Кабинет истории в специальной (коррекционной) школе

Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система.

Ю.Ф. Кузнецов отмечает, что «школьный учебный кабинет – это единая, органически связанная система учебного оборудования по предмету, смонтированная в одной классной комнате, оформленная в соответствии с требованиями научной организации труда как учителя, так и учащихся и обеспечивающая достаточно высокий уровень преподавания» [3. С. 3]. Таким образом, кабинет истории представляет собой комплексную материальную базу обучения, опираясь на которую учитель оказывает функциональное воздействие на весь учебно-воспитательный процесс.

Вопрос организации кабинета истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида не получил освещения в специальной литературе, поэтому учителя испытывают в этом значительные трудности.

Кабинет – это не только база занятий с учащимися, но и место методической работы учителя. В условиях кабинета, в котором находится фонд учебно-наглядных пособий, технические средство обучения (ТСО), библиотека, деятельность учителя становится более творческой. Создавая наилучшие условия для методического творчества, кабинет предъявляет более высокие требования к подготовке учителя не только общеобразовательной, но и специальной (коррекционной) школы. Постоянно расширяется круг знаний, без которых успешное преподавание предмета становится затруднительным. Учитель должен быть хорошо знаком с содержанием диафильмов, кинофильмов, фонозаписей; таким образом, его подготовка к урокам в известной мере переносится в кабинет. С организацией и оснащением кабинета разнообразными средствами обучения перед учителем встает вопрос о комплексном использовании их на уроке.

Несмотря на элементарный характер курса истории в специальной (коррекционной) школе и его отличие от курса истории в общеобразовательной школе, учителю, преподающему этот предмет, ничуть не легче готовить и проводить свои уроки. Чтобы дети усвоили учебный материал, каждый урок в специальной (коррекционной) школе должен быть тщательно продуман и оснащен, обеспечивая по возможности активную познавательную деятельность школьников на всех этапах обучения.

Методистами-историками отмечается, что «хорошо оборудованные кабинеты воздействуют на методы и результаты образования, развития и воспитания школьников. Здесь складывается более благоприятная учебная атмосфера, насыщенная живым интересом учащихся к предмету, вызывая рост их познавательной активности» [5. С. 245].

Однако в организации кабинетов истории и в реализации их роли в учебно-воспитательной работе имеют место нежелательные явления, А.А. Вагин отмечал, что это прежде всего формализм, выражающийся в том, что организация кабинета ограничивается лишь выделением помещения и оснащением постоянной экспозиции пособий; другой подход заключается в одностороннем увлечении внешним оформлением, стремлении к украшательству с целью оказать эмоциональное воздействие на учащихся и ввести их в «историческую» обстановку. «Между тем всякое педагогически направленное эмоциональное воздействие на школьника и организуемое учителем восприятие наглядного материала имеют определенное содержание и цель. Они конкретны. Таким образом, громоздкая и длительно функционирующая экспозиция в кабинете неизбежно вступает в противоречие с задачами и содержанием большей части уроков, проводимых в таком наглядном окружении» [2. С. 337–338].

Особенно тщательно к оформлению кабинета истории следует подходить учителю специальной (коррекционной) школы, помня о том, что излишнее украшательство стен класса только рассеивает и без того слабое внимание учащихся с нарушением интеллекта, мешает им целенаправленно воспринимать излагаемый учителем материал, сосредоточиться на серьезной работе во время урока.

Неразумно рассматривать кабинет и как мастерскую по изготовлению самодельных наглядных пособий, как выставку этих ученических изделий. При правильной организации учебного процесса наличие кабинета истории отражается на уровне обучения истории, отношении учащихся к предмету, проведении внеклассной историко-краеведческой работы.

База кабинета истории складывается из трех основных элементов: оборудования в виде специальной мебели и приспособлений, необходимой аппаратуры и фонда учебных пособий.

1. Оборудование кабинета включает в себя:

а) классную доску, магнитную доску;

б) специальные приспособления (зажимы, крючки, стойки) для демонстрации картин и карт;

в) проекционный экран;

г) учительский стол с приспособлениями для демонстрации предметов и объемных пособий;

д) столы со стульями для учащихся;

е) шторы на окнах для быстрого затемнения класса при использовании световой наглядности;

ж) технические средства обучения, их рациональное размещение;

з) приспособления для хранения пособий (шкафы, стеллажи), которые размещаются вдоль задней или боковой стены класса;

и) хорошее освещение, розетки для включения аппаратуры.

Очень важно правильно решить вопрос о планировке кабинета, чтобы его оборудование было приспособлено к труду учителя и учеников, был обеспечен доступ к хранящимся пособиям. Нельзя допускать размещения стендов, выставок, картин на передней стене, т. к. оформление кабинета не должно отвлекать учащихся от учебного процесса. На передней стене располагаются классная доска, экран, наборное полотно.

Оборудование для хранения пособий (шкафы, ящики для таблиц и т. п.) размещается вдоль задней или боковой стены. В шкафу может разместиться кабинетная библиотека, атласы, альбомы, папки с вырезками, раздаточный материал, объемные пособия, ученические работы, ТСО, видеои фономатериалы.

Стены кабинета должны быть свободны от пособий, не имеющих отношения к текущему уроку. Все долговременные экспозиции, выставки, различные витрины можно размещать в коридоре возле кабинета или в рекреации. Единственное исключение следует сделать для «ленты времени» – пособие, которое отражает протяженность исторического времени путем показа смены веков, общественно-экономических формаций (общественного строя), государственного устройства на территории нашей Родины.

В школах применяются различные виды данного пособия. Целесообразно разместить «ленту времени» на боковой стене класса, и обращаться к ней на уроках, соотнося с конкретным временем, порядками изучаемые события, их даты, а также понятийный и наглядный материал.

На боковой стене класса (или рядом с кабинетом в коридоре) может быть расположен исторический уголок .состоящий из разных разделов, например, таких, как:

§ «Сегодня в мире».

§ «Жизнь страны».

§ «Знаешь ли ты? (Это интересно)».

§ «Наш край».

§ «Умей учиться».

§ «Исторический словарь».

2. Проекционная и звуко-техническая аппаратура кабинета истории должна обеспечивать применение различных типов аудиовизуальных средств обучения. Комплект аппаратуры в кабинете предполагает наличие кинопроектора, графопро-ектора, диапроектора, фильмоскопа, эпидиаскопа, магнитофона, проигрывателя, телевизора, а иногда, видеомагнитофона, позволяющего учителю записывать, монтировать и воспроизводить необходимые телепередачи.

Школьная историческая фонотека содержит грампластинки, магнитофонные записи, радиои телепередачи по истории и другие материалы.

Диафильмы и диапозитивы остаются самым доступным и распространенным видом экранной наглядности в специальной (коррекционной) школе. Они имеются по большинству тем программы.

Кинофильмы и кинофрагменты нашли меньшее применение в учебном процессе специальной (коррекционной) школы, хотя именно они позволяют более точно воспроизвести историческое прошлое, показать учащимся с нарушением интеллекта события и явления в динамике, отразить дух изучаемого времени.

Проекционная аппаратура может быть закреплена на постоянных местах у задней стены кабинета.

«Работа учащихся в условиях кабинета и использование ТСО требует соблюдения определенных гигиенических требований. Для оптимального восприятия и усвоения информации, сохранения работоспособности учащихся важное значение имеют длительность и частота использования ТСО, условия их применения и, конечно, структура урока, смена методов и приемов работы», – отмечается в «Методике преподавания истории в средней школе» [5. С. 247].

3. Фонд учебных пособий должен содержать в себе все материалы для качественного усвоения исторических знаний и обеспечивать применение всей системы методов обучения истории – методов живого слова, наглядного обучения и работы с текстами.

Ю.Ф. Кузнецов подчеркивал, что «из-за недоразвития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы следует особое внимание уделять пособиям, которые помогают сконцентрировать внимание школьников на главном, активизировать их мыслительную и речевую деятельность: памятки, схемы, опорные сигналы, планы, таблицы и т. д.» [3. С. 3].

Фонд учебных пособий кабинета истории в специальной (коррекционной) школе состоит из текстуальных источников, наглядных учебных пособий, карточек-заданий и игрового материала.

Текстуальные источники включают:

а) обязательную учебную литературу, с опорой на которую строится преподавание истории (учебники, учебные пособия и хрестоматии по истории Отечества; пособия по краеведению; брошюры с текстом Конституции РФ; учебные пособия по обществоведению, отдельная информация из которых используются в специальной (коррекционной) школе при изучении правовых вопросов);

б) научно-популярную и художественно-историческую литературу, необходимую для внеклассного чтения;

в) справочную и методическую литературу для учителя, комплекты журналов «Преподавание истории в школе», «Дефектология»;

г) папки и альбомы с вырезками из газет и журналов – тематические подборки к урокам и внеклассной работе.

Наглядные учебные пособия включают:

а) исторические карты, изданные для школы, а также самодельные тематические карты, изготовленные учителем (или учащимися под руководством учителя); комплекты исторических атласов и контурных карт; политическую и физическую карты России, необходимые для проведения отдельных уроков;

б) картины на исторические сюжеты, портреты (серии учебных картин, изданных в помощь школе, репродукции произведений искусства и памятников культуры);

в) плакаты времен Гражданской и Великой Отечественной войны и современного периода истории;

г) аппликации (изданные для школы и самодельные), применяемые для работы с картами, составления на доске схем сражений, динамических картин, схем, раскрывающих сложные понятия;

д) схемы, картосхемы (схемы сражений, текстовые, логические схемы, план -схемы);

е) объемные наглядные пособия из различных материалов (макеты, уменьшенные копии отдельных архитектурных сооружений, модели орудий труда, вооружений, изготовленные школьниками под руководством учителя, что имеет большое образовательно-воспитательное и коррекционно-развивающее значение, т.к. учащиеся специальной (коррекционной) школы в практической деятельности учатся применять исторические знания, одновременно пополняя их и лучше осмысливая. Вместе с тем и сами средства обучения становятся более разнообразными и интересными);

ж) таблицы печатные и самодельные (сравнительные, хронологические, обобщающие);

з) демонстрационные карточки, на которых записаны исторические термины, отдельные фразы, даты, названия историко-географических объектов, фамилии людей и др. С помощью таких карточек можно составлять различные виды таблиц, схем, проводить словарную работу;

и) опорные планы, ориентирующие учащихся в изучаемом материале (планы изучения исторического периода, события, деятеля, план изучения картины и т. п.);

к) учебные памятки и правила (правила составления связного рассказа, правила сравнения, правила чтения причинно-следственной цепочки и др.);

л) иллюстративный раздаточный материал (открытки, вырезки из газет и журналов, фотографии). Учитель может привлечь учащихся к созданию самодельного раздаточного материала, скомплектовав затем его по темам курса, важным проблемам содержания школьной программы.

Карточки-задания – это «дидактический материал, который используется в индивидуальной и коллективной работе для закрепления изучаемого материала, контроля за качеством его усвоения, а также для создания проблемной ситуации, постановки проблемы перед изучением нового», – считают специалисты [3. С. 11–12]. Карточки-задания разрабатываются с учетом уровня успеваемости учащихся по предмету. В карточках для более слабых школьников кроме задания предусматриваются различные виды помощи: план ответа, опорные слова, начало рассказа и др. В практике преподавания истории используются различные виды карточек-заданий: с вопросами, требующими объяснения или применения новых слов и понятий, проблемно-познавательными задачами, перфокарты с вопросниками для проверки знаний учащихся по различным темам, цифровые диктанты и т. п.

Игровой материал используется для закрепления, систематизации, а иногда и для получения новых знаний. На уроках истории и во внеурочное время применяются кроссворды, чайнворды, головоломки, ребусы, историческое лото, домино, викторины, игры-путешествия и т. п. Они могут быть фабричными и самодельными. Многие игры можно изготовить совместно с учащимися во внеурочное время и использовать в дальнейшем в учебно-воспитательном процессе.

Более подробные методические рекомендации по созданию материалов и пособий для кабинета истории общеобразовательной школы даны в работе Н.И. Аппарович и Д.И. Полтарака [1], для специальной (коррекционной) школы– в работе Ю.Ф. Кузнецова [3].

Итак, значение кабинета истории заключается в следующем:

1. наличие хорошо оборудованного кабинета обеспечивает возможность широкого применения различных источников информации, технических средств, наглядных и иных пособий, необходимых для активизации познавательной деятельности, особенно учащихся специальной (коррекционной) школы, и повышения эффективности урока истории;

2. кабинет истории позволяет организовать разнообразную внеклассную работу по предмету: исторический кружок, историко-краеведческий уголок, выставки, встречи с участниками исторических событий, викторины, выпуск стенгазеты, внеклассное чтение и др. Материалы внеклассной работы должны обязательно использоваться в учебно-воспитательном процессе;

3. кабинет истории оказывает помощь учителю в подготовке и проведении уроков, рационально организуя его труд.

Вопросы и задания

1. Из чего складываются этапы подготовки учителя к урокам истории в специальной (коррекционной) школе?

2. Составьте планирование учебного материала по одной из тем программы по истории для специальной (коррекционной) школы.

3. Составьте конспект урока истории по выбранной теме для учащихся специальной (коррекционной) школы (7, 8 и 9 класс).

4. Какова роль кабинета истории в специальной (коррекционной) школе? Из чего складывается его база?

5. Разработайте содержание текста и сделайте подборку иллюстративного материала для стенгазеты (стенда), посвященной ближайшей знаменательной дате.

Литература

1. Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществоведения в школе. М., 1982.

2. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972.

3. Кабинет истории в вспомогательной школе: Методические рекомендации / Сост. Ю.Ф. Кузнецов. Свердловск, 1989.

4. Кишнер Л.А. Формирование познавательных возможностей учащихся. М., 1982.

5. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

6. Этапы подготовки к уроку истории во вспомогательной школе: Методические рекомендации для студентов и учителей / Сост. Ю.Ф. Кузнецов. Свердловск, 1984.

Наши рекомендации