Концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже

С точки зрения швейцарского психолога Ж. Пиаже, интеллект, как и любая другая живая структура, не просто реагирует на раздражитель, он растет, меняясь и адаптиру­ясь к миру. Собственно, цель развития — это адаптация к среде. Созданная им область знания правильно называ­ется генетической эпистемологией, которая объединила биологию с эпистемологией (областью философии, изуча­ющей происхождение знания, механизмы и условия фор­мирования понятий, познавательных операций и т. д.), ис­следования Ж. Пиаже начались с его совместной работой с Симоном и Бине по совершенствованию шкалы интел­лекта. Анализируя результаты тестирования, Ж. Пиаже за­интересовался закономерностями, обнаруженными им в не­правильных ответах. Он предположил, что различия между детьми и взрослыми не ограничиваются объемом знаний, но объясняются различиями в способах познания.

Отказавшись от количественного (тестологического) подхода к изучению интеллекта, Ж. Пиаже разработал ме­тодику клинического интервью, когда ребенок должен от­вечать на вопросы или манипулировать стимульным материалом. Такой подход позволял не только выявить знания, накопленные ребенком, но и открывать внутренние про­цессы — процессы мышления — в ходе ответов. Результаты этих интервью привели Ж. Пиаже к выводу, что для описа­ния развития интегрированных процессов мышления у де­тей можно использовать логические модели. Для иллюст­рации своей теории Ж. Пиаже придумал знаменитый экс­перимент для обозначения сознавания ребенком того, что физические вещества (объем, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменения его формы или внеш­него вида. Пиаже на глазах у ребенка переливал жидкость из одного стакана (широкого и низкого) в другой (высокий и узкий). Затем он спрашивал, сколько жидкости в высо­ком стакане. Большинство детей в возрасте 6—7 лет и стар­ше отвечали, что количество жидкости осталось тем же, но дети до 6 лет утверждали, что в высоком стакане жидкости стало больше.

Пиаже заключил, что до достижения определенной стадии развития дети формируют свои суждения, опира­ясь в большей степени на перцептивные, чем на логиче­ские, процессы. Другими словами, они верят своим гла­зам. Младшие дети видят, что уровень жидкости выше в высоком стакане, и потому считают, что там жидкости больше. С другой стороны, дети шести лет и старше отве­чают на поставленный Пиаже вопрос, едва взглянув на стаканы. Они и так знают, что количество жидкости оста­ется одинаковым, независимо от размера или формы ста­кана, в который она налита. Когда дети демонстрируют та­кую способность, психологи говорят, что им доступно по­нятие сохранения. Эти дети не основываются в своих суждениях исключительно на восприятии, но используют логику. Их знание исходит настолько же изнутри, наско­лько и из внешних источников.

По мнению Пиаже, интеллект не является ни чистой грифельной доской, на которой могут быть записаны зна­ния, ни зеркалом, отражающим воспринимаемый мир. Если получаемые человеком сведения, перцептивные образы или субъективные переживания соответствуют структуре его интеллекта, то эти сведения, образы и переживания «понимаются», или, на языке Пиаже, ассимилируются. Если же информация не соответствует структуре интел­лекта, он отвергает ее (а в случае, когда его структура готова к изменению, она приспосабливается к новой информа­ции). В терминологии Пиаже ассимиляция - это интерп­ретация нового опыта исходя из существующих менталь­ных структур без какого-либо их изменения (ассимиляция — в теории Пиаже — это процесс включения новой инфор­мации в качестве составной части в уже существующие у индивида схе­мы).

С другой сто­роны, аккомодация - это изменение существующих ментальных структур в целях объединения старого и ново­го опыта (аккомодация — термин Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект или идея не укладывают­ся в наши понятия).

Таким образом, по мнению Пиаже, внешний мир в ходе онтогенетического развития начинает выступать перед ре­бенком в форме объектов не сразу, а в результате активно­го взаимодействия с ним. В ходе все более полного и глубо­кого взаимодействия субъекта и объекта происходит, как считал автор, их взаимное обогащение: в объекте выделя­ются все новые и новые стороны, характеристики, а у субъекта формируются все более адекватные, тонкие и сложные способы воздействия на мир с целью его позна­ния и достижения сознательно поставленных целей.

Интеллект всегда стремится к установлению равнове­сия между ассимиляцией и аккомодацией, т. е. к наилуч­шей адаптации к окружающей среде, которая проявляется в устранении несоответствия между реальностью и ее ото­бражением, созданным в уме. Равновесие, однако, не сле­дует понимать как состояние покоя. Оно есть состояние непрерывной активности, в ходе которой организм компенсирует или нивелирует как реальные, так и ожидаемые воздействия, выводящие систему из состояния равнове­сия. Это означает, что компенсация может представлять собой либо исправление дефекта, либо подготовку к воз­действию, которое может к такому дефекту привести, если ничего не предпринимать.

По Ж. Пиаже, процесс уравновешивания (достижения равновесия между средой и внутренними структурами) ле­жит в основе человеческой и, фактически, любой биологи­ческой адаптации. Для Пиаже развитие интеллекта явля­ется просто важным примером биологической адаптации. Он считал, что эти инвариантные функцииадаптации, т. е. ассимиляция и аккомодация, образуют основу человече­ской интеллектуальной адаптации к внешней среде и по­зволяют выжить человеку как виду. Описание механизма уравновешивания у человека Ж. Пиаже осуществил в тер­минах ментальных структур.

Для обозначения ментальных структур Пиаже исполь­зовал термин схема. Схемы — это способы обработки ин­формации, меняющиеся по мере того, как человек растет и получает больше знаний. Существуют два типа схем: сенсомоторные схемы, или действия, и когнитивные схемы, которые больше напоминают понятия. Мы перестраиваем наши схемы для приспособления (аккомодации) к новой информации и одновременно интегрируем (ассимилиру­ем) новые знания в старые схемы.

Определив основные рабочие понятия Ж. Пиаже, пе­рейдем к описанию двух основных его открытий — стадий развития интеллекта и эгоцентризма детского мышления.

Наши рекомендации