Глава государства. полномочия главы государства

Варианты персонификации должности или функции главы государства: монарх, президент, глава государства в виде коллегиального органа, органа, избираемого парламентом на определенный срок, глава государства по совместительству (такую функцию выполняет канцлер в землях ФРГ), главой государства "как бы является" генерал-губернатор – представитель британского монарха в государствах, единоличный или коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно – путем узурпации власти.

Импичмент – это отстранение главы государства – президента от власти за допущенные нарушения конституции, закона, какие-либо правонарушения, т.е. за совершение действий, не совместимых с высокой должностью главы государства.

Очень важную роль в управлении государственными делами играет глава государства – президент в президентской республике. В такой республике президент возглавляет исполнительную власть и совмещает в одном лице полномочия как главы государства, так и главы правительства.

Весьма значительна роль также главы государства президента в странах со смешанной формой правления. В президентских и "смешанных" республиках глава государства наделен очень широкими полномочиями как политический руководитель страны в сфере выбора основных экономических приоритетов и направлений и в области международных проблем и союзов.

Президент парламентской республики не обладает какой–либо реальной властью в сфере экономики, внутренней и внешней политики, не принимает активного участия в управлении государственными делами.

Представительские функции. Представляет свою страну при внутренних и внешних сношениях, совершает официальные визиты, встречи с другими главами государств, посещает различные международные форумы, где присутствуют его коллеги – главы других государств, представляющие страны мира, обладает правом проводить переговоры, подписывать международные договоры и соглашения.

Сфера государственного управления. Принимает участие в назначении правительства и в его отставке, т.е. в формировании исполнительной власти. Это право может быть реальным или номинальным. К полномочиям главы государства в области государственного управления можно отнести также право главы государства назначать иных должностных лиц, не обязательно высшего уровня.

Сфера законодательная. В ряде стран имеет право созывать парламент на очередные или внеочередные сессии, имеет право открывать или закрывать сессию, в ряде случаев имеет право роспуска палаты или обеих палат и назначать новые парламентские выборы и т.д. Практически во всех странах мира глава государства имеет определенные непосредственные права в сфере законодательства: право законодательной инициативы, право утверждения законов, их подписи, или, как чаще всего говорят, право промульгации законов, право вето.

Военная сфера. В большинстве стран мира формально глава государства провозглашается верховным главнокомандующим. Это человек, который определяет приоритеты для своей страны в военной сфере, определяет союзников, вероятных противников и т.д.

Судебная сфера. Имеет право помилования и иногда – отсрочки исполнения приговора.

Сфера личного статуса. Полномочия, касающиеся отдельных граждан. Это награждение орденами и медалями, присвоение различных званий, предоставление гражданства. Глава государства во многих странах мира решает вопросы о предоставлении гражданства иностранцам.

Сфера государственной безопасности.

Чрезвычайные полномочия.

Экономическая сфера. Определяет курс страны в сфере выбора экономических приоритетов.

Другие полномочия. В некоторых источниках называют еще дискреционные полномочия главы государства. В переводе это означает выборочные полномочия, или те полномочия, которые глава государства применяет по собственной инициативе. Их сфера очень редкая и незначительная.

16. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

По Джону Локку, законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом привлекать к ответу любую власть. Законодательной власти принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех.

Классический вид концепция разделения властей приобрела в работах Шарля Луи Монтескье. Он сделал вывод, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.

Законодательная власть – это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Закон обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп населения страны.

Парламент – это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения.

Сущность парламентаризма. В настоящее время парламентаризм представляет собой достаточно сложный социально–политический, государственно–правовой и идеологический феномен. Это явление, имеющее особые черты в различных государствах, специфическая система государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенстве закона при ведущей роли парламентов для утверждения и развития социальной справедливости и правопорядка, социальной защиты и законности. Именно парламентаризм считается основой важнейших общественных ценностей и идеалов, знаний и убеждений, и прежде всего – представительной демократии.

В современной политической науке можно встретить самые различные определения парламентаризма: 1) это система управления обществом и государством, в которой парламент занимает доминирующее положение; 2) специфический демократический механизм реализации интересов ведущих социальных слоев общества, декларируемый как общенародный интерес; 3) реальное и конкретное воплощение демократии, форма представительной демократии; 4) демократический механизм реализации интересов определенных социальных слоев и групп населения и др.

Важно рассматривать парламентаризм как целостную властную систему, институт власти, имеющий определенные функции в системе разделения властей, играющий важную роль в политической системе общества.

Как утверждают многочисленные научные источники, правомерно говорить о парламентаризме в том случае, когда, кроме парламента, в обществе существует такая система управления, в которой имеются:

● четкое разделение законодательных и исполнительных функций;

● доминирующее или привилегированное положение законодательного органа – парламента по отношению к другим органам государственной власти.

На протяжении всей человеческой истории между законодательной и исполнительной ветвями власти всегда имелась жесточайшая конкуренция, которая в некоторых случаях доходила до кровопролития.

Джон Локк утверждал, что законодательная ветвь власти подчиняется власти народа, имеет его доверенный характер и зависит от воли народа. Известный французский мыслитель Жан–Жак Руссо отстаивал идею абсолютности народной воли, неделимость и неотчуждаемость верховной власти, непосредственно осуществляемой народом – законодателем.

В современной практике организации власти имеется достаточно много примеров доминирования законодательной власти. В Великобритании, которая считается родиной парламентаризма, законодательная власть осуществляется монархом и парламентом. В этой стране нет Конституции как основного закона государства, но имеется целый ряд основополагающих законов, определяющих компетенцию и регулирующих взаимоотношения ветвей власти. Ими компетенция английского парламента признается неограниченной. Верховенство английского парламента в системе власти предполагает:

● верховенство законодательства (никто, кроме парламента, не должен обладать правом издавать законы, а законы выше по своей юридической силе, чем любые другие нормативные правовые акты органов власти);

● право утверждать государственный бюджет и устанавливать налоги;

● коллективную ответственность правительства перед парламентом;

● право утверждать судей;

● отсутствие других подобных конкурирующих властей.

В настоящее время участие Ее Величества королевы в законодательной деятельности сводится лишь к ритуалу открытия очередной сессии парламента, чтению тронной речи, которую готовит кабинет министров, подписанию законопроектов, чтобы формально объявить в обеих палатах о «королевском санкционировании» законов.

К сущности современного парламентаризма необходимо подходить диалектически, учитывая изменение социально–политической ситуации, исторически, прослеживая процесс формирования его функций, систем и институтов, функционально, суммируя его функции в политической системе общества и анализируя структуру парламентаризма и его правовые основы. Как правило, в переходных обществах роль парламентаризма существенно падает.


Наши рекомендации