Зав. выпускающей кафедрой Проректор по УР Гусаков В.П.
Политологии
Согласовано Утверждено
Зав. выпускающей кафедрой на заседании УМС университета
_________________________________ протокол №_________________
_________________________________ от «___» _____________ 200__ г.
«____»_________________________ г.
Зав. выпускающей кафедрой Проректор по УР Гусаков В.П.
________________________________
________________________________
«____»_________________________ г.
Жґмысшы баЈдарламасы
Рабочая программа
по дисциплине _Политология
_________________________________________________ п„н бойынша
для специальностей 050115- Информационные системы
(шифр, название)
_____________________
(шифр, название)
_____________________
(шифр, название)
общее количество часов __ 90_____
Петропавл
Ж.
1.Рабочая программа составлена:
доцентом
кафедры «Всемирная история и политология», к.и.н. Казиевым С.Ш. _____________________
Рабочая программа составлена на основе типовой учебной программы на по специальности бакалавриата, Министерством образования и науки Республики Казахстан. Астана, 2005.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ____________________________________________________________________________
Протокол № _________ от «_____» _______ 2008__г.
Заведующий кафедрой___________________ _____________________________
(подпись) (Фамилия, имя, отчество)
Рабочая программа утверждена учебно-методическим бюро факультета_______________
_____________________________________________________________________________
(наименование факультета)
Протокол № ______ от «_____» _____________ 200____г.
Председатель УМБ ______________ ______________________________
(подпись) (Фамилия, имя, отчество)
Рабочая программа перессмотрена и действует с изменениями / без измененийна 200__ 200___ учебный год
Протокол №___________ от «______» ________________ 200____г.
Заведующий кафедрой________________ _____________________________
(подпись) (Фамилия, имя, отчество)
Данные о преподавателе.
Казиев С.Ш., доцент кафедры «Всемирная история и политология», кандидат исторических наук.
Время пребывания на кафедре.
Четверг: с 14.00 до 16.00 ч. (кабинет № 241).
Данные о дисциплине.
Данный курс, «Политология», преподается студентам четвертого кура в течение седьмого семестра. Объем дисциплины составляет 45 часов (1 кредит), из которых лекционные занятия – 15 часов, семинарские – 15 часов, самостоятельная работа студентов – 15 часов. Итоговая форма контроля – экзамен
Общие сведения
Выписка из рабочего учебного плана по дисциплине «Политология»
Таблица 1
/включая ускоренное обучение/
Код | Специальность | Форма Обучения | Курс | Семестр | Распределение аудиторных часов | СРСП | СРС | Форма контроля | ||
лек | прак | Лаб | ||||||||
Инфо.систем | Очная на базе ССО | - | экзамен | |||||||
Астрономия | Очная на базе ССО | экзамен |
Цель курса.
Политология изучается студентами дневного отделения и студентами заочного отделения. Изучение данной учебной дисциплины, как и изучение завершает профессиональное становление студента. Курс политологии включает в себя изучение основных этапов в развитии политического знания, систематизированный анализ важнейших методологических концепций, знакомство с основными школами и направлениями в политической науке и характеристику трудов их крупнейших представителей, рассмотрение важнейших проблем мировой и национальной истории с точки зрения различных концепций и методологических подходов. Знакомство с политологией позволяет студенту ориентироваться в том объеме исторического знания, который уже существует в науке к настоящему времени. На основе этого возможна более квалифицированная постановка исследовательских задач при подготовке студентами – выпускниками дипломного сочинения, поскольку в этом случае студент имеет возможность учитывать работы предшественников в изучении рассматриваемой им темы.
2. Организация и планирование курса по очной форме обучения.
2.1. Курс лекционных занятий.
№ темы | Наименование темы | Кол – во ауд. Часов | Методы проведения, использование ТСО |
1. | Введение в политологию 1.Что изучает политология. Объект и предмет политологии. 2. Классификация политологических категорий. 3. Функции политологии. | Лекция-монолог | |
2. | Развитие политической мысли и возникновение политологии как науки
| Лекция-монолог | |
3. | Политика как общественное явление 1.Сущность политики и политических отношений в обществе. 2.Основные виды политики, их взаимосвязь и взаимодействие. 3.Структура и функции политики. Политическая жизнь. | Лекция-монолог | |
4. | Национальная политика
| Лекция-монолог | |
5. | Теория власти и властных отношений 1.Власть, ее происхождение и сущность. 2. Формы и методы осуществления власти. 3.Структура политической власти. Легитимность власти. | Лекция-монолог | |
6. | Политическая жизнь общества
| Лекция-монолог | |
7. | Политические системы и режимы 1.Понятие, структура, функции политической системы. 2.Типология политических систем. 3.Применение социологического, структурно-функционального, исторического и других методов при анализе сущности политической системы | Лекция-монолог | |
8. | Политические процессы 1.Сущность политики и политических отношений в обществе. 2.Основные виды политики, их взаимосвязь и взаимодействие. 3. Структура и функции политики. Политическая жизнь. | Лекция-монолог | |
9. | Государство как политический институт 1.Государство как основной элемент политической системы. 2.Происхождение государства. 3.Природа и сущность государства. | Лекция-монолог | |
10. | Гражданское общество и государство 1.Гражданское общество" как категория политологии. 2.Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования. 3.Структура гражданского общества и основные направления его активности. Гражданское общество и государство | Лекция-монолог | |
11. | Политические режимы 1.Понятие политического режима. 2.Типология политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический), их сущность, особенности, формы. | Лекция-монолог | |
12. | Теория элит 1.Понятие политической элиты и ее первые классические концепции. 2.Функции политической элиты. 3.Место и роль политической элиты в структуре властвующей элиты. 4.Современные теории элит. Формирование и смена элит. | Лекция-монолог | |
13. | Политическое сознание 1.Политическая идеология: сущность и основные виды. 2.Функции политической идеологии. 3.Либерализм - истоки и сущность. Неолиберализм. | Лекция-монолог | |
14. | Современная геополитика
| Лекция-монолог | |
Всего |
2.2. Курс практических занятий
Таблица3
Содержание практического занятия | Кол-во часов | Методы проведения, использование ТСО и т.д. |
ПЗ 1.Объект и предмет политологии. Основные парадигмы политической науки. 1. Этапы становления и развития политической науки, ее объект и предмет. 2. Задачи, решаемые политологией в общественном развитии. 3. Теория политики и прикладные политологические исследования. 4. Значение метода в развитии политической науки: вклад бихевиористского и системного подходов в развитие современной политологии. 5. “Новая революция” в современном политологическом знании. ПЗ. 2. Этапы развития научных взглядов на политику. Политика как общественное явление. 1. Политические идеи в античном мире. 2. Политическая мысль в Средние века и в эпоху Возрождения. 3. Политические идеи в Новое время. 4. Политическая наука в XX веке 5. Современные определения политики и способы раскрытия ее сущность. ПЗ. №3. Политическая власть и ее характеристики 1. Политическая власть как общественное явление. 2. Способы организации и формы осуществления политической власти. 3. Цели и средства в деятельности государственной власти. 4. Современная революция политической власти ПЗ. № 4. Личность и массы в политике 1. Субъекты и объекты политики. 2. Личность как субъект и объект политики. 3. Права и свободы человека как ориентиры политической деятельности. 4. Социальные общности как субъекты политики. 5. Нация как субъект политики ПЗ. № 5. Политическое лидерство и политические элиты 1. Сущность политической социализации. 2. Модели политической социализации. 3. Сущность и содержание политического лидерства как общественного явления и политологической категории. 4. Типологии и функции политических лидеров. 5. Политические элиты: история и теории ПЗ. № 6. Государство, его формы и структуры 1. Происхождение и сущность государства. 2. Типы и формы государства. 3. Гражданское общество: сущность, практика формирования ПЗ. № 7. Негосударственные политические институты 1. Сущность, типология и функции политических партий. 2. Роль и место «групп интересов» в политике. 3. Лоббизм: плюсы и минусы. ПЗ. № 8. . Системность политики и политические системы 1. Основные принципы политического устройства общества. 2. Понятие, структура и функции политических систем. 3. Особенности современной политической системы Казахстана. ПЗ. № 9, 10. Политическая система демократического типа, авторитарная и тоталитарная политические системы 1. Основные признаки демократической политической системы. 2. Универсальные способы и механизмы органзации демократического порядка. 3. Теория “волн” демократизации современного мира и закономерности перехода к демократии.. 4. Основные черты авторитаризма, разновидности авторитарных политических систем. 5. Тоталитаризм как политическая система: основные характеристики, разновидности. .ПЗ. № 11. . Международные и глобальные политические системы и процессы 1. Сущность и основные принципы международной политики. 2. Международные отношения как система и ее исторические разновидности. 3. Основные принципы и направления внешней политики Казахстана. 4. Глобализация современного мира, глобальные проблемы и процессы. ПЗ. № 12. Темы 12. Политическое сознание и основные политические идеологии современности 1. Политическое сознание, его структура и уровни. 2. Политическая идеология как общественный феномен. 3. Разновидности политических идеологий. | 1. Предполагается подготовка рецензий студентами на ответы своих коллег-студентов; 2. Использование сравнительного и сравнительно-исторического методов анализа при рассмотрении 3и 5 вопросов. Составление сравнительной таблицы. 1. Анализ теоретических проблем права на основе изучения научной литературы. Не исключена дискуссия по предложенным теоретическим вопросам . 3. Предполагается подготовка рецензий студентами на ответы своих коллег-студентов; 4. Ответы выступающих студентов на вопросы своих коллег-студентов. 5. Подведение итогов по обсуждаемой тематике студентами группы. 1. Анализ источников права на основе привлечения учебной, научной литературы и источников права. 2. Предполагается подготовка рецензий студентами на ответы своих коллег-студентов; 3. Ответы выступающих студентов на вопросы своих коллег-студентов. 4. Подведение итогов по обсуждаемой тематике студентами группы. 1. Предполагается подготовка рецензий студентами на ответы своих коллег-студентов; 2. Ответы выступающих студентов на вопросы своих коллег-студентов. 3. Терминологический диктант. 1. Раскрытие постановки вопросов на основе сравнительного анализа. 2. Предполагается подготовка рецензий студентами на ответы своих коллег-студентов; 3. Ответы выступающих студентов на вопросы своих коллег-студентов. 4. Подведение итогов по обсуждаемой тематике студентами группы. 1. Предполагается подготовка рецензий студентами на ответы своих коллег-студентов; 2. Ответы выступающих студентов на вопросы своих коллег-студентов. 3. Подведение итогов по обсуждаемой тематике студентами группы. 1. Использование сравнительного анализа при ответе на предлагаемые вопросы для обсуждения. 2. Предполагается подготовка рецензий студентами на ответы своих коллег-студентов; 3. Ответы выступающих студентов на вопросы своих коллег-студентов. 4. Подведение итогов по обсуждаемой тематике студентами группы. 1. Предполагается анализ студентами ответов своих коллег-студентов; 2. Ответы выступающих студентов на вопросы своих коллег-студентов. 3. Аппелирование при ответах на источники права, научную литературу. 4. Подведение итогов по обсуждаемой тематике студентами группы. 1. Использование сравнительного анализа при ответе на предлагаемые вопросы для обсуждения 2. Предполагается подготовка рецензий студентами на ответы своих коллег-студентов; 3. Ответы выступающих студентов на вопросы своих коллег-студентов. 4. Аппелирование при ответах на источники права. 5. Подведение итогов по обсуждаемой тематике студентами группы. 1. Предполагается подготовка рецензий студентами на ответы своих коллег-студентов; 2. Ответы выступающих студентов на вопросы своих коллег-студентов в том числе по знанию гражданского законодательства. 3. Аппелирование при ответах на источники права. 4. Подведение итогов по обсуждаемой тематике студентами группы (анализ). 1. Ответы выступающих студентов на вопросы своих коллег-студентов (на основе знания законодательных актов). 2. Подведение итогов по обсуждаемой тематике студентами группы. | |
Итого: |
2.5 Самостоятельная работа студента (СРС, СРСП) (без учета часов, выделенных на выполнение курсовой работы/проекта)
Таблица 6
Тематика СРСП и задания | Виды и формы СРСП (формы контроля, интерактивные формы, консультации) | Кол-во часов | Литература (указать ссылку) |
Тема 1: Введение в политологию | 1. Составление таблицы по 1 и 2 вопросам. 2. Составление «словарика» основных понятий. 3. Консультация. | №№ 3, 5, 7, 8,14, 19, 26, 28, 32. | |
Тема 2: Политические учения античности 1. Учение Конфуция 2. Платон и Аристотель о политике | 1.Конспект специальных научных работ. 2.Консультация. | №№ 1,6,8,14, 17-19, 21, 28, 29,32. | |
Тема 3: Развитие политической мысли в Новое время 1. Учение Макиавелли 2. Т.Гобсс 3. Монтескье | 1. Работа с источниками. 2. Составление схемы по теме. 3. Конспектирование научной литературы. 4. Контрольная работа по терминам. | №№ 1,2,8,9,13,14,18,19,21,22,26,28,32. | |
Тема 4: Политическое лидерство. Лидерство как политическая проблема. Природа политического лидерства. Типология и функции политических лидеров. Теории лидерства. Общенациональный лидер. Политический лидер в правовом государстве. Политический волюнтаризм и механизмы его предотвращения. | 1 Конспект научных работ. 2 Консультация. | №№ 8-10,12,14,24,26. | |
Тема № 5: Политическая социализация и политическая культура. Понятие политической социализации. Типы политической социализации. Понятие, структура, функции политической культуры. Субкультуры и их особенностей. Типология политических культур. Основные пути формирования политической культуры. | 1. Конспект научных работ. 2. Изучение источников 3. Консультация. | №№ 12,14, 16, 17, 20, 24, 26, 28,32. | |
Итого: |
Таблица 7
Тематика СРС и задания | Кол-во часов | Объем в соответствующей ед. измерения |
СРС 1. Политические взгляды Платона. 1. Конспектирование научной литературы. | 5-10листов | |
СРС 2. Макиавелли Составление схемы по предлагаемой тематике. | 3 листа | |
СРС 3. Подготовка к рубежному контролю | ||
СРС 4. Франкфуртская школа 1. Конспектирование научной литературы. | 3 – 5 листов | |
СРС 5. Исследования кратологов. 1. Конспектирование источников права, научных публикаций. | 3 – 5 листов | |
СРС 6.Мир-системный анализ современная геополитика. 1. Конспектирование источников права, научных публикаций. | 3 – 5 листов | |
Итого: |
Лекционный курс.
Тема № 12: Теория элит
Лекция: Организационные основы и состояние исторической науки в США в первой половине XX века. Либерально – реформистское прогрессистское направление (Дж. Т. Адамс, Дж. Ф. Джеймсон, Ч. О. Бирд, А. М. Шлезингер – старший). Консервативное направление в изучении американской истории XVIII – XIX вв. (Ч. М. Эндрюс, Э. Чаннинг, У. Б. Филипс). Историография внешней политики (Д. Перкинс, С. Ф. Бимис). Школа Дж. Коммонса, историография рабочего движения. Леворадикальное направление (В. Л. Паррингтон). Негритянская историография (К. Г. Вудсон, У. Дюбуа). Марксистское направление.
Историческая наука в США во второй половине XX века. Организационные основы исторической науки, методологические подходы. Упадок прогрессистского направления. Теория «согласованных интересов» - консенсусное направление в американской историографии. Консервативное направление (Л. Харц, Д. Бурстин, Р. Е. Браун). Неолиберальное направление (Р. Хофстедтер, А. М. Шлезингер – младший). Историография внешней политики – школы «политического идеализма» и «реальной политики». Теоретико – методологические новации 1960 – 1980 – х годов: теории «индустриального» и «нового индустриального» общества, радикально – демократическое направление, «новая историческая наука». Влияние неоконсерватизма на историческую науку.
Примерные темы курсовых работ
1. Появление исторического сознания в древневосточном обществе
2. Еврейский религиозный историзм
3. Античный историзм и его типологические характеристики
4. Историческое творчество Геродота
5. Историческое творчество Фукидида
6. Историческое творчество Полибия
7. Аврелий Августин и его влияние на средневековый христианский историзм
8. Христианское понимание истории
9. Гуманистическая историография в Италии и в Западной Европе в эпоху Возрождения (конкретные мыслители на выбор)
10. Западноевропейская историография в эпоху Просвещения (конкретные историки по выбору)
11. Немецкий идеалистический историзм и его представители (по выбору)
12. Позитивистская историография в Западной Европе во второй половине XIX – начале XX вв. (конкретные историки по выбору)
13. Марксистские теоретико – методологические подходы к историческому исследованию
14. Формационный подход к пониманию мировой истории, его значение и познавательные возможности
15. Неокантианство и его влияние на методологию исторического исследования (на примере конкретных историков по выбору)
16. Цивилизационный подход к пониманию мировой истории ( на примере конкретных философов и историков)
17. Французская историческая школа «Анналов», ее влияние на французскую и мировую историческую науку
18. Историография религиозной Реформации в Западной Европе (конкретные страны по выбору)
19. Историография Английской революции
20. Современная британская историография (конкретные темы по выбору)
21. Современная историография США (конкретные темы по выбору)
22. Современная французская историография (конкретные темы по выбору)
23. Современная немецкая историография (конкретные темы по выбору)
24. Постмодернизм и его влияние на методологию исторического исследования
25. Отечественная историография всеобщей истории (конкретные темы по выбору)
Рекомендуемая литература
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация. В 3-х тт. М., 2007.
2. Бродель Ф. Динамика капитализма. М., 1992.
3. Валлерстайн И. Введение в мир-системный анализ. М., 2006.
4. Дюби. Средневековая Европа. М., 1997.
5. Историография истории Древнего Востока. СПб., 2002
6. Историография античной истории / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1980
7. Косминский Е. А. Историография истории средних веков. М., 1963
8. Гутнова Е. В. Историография истории средних веков (середина XIX в. – 1917 г.). М., 1974, 2 – ое изд. 1985
9. Историография Нового времени стран Европы и Америки / Под. ред. И. П. Дементьева. М., 1990
10. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под ред. И. П. Дементьева и А. И. Патрушева. М., 2000
11. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987
12. Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1986
13. Блок М. Короли-чудотворцы. М., 1999.
14. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993
15. К новому пониманию человека в истории. Очерки развития современной западной исторической мысли. Томск, 1994
16. Карр Э. Что такое история. Алматы, 1999.
17. Карр Э. История советской России. М., 1990.
18. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980
19. Копосов Н. Е. Как думают историки. М., 2001
20. Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998
21. Ле.Гофф. Цивилизация средневековой Европы. М., 1995.
22. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
23. Могильницкий Б. Г. История исторической мысли XX века. Курс лекций. Вып. I: Кризис историзма. Томск, 2001
24. Одиссей. 1996. Ремесло историка на исходе XX века. М., 1996
25. Пайпс Р. Собственность и демократия. М., 1999.
26. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000
27. Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002
28. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998
29. Соколов А. Б. Введение в современную западную историографию. Ярославль, 2002
30. Тойнби Д. Постижение истории. М., Разн.изд.
31. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.
32. Февр Л. Бои за историю. М., 1995.
33. Фуко М. История сексуальности. М., 2004.
34. Энгельс Ф. происхождение семьи, частной собственности и государства. Разн. изд.
35. Хейзинга И. Человек играющий. М., 1995.
Политологии
Согласовано Утверждено
Зав. выпускающей кафедрой на заседании УМС университета
_________________________________ протокол №_________________
_________________________________ от «___» _____________ 200__ г.
«____»_________________________ г.
Зав. выпускающей кафедрой Проректор по УР Гусаков В.П.
________________________________
________________________________
«____»_________________________ г.
Жґмысшы баЈдарламасы
Рабочая программа
по дисциплине _Политология
_________________________________________________ п„н бойынша
для специальностей 050115- Информационные системы
(шифр, название)
_____________________
(шифр, название)
_____________________
(шифр, название)
общее количество часов __ 90_____
Петропавл
Ж.
1.Рабочая программа составлена:
доцентом
кафедры «Всемирная история и политология», к.и.н. Казиевым С.Ш. _____________________
Рабочая программа составлена на основе типовой учебной программы на по специальности бакалавриата, Министерством образования и науки Республики Казахстан. Астана, 2005.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ____________________________________________________________________________
Протокол № _________ от «_____» _______ 2008__г.
Заведующий кафедрой___________________ _____________________________
(подпись) (Фамилия, имя, отчество)
Рабочая программа утверждена учебно-методическим бюро факультета_______________
_____________________________________________________________________________
(наименование факультета)
Протокол № ______ от «_____» _____________ 200____г.
Председатель УМБ ______________ ______________________________
(подпись) (Фамилия, имя, отчество)
Рабочая программа перессмотрена и действует с изменениями / без измененийна 200__ 200___ учебный год
Протокол №___________ от «______» ________________ 200____г.
Заведующий кафедрой________________ _____________________________
(подпись) (Фамилия, имя, отчество)
Данные о преподавателе.
Казиев С.Ш., доцент кафедры «Всемирная история и политология», кандидат исторических наук.