Общие свойства исторических источников нового времени
Как мы установили, целесообразно начинать сравнительное исследование с выявления общих характеристик сопоставляемых феноменов.
Исторический источник — «реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением». Принятое нами определение исторического источника позволяет четко разграничить две сферы: «источник—действительность» и «историк—источник»^. Свойства исторического источника как объекта ис-
6 Заметим, что разграничение это чисто аналитическое. Исторический источник — это не только то, что создано человеком прошлого, но и то, что осмыслено в качестве такового современным исследователем.
следования закладываются в момент его создания в соответствии с целью его творца, поэтому сфера «источник—действительность» первична для нашего рассмотрения. Но сразу же подчеркнем, что каждое свойство источников нового времени, порождаемое в сфере «источник—действительность», имеет своим следствием особенности взаимодействия в системе «источник—историк».
/. Количественный рост исторических источников
«Исто чник—действительност ь»
Человеку свойственно не замечать очевидного. А самым важным свойством корпуса исторических источников нового времени в сравнении с предшествующим периодом является их огромный количественный рост. Разберемся в его причинах и следствиях.
Отметим несомненно лучшую сохранность документов нового времени. Особенно это относится к России. Ведь в силу разных причин корпус исторических источников, оставшихся от средневековья, в России значительно меньше, чем в европейских странах. Крупномасштабное преобразование государственного аппарата в правление Петра I, ликвидация системы приказов и как следствие этого необходимость организации специального хранения документов вне системы делопроизводства приводит к созданию архивной службы, что сказывается на сохранности исторических источников. Значительно улучшается сохранность исторических источников из-за того, что в новое время многие исторические источники уже в момент своего создания предназначены для публикации (тиражирования).
Но главное не в этом. В первую очередь речь должна идти не о лучшей сохранности исторических источников, а о качественном сдвиге в их порождении.
Почему же возрастает потребность в документировании?
1. Индивидуализация человека, эмансипация человеческой личности при переходе от средних веков к новому времени расширяют круг авторов исторических источников. Мы здесь не останавливаемся на таком очевидном факторе, как рост грамотности, поскольку он является производным от рассмотренного обстоятельства.
2. Стремление эмансипированной личности к созданию вторичных социальных связей ведет к тому, что исторические источники начинают порождаться не только в государственной (и церковной) сфере, как это было до сих пор, но и в личностной и общественной. О возникновении новых видов исторических источников речь шла в предыдущей главе. Отметим здесь лишь то, что увеличение мобильности населения ведет к увеличению числа эпистолярных источников, направленных на поддержание как межличностной, так и деловой коммуникации.
3. Кроме возникновения новых сфер порождения исторических источников, увеличивается их количество и в государственной сфере. 234
Что также во многом обусловлено новым характером законотворчества и взаимоотношений между личностью и государством. Превращение закона в единственный источник права и убежденность в том, что путем законотворчества можно переустроить жизнь государства и повлиять на формирование личности, заставляют принимать законы на основе анализа информации о состоянии тех или иных сторон жизни общества и государства. С другой стороны, расхождение обычая и закона вынуждает специально заботиться о публикации законодательства и о контроле за его эффективностью. Все это приводит к увеличению числа делопроизводственных источников7.
«Историк— истопник»
Рост количества исторических источников создает совершенно новую познавательную ситуацию. Исследователь уже не в состоянии изучить все источники, имеющие отношение к сколь-либо значимой теме или проблеме. Он вынужден целенаправленно отбирать исторические источники в соответствии со своей исследовательской гипотезой, что заставляет более четко ее сформулировать.
Иногда исследователи утверждают, что возможно исследование без гипотезы, что гипотеза «мешает» исследователю, ограничивает поле его исследовательского внимания. Но необходимо осознать, что исследования без гипотезы не бывает. Гипотеза может быть лишь осознанной или нет. И чем сложнее проблематика, чем шире круг источников, тем строже исследователь должен подходить к формированию гипотезы. Дело в том, что гипотеза — это всегда обобщение ранее накопленного знания. В процессе исследования она трансформируется, потому что исследователь получает дополнительную информацию. Если гипотеза трансформировалась значительно, то приходится возвращаться к началу исследования, с тем чтобы проверить новую гипотезу. Историк, занимающийся ранними периодами истории, иногда почти наизусть помнит «свои» источники, постоянно обращается к одним и тем же текстам. Историк нового времен л в целом ряде случаев не имеет такой возможности, особенно если оь работает с массовыми источниками или статистикой. Представьте себе исследователя, который читает подряд формулярные списки чиновников или материалы земской статистики в надежде, что его «осенит» и он увидит за этими сотнями и тысячами цифр явления и процессы.
7 Здесь мы не обсуждаем специально вопрос о том, что первично: усложнение государственного аппарата или увеличение документооборота. Отметим лишь, что, на наш взгляд, распространенное убеждение, что усложнившийся государственный аппарат порождает огромное количество бумаг, основано на подмене причины следствием. Мы согласны с Б. Г. Литваком в том, что потребность в обмене информацией, а значит, и в документировании ведет к усложнению государственного аппарата.
Итак, при работе с большими массивами источников историк всегда получает ответ на тот вопрос, который поставил, и он лишен возможности переспрашивать свои источники в процессе исследования. Можно сравнить общение историка-медиевиста с историческими источниками с интервью, а историка нового времени — с социологическим опросом.
Кроме того, количественный рост источников заставляет поставить проблему выборочного исследования. И здесь важно понять, что выборочный метод — это особый метод исследования, корректно работающий только на математико-статистической основе. Важно различать подбор примеров, иллюстрирующих то или иное положение, и построение выборки, которая позволяет распространить полученные результаты на все аналогичные явления (генеральную совокупность).
Для исторических источников нового и новейшего времени необходимо учитывать сферу возникновения: личностная, общественная, государственная. Тогда мы легко увидим, что, например, русские газеты возникают не только позже европейских, но и в отличие от них в государственной, а не в общественной сфере.
Выделим и чисто эвристический аспект данной проблемы. Рассматривая эволюцию видов источников периода средневековья, можно и нужно ориентироваться на наиболее заметные памятники, такие как Повесть временных лет, Русская правда и т.д. В силу огромного количественного роста источников в новое и новейшее время такой подход невозможен. Необходимо выстроить модель вида и проследить его эволюцию, привлекая отдельные памятники в качестве иллюстраций.