Из заявления главы государства об отставке
«Процесс обновления страны и коренных перемен в мировом сообществе оказался куда более сложным, чем можно было предположить. Однако то, что сделано, должно быть оценено по достоинству. Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно. И это самое главное завоевание, которое мы до конца ещё не осознали, и потому что ещё не научились пользоваться свободой. Тем не менее проделана работа исторической значимости:
- Ликвидирована тоталитарная система, лишившая страну возможности давно стать благополучной и процветающей.
- Совершён прорыв на пути демократических преобразований. Реальными стали свободные выборы, свобода печати, религиозные свободы, представительные органы власти, многопартийность.
- Началось движение к многоукладной экономике, утверждается равноправие всех форм собственности. В рамках земельной реформы стало возрождаться крестьянство, появилось фермерство, миллионы гектаров земли отдаются сельским жителям, горожанам. Узаконена экономическая свобода производителя, и начали набирать силу предпринимательство, акционирование, приватизация.
- Поворачивая экономику к рынку, важно помнить – делается это ради человека. В это трудное время все должно быть сделано для его социальной защиты, особенно это касается стариков и детей.
Мы живём в новом мире:
- Покончено с «холодной войной», остановлена гонка вооружений и безумная милитаризация страны, изуродовавшая нашу экономику", общественное сознание и мораль. Снята угроза мировой войны.
Еще раз хочу подчеркнуть, что в переходный период с моей стороны было сделано всё для сохранения надёжного контроля над ядерным оружием.
- Мы открылись миру, отказались от вмешательства в чужие дела, от использования войск за пределами страны. И нам ответили доверием, солидарностью и уважением.
- Мы стали одним из главных оплотов по переустройству современной цивилизации на мирных, демократических началах. Народы, нации получили реальную свободу выбора пути своего самоопределения.
Поиски демократического реформирования многонационального государства вывели нас к порогу заключения нового Союзного договора. Все эти изменения потребовали огромного напряжения, проходили в острой борьбе, при нарастающем сопротивлении сил старого, отжившего, реакционного - и прежних партийно-государственных структур, и хозяйственного аппарата, да и наших привычек, идеологических предрассудков, уравнительной и иждивенческой психологии. Они наталкивались на нашу нетерпимость, низкий уровень политической культуры, боязнь перемен. Вот почему мы потеряли много времени.
Старая система рухнула до того, как успела заработать новая. И кризис общества ещё больше обострился. Я знаю о недовольстве нынешней тяжелой ситуацией, об острой критике властей на всех уровнях и лично моей деятельности. Но ещё раз хотел бы подчеркнуть: кардинальные перемены в такой огромной стране, да ещё с таким наследием, не могут пройти безболезненно, без трудностей и потрясений».
Вопросы и задания к документу
1) Как назывался период, о котором идет речь в документе? Какие итоги автор считает наиболее позитивными? Укажите их
2).Какие основания для критики руководства видит автор? Укажите их.
8.1. Вам необходимо подготовить доклад на тему «Идеология, наука и культура в СССР в послевоенные годы».Напишите развернутый план вашего доклада. План должен состоять из трех основных разделов, при этом два из них должны содержать по три подпункта каждый.
9.1. Познакомьтесь с приведенными точками зрения ученых-историков по конкретному дискуссионному вопросу. Ниже приведены две точки зрения ученых-историков на смысловое содержание событий октября 1917 г. в России
1) «Это был большевистский переворот»
2) «Это была социалистическая революция (особый тип революции)»
Определите, что может служить аргументами для обоснования первой точки зрения, и что — для второй? Назовите в каждом случае не менее двух положений (аргументов). Сделайте вывод.
10.1. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории Отечества:
1) 1937 – 1941
2) 1991– 1999
3) 2014 - 2016
Эссе - это небольшое сочинение, в котором вы должны как показать свои знания по выбранной теме, так и проявить свое умение мыслить и быть логичным.
В работе необходимо:
· указать события (явления, процессы), относящиеся к данному периоду истории;
· назвать исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами);
· используя знание исторических фактов, кратко охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории Отечества;
· указать причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории;
· используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте собственную историческую оценку значимости данного периода для истории Отечества;
· в ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду;
· текст должен быть завершенным и четко структурированным.