево деяние». Бытовали в Древней Руси и книги естественнонаучного характера, например «Физиолог», а также различные лечебники. Однако, несмотря на это оттенок серьезной торжественности и душеполезного наставления в значительной степени сохранялся во многих древнерусских сочинениях вплоть до конца XVII века. А отдельные элементы церковной риторики можно найти даже во вполне светских памятниках, например в «Слове о полку Игореве».
Еще одной важной особенностью древнерусских литературных памятников является их анонимность. Мы не станем утверждать, что средневековые авторы вовсе не подписывали своих сочинений. До нас дошло значительное число имен древнерусских книжников, начиная с XI века. Несомненно, однако, что литературная деятельность воспринималась ими скорее как монашеское послушание, нежели как индивидуально неповторимое творчество. Поэтому авторские подписи под литературным памятниками принято было сопровождать самохарактеристиками, вроде «худый» и «недостойный». Но даже тогда, когда история доносит до нас имена отдельных древнерусских книжников, какие-либо сведения об их жизни или вовсе отсутствуют или же оказываются крайне скудными. Их приходится буквально по крупицам восстанавливать, сопоставляя различные летописи и другие исторические документы. Более того в древнерусской литературе, как и в других христианских средневековых литературах, существовал обычай приписывать собственные сочинения различным богословским авторитетам, например Отцам Церкви ― Иоанну Златоусту, Григорию Богослову и другим, отчего указание авторства в древних письменных памятниках не всегда оказывается достоверными.
Необходимо учитывать также, что в средневековой книжности не существовало привычных для нас понятий «черновик», «беловой авторский текст», «авторское право». В результате текст одного сочинителя впоследствии мог быть значительно переработан другим, а такое явление, как индивидуальный авторский стиль начинает складываться в отечественной литературе лишь ближе к XVII веку. Прочие типологические особенности древнерусской литературы определялись условиями её бытования. Так вплоть до середины XVI века книги на Руси переписывались исключительно от руки. Этот способ не утратил своей актуальности и с изобретением книгопечатания, поскольку через Московский печатный двор и другие типографии распространялась в первую очередь богослужебная литература. Поэтому древнерусские сочинения имели преимущественно рукописный характер.
При этом переписчики довольно свободно обращались с копируемыми текстами. Зачастую средневековый писец также брал на себя и обязанности редактора и вносил значительные поправки не только в стиль, но и в композицию, и даже в содержание того или иного памятника. Таким образом, в отличие от современных литературных произведений почти все известные на сегодняшний день древнерусские памятники существуют в виде многочисленных вариантов-редакций.
Не соблюдался в языке Древней Руси и привычный принцип единой орфографии, поэтому, даже не имея очевидного намерения менять переписываемый текст, древнерусские копиисты допускали разные ошибки, описки или же передавали на письме особенности собственной устной речи. Для обозначения последнего явления в науке существует понятие «извод», например рукопись псковского извода, болгарского извода. Бытование древнерусских произведений в виде многочисленных различающихся между собой списков принято называть вариативностью.