Мепредметные и межкурсовые связи на уроках истории

Установление межпредметных связей – это выявление взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемых по предметному признаку. Его необходимость обусловлена содержанием учебного предмета «Обществоведение», его целями и особенностями. Главная задача установления межпредметных связей – обеспечить последовательность в формировании научных знаний и мировоззрения учащихся, понимание закономерностей развития общества. Использование межпредметных связей поможет учителю обеспечить преемственность в развитии системы знаний, умений и способностей учащихся.

При планировании своей работы учителю необходимо учитывать, что в дидактике существует определённая классификация межпредметных связей. В качестве групп межпредметных связей Л. С. Бахмутова выделяет:

- содержательно-информационные – по видам знаний (научные, фактические, понятийные, теоретические и др.); - операционно-деятельностные – по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные);

- организационно-методические – по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе.

А. Г. Колосков выделил хронологические формы межпредметных связей:

- ретроспективные (предшествующие), которые обеспечивают возобновление знаний по различным предметам, которые значительно отдалены во времени от конкретного урока обществоведения;

- синхронные (сопутствующие), которые позволяют теоретически обосновать относительно синхронно изучаемые проблемы о человеке, природе, обществе по другим дисциплинам;

- перспективные (предваряющие), которые играют важную роль не только при формировании теоретических знаний по обществоведению, но и помогают осмыслению учебного материала других школьных дисциплин, который ещё будет изучаться.

Методика закрепления и оценка результатов обучения истории

Уровень 1характеризует низшую степень обученности. Ученик отличает данный процесс, явление только тогда, когда ему предъявляют его в готовом виде, но воспроизвести ни в какой форме не может. 1‒2 балла

Уровень 2.Учащийся отвечает только на вопросы репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности. Будучи прерванным, он, как правило, не может продолжить свой рассказ. Знания неосмысленны. Решает задачи по образцу. 3 балла ‒ при наличии ошибок или меньшем объеме информации.

4 балла ‒ за минимальный объем знаний.

Уровень осознанных знаний. Учащийся устанавливает причинно-следственные связи, трансформирует информацию из словесной формы в графическую или знаковую, приводит свои примеры, оценивает правильность рассуждений, классифицирует, сопоставляет ранее изученный материал с новым, выделяет главное, делает выводы,объясняет явления на основе теоретических знаний.6 баллов (5 баллов ставятся при неполном объеме либо несущественных ошибках).

Уровень 3. В основе уровня лежит алгоритмизация деятельности. При этом учащийся применяет теоретические знания для решения комбинированных задач со стандартным условием: расчетных, качественных, графических и экспериментальных.8 баллов (7 ‒ выставляется при наличии ошибок, не влияющих существенно на результат).

Уровень 4. Учащийся на данном уровне умеет творчески применять теоретические знания на практике в новой, нестандартной ситуации, «переносит» в нее изученные ранее законы, понятия. Учащийся решает задачи с неопределенным условием, создаст новые алгоритмы решений, составляет задачи, предлагает новый вариант изложения теории, выполняет исследовательские лабораторные работы.9‒10 баллов

Кабинет истории в школе

Учебный кабинет - это учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы, являющееся средством осуществления Государственной программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования учащихся.

2. Оснащение кабинета включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, приспособления для практических занятий по предмету, технические средства обучения.

3. Занятия в кабинете должны служить:

· активизации мыслительной деятельности учащихся;

· формированию навыков использования справочных материалов, навыков анализа и систематизации изученного материала;

· формированию прочных знаний по предмету, их практическому применению.

· развитию у учащихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;

· воспитанию высокоорганизованной личности.

4. Учебная нагрузка кабинета должна быть не менее 36 часов в неделю.

II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ

1. Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету.

2. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

3. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам (базовый и профильные курсы).

4. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

5. Наличие и обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

6. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.

· правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

· материалы, используемые в учебном процессе.

7. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ уч-ся 6 класса), пожаробезопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

8. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

Наши рекомендации