Этапы научной биографии Ж. Пиаже: от открытия эгоцентризма к учению о стадиях интеллектуального развития.
Пиаже пришел в психологию потому, что в ней сошлись его биологические, философские и логические интересы. Его главной темой стало изучение истоков научного познания.
Деятельность Пиаже как психолога началась в 1920 г. В Париже в сотрудничестве с Г. Липпсом и Е. Блейером. С 1921 г. Он начал вести научную и преподавательскую работу в институте имени Ж.-Ж. Руссо в Женеве и уже через несколько лет стал профессором Женевского университета. Пиаже много работал в клинике, изучал логику, философию, психологию, проводил исследования на детях. Но скоро Пиаже нашел собственную область исследования, и это был конец теоретического и начало экспериментального периода в работе Пиаже как психолога.
Центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучить психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических целостных структур интеллекта.
Период 1921-1925 гг. – начало работы Пиаже по систематическому исследованию генезиса интеллекта. Сначала он выделил и исследовал частную проблему – изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены. С помощью клинического метода Пиаже установил новые факты в области детского развития – эгоцентрический характер детской речи, качественные особенности детской логики, своеобразные по своему содержанию представления ребенка о мире. Однако основное достижение Пиаже – открытие эгоцентризма ребенка.
В 1925-1929 гг. Пиаже изучал историю науки, прослеживая и сравнивая развитие основных научных категорий и идей в науке и в интеллектуальном развитии ребенка. Этот период научного творчества Пиаже характеризуется возникновением нового направлении в изучении эволюции интеллекта. Он начинается с исследования развития ребенка в первые 2 года жизни, когда поведение выступает как показатель умственного развития. Центральным моментом исследования стала структура действий и рассуждения по поводу манипулирования ребенка с теми объектами, которые давал ему Пиаже. Теперь Пиаже поставил перед собой задачу освободиться от вербальной стороны действия, чтобы понять реальное функционирование интеллекта. Затем перед ним встала следующая задача: проследить путь от возникновения представления о постоянстве объекта до представлений о сохранении физических его свойств. Эти исследования, выполненные в сотрудничестве с Б. Инельдер и А. Шеминской, подтвердили основной закон детского развития, сформулированный Пиаже в ранних работах, – закон перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, более объективной умственной позиции.
1929-1939 гг. были годами плодотворных научных поисков. Пиаже провел исследования генезиса числа, количества, пространства, времени и пр. Эти исследования дали возможность изучить стадию конкретных операций и, что самое важное, увидеть в них искомые операциональные целостные логические структуры интеллекта. Пиаже ввел в психологию понятие группировки. Прежде чем у ребенка устанавливаются логические операции, он выполняет группировки – объединяет действия и объекты по их сходству и различию, которые, в свою очередь, порождают арифметические, геометрические и элементарные физические группы. Группировка и представляет собой такую аксиоматическую модель, которую психолог может использовать для интерпретации своих фактов.
В 1939-1950 гг. Пиаже продолжил свои исследования в области психологии мышления. Он изучал формирования понятий движения, скорости, времени, представлений ребенка о пространстве и геометрии. Основная проблема, занимавшая Пиаже в эти годы, - соотношение интеллекта и восприятия. Пиаже поднимает вопрос о значении восприятии в познавательной деятельности в целом. В этот же период вместе с Б. Инельдер Пиаже было проведено экспериментальное исследование перехода от мышления ребенка к мышлению подростка, дана характеристика формально-операционального мышления, сформулирована общая теоретико-познавательная концепция генетической эпистемологии.
С 1955 г. Начался новый период в жизни Пиаже. Пиаже стал во главе Международного центра генетической эпистемологии, открытого в Женеве. В этом же году Пиаже развил гипотезу о стадиях интеллектуального развития ребенка и подростка. Согласно этой гипотезе в интеллектуальном развитии можно выделить 3 больших периода: сенсомоторный, период подготовки и реализации конкретных операций, период формальных операций. Эти периоды в свою очередь разделяются на подпериоды, а в каждом подпериоде Пиаже описывал возрастные стадии развития, позволяющие шаг за шагом проследить достижение интеллектуальных операций.
Дальнейшие работы Пиаже, вышедшие в последующие 25 лет его жизни были посвящены развитию памяти, формированию умственного образа у ребенка, общим проблемам биологии, психологии, эпистемологии и философии, анализу развития сознания у ребенка.
Основная идея, развиваемая во всех произведениях Пиаже, состоит в том, что интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур. Эти структуры формируются благодаря равновесию, к которому стремится эволюция.
За 60 лет научной работы Пиаже написал отдельно и в соавторстве 52 книги и 458 статей!
Теория Зигмунда Фрейда
В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А.Шопенгауера о том, что человеческая душа – это тугой узел, который невозможно развязать, и Зигмунд Фрейд – первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.
Психоанализ возник как метод лечения, но сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые и стали основой психологической системы.
Детские переживания по З.Фрейду имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре, что оказывает влияние на последующее поведение взрослого.
Личность, по Фрейду – это взаимодействие взаимно пробуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структура в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется. По мнению Фрейда сексуальность – это все то, что доставляет телесное удовольствие. Таким образом, психоаналитические стадии (перемещение эрогенных зон) – это стадии генеза психического в течение жизни ребенка.
Оральная стадия (0-1 год) имеет две фазы: ранняя и поздняя. Сосание – это тип сексуальных проявлений ребенка. Ведущая эрогенная зона – рот. Во второй половине оральной стадии с появлением зубов, к сосанию добавляется укус. Мать не позволяет ребенку кусать грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. На оральной стадии формируются черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность предлагаемым. Уже здесь люди делятся на оптимистов и писсимистов. Развивается дефференциация ”Я” и ”Оно”, которые находятся в конфликте.
Анальная стадия (1-3 года) имеет две фазы. Либидо концентрируется вокруг ануса. Особенности характера формирующиеся на анальной стадии: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Эти качества, следствие разного отношения ребенка к естественным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности. Начинает формироваться “Сверх-Я” как часть “Я”.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущая эрогенная зона – генитальные органы. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд называл Эдиповым комплексом для мальчиков, и комплексом Электры для девочек. Освобождение от этого комплекса завершается в конце этой стадии. Самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет, формируются главные структуры личности. По мнению З.Фрейда, фаллической стадии совершенствуют зарождение таких черт личности, как самообладание, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.
Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция “Я” полностьюконтролирует потребности ”Оно”; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
Генитальная стадия (12-18 лет) – характеризуется возвышением детских сексуальных стремлений, теперь все эрогенные зоны объединяются, и подросток стремиться к одной цели – нормальному сексуальному общению. На этой стадии инстанция ”Я” должна бороться против агрессивных импульсов ”Оно”, которые вновь дают о себе знать. Например, на этом этапе может возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов “Оно”, инстанция ”Я” использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация.
Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое извращение. Это могут быть формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой… Второй тип – нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя.