Мепредметные и межкурсовые связи на уроках истории
Установление межпредметных связей – это выявление взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемых по предметному признаку. Его необходимость обусловлена содержанием учебного предмета «Обществоведение», его целями и особенностями. Главная задача установления межпредметных связей – обеспечить последовательность в формировании научных знаний и мировоззрения учащихся, понимание закономерностей развития общества. Использование межпредметных связей поможет учителю обеспечить преемственность в развитии системы знаний, умений и способностей учащихся.
При планировании своей работы учителю необходимо учитывать, что в дидактике существует определённая классификация межпредметных связей. В качестве групп межпредметных связей Л. С. Бахмутова выделяет:
- содержательно-информационные – по видам знаний (научные, фактические, понятийные, теоретические и др.); - операционно-деятельностные – по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные);
- организационно-методические – по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе.
А. Г. Колосков выделил хронологические формы межпредметных связей:
- ретроспективные (предшествующие), которые обеспечивают возобновление знаний по различным предметам, которые значительно отдалены во времени от конкретного урока обществоведения;
- синхронные (сопутствующие), которые позволяют теоретически обосновать относительно синхронно изучаемые проблемы о человеке, природе, обществе по другим дисциплинам;
- перспективные (предваряющие), которые играют важную роль не только при формировании теоретических знаний по обществоведению, но и помогают осмыслению учебного материала других школьных дисциплин, который ещё будет изучаться.
Методика закрепления и оценка результатов обучения истории
Уровень 1характеризует низшую степень обученности. Ученик отличает данный процесс, явление только тогда, когда ему предъявляют его в готовом виде, но воспроизвести ни в какой форме не может. 1‒2 балла
Уровень 2.Учащийся отвечает только на вопросы репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности. Будучи прерванным, он, как правило, не может продолжить свой рассказ. Знания неосмысленны. Решает задачи по образцу. 3 балла ‒ при наличии ошибок или меньшем объеме информации.
4 балла ‒ за минимальный объем знаний.
Уровень осознанных знаний. Учащийся устанавливает причинно-следственные связи, трансформирует информацию из словесной формы в графическую или знаковую, приводит свои примеры, оценивает правильность рассуждений, классифицирует, сопоставляет ранее изученный материал с новым, выделяет главное, делает выводы,объясняет явления на основе теоретических знаний.6 баллов (5 баллов ставятся при неполном объеме либо несущественных ошибках).
Уровень 3. В основе уровня лежит алгоритмизация деятельности. При этом учащийся применяет теоретические знания для решения комбинированных задач со стандартным условием: расчетных, качественных, графических и экспериментальных.8 баллов (7 ‒ выставляется при наличии ошибок, не влияющих существенно на результат).
Уровень 4. Учащийся на данном уровне умеет творчески применять теоретические знания на практике в новой, нестандартной ситуации, «переносит» в нее изученные ранее законы, понятия. Учащийся решает задачи с неопределенным условием, создаст новые алгоритмы решений, составляет задачи, предлагает новый вариант изложения теории, выполняет исследовательские лабораторные работы.9‒10 баллов
Кабинет истории в школе
Учебный кабинет - это учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы, являющееся средством осуществления Государственной программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования учащихся.
2. Оснащение кабинета включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, приспособления для практических занятий по предмету, технические средства обучения.
3. Занятия в кабинете должны служить:
· активизации мыслительной деятельности учащихся;
· формированию навыков использования справочных материалов, навыков анализа и систематизации изученного материала;
· формированию прочных знаний по предмету, их практическому применению.
· развитию у учащихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;
· воспитанию высокоорганизованной личности.
4. Учебная нагрузка кабинета должна быть не менее 36 часов в неделю.
II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ
1. Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету.
2. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
3. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам (базовый и профильные курсы).
4. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
5. Наличие и обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
6. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.
· правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
· материалы, используемые в учебном процессе.
7. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ уч-ся 6 класса), пожаробезопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
8. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.