Материально-техническое обеспечения предмета «окружающий мир»
1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»: Программа : . - М.: «Вентана-Граф, 2012 г.
2. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: «Вентана-Граф, 2013 г
3. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»: 3 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. - М.: «Вентана-Граф, 2013 г.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 классы: методика обучения. - М.: «Вентана-Граф, 2013 г
4. Гмырина И. Э. Большакова Л. В. Макарова О. В. И др. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов: Архангельск 2010
5. Морянка: Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений /под общей ред. И.Ф.Поляковой.- Архангельск, 2013
Учебно-тематическое планирование «окружающий мир – 68 часов
№ урока | Тема раздела, урока | Количество уроков | Основное содержание | Тематика практической части | Характеристика деятельности обучающихся ( УУД ) | Тематика регионального компонента | Контроль |
1. | Введение Где ты живёшь. Когда ты живёшь. «Родной край – частица России» РКМ | Всё живое на Земле существует в пространстве. В каждый момент человек находится в рамках какого-то пространства. Всё живое на Земле существует во времени. Время может быть настоящим, прошедшими будущим. Для счёта лет в истории используют специальные термины | Ориентироваться в понятии «историческое время». Понимать значение римских цифр. Определять век по записи римскими цифрами. Составлять ленту времени Обсуждать проблему существования человека в пространстве. Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | «Родной край – частица России» РКМ | |||
2. | Земля наш общий дом Природные тела и природные явления. Солнце — тело неживой природы | Тела природы можно разделить на две группы: тела живой природы, тела неживой природы. Человек наблюдает разные явления природы. Огромное тело неживой природы — Солнце. «Характеристика Солнца». Рассказ учителя о Н. Копернике | Понимать личное затруднение и обращаться за помощью к учителю. Предвидеть результат своей деятельности. Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Высказывать предположения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации. Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Оформлять информацию в виде таблицы. Обсуждать поговорки о Солнце. Рассматривать и читать схему Солнечной системы. Составлять небольшое сообщение о любой планете, используя справочную и научно-познавательную литературу. | ||||
3. | Экскурсия на водоем Родной город, село, поселок» РКМ | Экскурсия на водный объект: с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения | Экскурсияна водоем Работа с природными объектами | Описывать натуральные объекты. Наблюдать за поведением животных, человека, использованием воды. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструирует) цепи питания. Делать выводы об использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. | Родной город, село, поселок» РКМ | ||
4. | Экскурсия в лес, на луг . | Разнообразие растений родного края. Примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях луг, лес и др.). Обсуждение проблемы: почему без растений жизнь на земле была бы невозможна? Ориентирование по компасу. Знакомство с компасом | работа с компасом Экскурсияв лес, на луг Работа с природными объектами | Описывать натуральные объекты. Выполнять работу с натуральными объектами. Характеризовать растения как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями и условиями обитания растения. Работать в группе | Родной город, село, поселок» | ||
5. | Земля – планета Солнечной системы. | Солнце. Солнечная система. Планеты солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы Понятие горизонт | Работать в группе. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Делать вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводить и комментировать опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимать, что такое «сутки» и «год». Приводить примеры, доказывающие возможность/невозможность жизни человека без солнечного света. Анализировать объекты окружающего мира. Классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям. Взаимодействовать с участниками диалога. Искать нужную информацию . Предвидеть результат своей деятельности. Адекватно оценивать результаты своей деятельности. | ||||
6. | Условия жизни на Земле - тепло и свет. Р.С. Как люди осваивали Север | Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена сезонов, дня и ночи. Обсуждение результатов опытов, доказывающих роль света и тепла в жизни растений. Возникновение и развитие жизни на Земле (беседа). | Опыт Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи | Р.С. Как люди осваивали Север | |||
7. | Вода – условие жизни на Земле | Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника «Вода - среда обитания животных» Работа с рубрикой «Картинная галерея» | |||||
8. | Воздух условие жизни на Земле | Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» ( с использованием диаграммы). Загрязнители воздуха. | опыт «Свойства воздуха» | ||||
9. | Какой будет погода? «Природа и человек. Поморский календарь» РКМ | Характеристика природы. Знакомство с Поморским календарем. Обсуждение погодных условий на Севере. | «Природа и человекПоморский календарь» РКМ | ||||
10. | Как человек изучает землю Как изображают Землю. План и карта | Обсудить вопрос, как человек познает мир. Сделать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Человек наблюдал окружающий мир и использовал это для научных открытий и практической жизни. Методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. | Практическая работа «Глобус – модель Земли», работа с картой (условные обозначения и масштаб | Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. Получать информацию при работе с иллюстративным материалом. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Описываеть натуральные объекты. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. | |||
11. | Царства природы Бактерии | Бактерии — маленькие, примитивные живые существа. Особенности жизни бактерий, места их обитания | Описывать натуральные объекты. Выполнять работу с иллюстративным материалом. Понимать личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые существа на Земле самые маленькие?» Высказывать предположения о полезности/ вредности. Слушать рассказ учителя и сообщения одноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному. Кратко характеризовать особенности внешнего вида и строения грибов. Иллюстрировать свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи». | ||||
12. | Грибы Р.С. Лесные богатства области: грибы (съедобные и несъедобные). | Повторение материала 2 класса: что мы знаем о грибах. Обсуждение проблемы: чем грибы отличаются от растений? Беседа по вопросам и заданиям к статье «Какие бывают грибы». Правила сбора грибов. | Р.С. Лесные богатства области: грибы (съедобные и несъедобные). | ||||
13. | Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. | Места обитания растений на планете Земля. Примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). «Паспорт» растения по материалам экскурсии. Проблема: почему без растений жизнь на земле была бы невозможна? | Целостно, гармонично воспринимать мир. Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Владеть рассуждением, описанием, повествованием. Решать проблемные задачи. Получать информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). Вести учебный диалог, работать в группах: составлять «паспорт» растения. | ||||
14. | Разнообразие растений на Земле. «Растения и животные нашего края» РКМ | Среди растений можно выделить разные группы, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Особенности строения растений разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). | Работа с гербарием и живыми растениями | Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать с гербариями | «Растения и животные нашего края» РКМ | ||
15. | Растения – живые тела (организмы) | Повторение материала: «Тела природы». Обсуждение проблемы: что общего у растений несмотря на их разнообразие? Работа с материалом о строении растения ( разнообразие корневых систем и корней, побегов). | Опыт «Роль света и воды в жизни растений». | Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения», с текстом иллюстрациями учебника. Наблюдать и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Слушать и слышать собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. Кратко характеризовать органы растения, их значение для роста и развития, характеризовать значение органов растения. | |||
16. | Какие бывают плоды. Распространение плодов и семян | Растения можно размножать семенами. Подготавливает плакат «Распространение плодов и семян». | Сравнивать плоды растений. Приводить примеры плодов с заданными. Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Понимать, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории. Приводить примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных. | ||||
17. | Размножение растений | Растения можно размножать вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), | Работа с живыми растениями. | Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Овладевать способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. | |||
18. | Как долго живут растения. | Коллективная подготовка «кадров фильма» «Продолжительность жизни растений». Однолетние, двулетние, многолетние растения. | |||||
19. | Растения дикорастущие и культурные. | Культурные растения в жизни человека. Изготавливает книжку-самоделку «Культурные растения». | Работа с гербарными экземплярами. | Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений и объяснять их принадлежность к той или иной группе, их значение в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб - великое чудо земли». Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Анализировать и комментировать рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строить схему «Земледелие» с использованием рисунков-символов. Приводить примеры пословиц о хлебе. | |||
20. | Как возникло земледелие. Хлеб — всему голова | Что дают человеку злаки. Когда и почему возникло земледелие. Хлеб — великое чудо земли | |||||
21. | Красная книга России. Р.С. Красная книга Архангельской области | Страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Правила охраны растительного мира. Растения оранжевых страниц Красной книги вашей местности | Кратко характеризовать страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Знать правила охраны растительного мира. Называть растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале). Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Р.С. Красная книга Архангельской области | |||
22. | Проверочная работа. «Земля – наш общий дом» | Задания проверочной разноуровневой работы | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения. | Проверочная работа. | |||
23. | Животные Животные -часть природы. Роль животных в природе Разнообразие животных. | Животные — живые тела природы. Фауна — необходимая и очень важная составляющая природы. Без животных не может жить и человек. Животные связаны друг с другом как звенья одной цепи. Фауна разнообразна: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Животные различаются по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты. Книжки-самоделки «Роль животных в природе». | Самостоятельно подбирать информацию для книжки-самоделки «Роль животных в природе». Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. (групповая работа). Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать в группах: подготовка ответа на вопрос «Нужны ли человеку животные?» Работать с текстом учебника. | ||||
24. | Животное –живой организм. Как животные ориентируются, питаются. | Животные обладают умением ориентироваться в окружающем мире. Животные питаются веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных. Движения и дыхание животных разнообразны. Размножаются животные по-разному. Рассказ о поведении домашнего животного (по материалам длительных наблюдений). | Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать материалы к проекту. Работать индивидуально и в малых группах. Аргументированно отстаивать собственное мнение. Сравнивать животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицировать животных по типу питания Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» | ||||
25. | Животное –живой организм. Как животные передвигаются, дышат. | ||||||
26. | Как животные приспосабливаются к условиям жизни. | Всё поведение животного подчинено инстинктам — врождённым формам поведения. Животные по- разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др | Понимать, что всё поведение животного подчинено инстинктам - врождённым формам поведения. Кратко рассказывать о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводить примеры разнообразного поведения животных. | ||||
27. | Беспозвоночные животные | Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Они включают животных, которые живут как на суше, так и в водной среде. К ним относятся черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги. Насекомые — самая большая группа беспозвоночных животных | Участвовать в тематических обсуждениях и выражает свои предложения. Использовать элементы импровизации для решения творческих задач Приводить примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделять группу беспозвоночных животных | ||||
28. | Позвоночные животные: рыбы, земноводные. | Позвоночные животные имеют позвоночник. Это рыбы, птицы, пресмыкающиеся, земноводные и млекопитающие. Позвоночные животные отличаются внешним видом, местом обитания, особенностями поведения | Наблюдения рыб в аквариуме, черепахи, белки, хомяка (или других обитателей живого уголка), | Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Успешно осуществлять учебную деятельность. Использовать информацию для решения учебных и практических задач. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности позвоночных: внешний вид, место обитания, особенности поведения. | |||
29. | Позвоночные животные: пресмыкающиеся | ||||||
30. | Позвоночные животные: птицы | ||||||
31. | Позвоночные животные: млекопитающие | ||||||
32. | Животные и человек | Игра – беседа «Животное и человек». Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Как и почему человек одомашнил диких животных. | Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. | ||||
33. | Заповедники. «Животные нашего края» РКМ | Как человек может помочь дикой природе. Заповедники. Правила поведения в охраняемых местах и заказниках | Обсуждать информацию, отвечать на проблемные вопросы. Приводить примеры нескольких заповедников. Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения. Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Доводить дело до конца. Принимать и удерживает цель задания в процессе его выполнения | «Животные нашего края» РКМ | |||
34. | Проверочная работа. «Царства природы» | Задания комплексной проверочной разноуровневой работы | Проверочная работа | ||||
35. | Наша Родина: от Руси до России Древнерусское государство. Восточнославянские племена. | О прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Учёные установили, что потомки восточных славян — русские, украинцы и белорусы. Племена восточных славян расселялись по берегам рек | Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимать специфику каждой. Владеть рассуждением, описанием, повествованием. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Идентифицировать себя как гражданина Российской Федерации. Понимать особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея Составлять небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. Понимание ценности любой жизни. | ||||
36. | Древнерусское государство. Первые русские князья. | Возникновение Древнерусского государства. Территория и города. Правители Древне-русского государства | |||||
37. | Древнерусское государство. Князья Ярославль Мудрый и Владимир Мономах. | ||||||
38. | Московская Русь | Новое название нашей страны — Московская Русь. Становление Москвы как столицы. Иван Грозный — первый русский царь | |||||
39. | Российская империя. Правление Петра I | Образование Российской империи. Пётр I — император и человек. Деятельность Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др. | |||||
40. | Российская империя. Правление Екатерины II | Почему царицу Екатерину II назвали Великой. Деятельность царицы на благо России. Характер, интересы Екатерины Великой | |||||
41. | Российская империя. Правление Николая II | Последний российский император и его семья. Характер Николая II, особенности его правления | |||||
42. | Советская Россия. СССР. Российская Федерация | Революция 1917г. Образование Советского Союза. Распад Советского государства. Основы устройства современной России | |||||
43. | Проверочная работа по теме: «Наша Родина: от Руси до России» | Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы | Ставить учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводить дело до конца. Принимать и удерживает цель задания в процессе его выполнения | Проверочная работа | |||
44. | Как люди жили в старину. Из истории имён | Что отражают имя, отчество и фамилия человека. Как рождались имена и фамилии Особенности внешнего вида славянина. | Читать и обсуждать текст учебника. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: обсуждать былины. Слушать рассказ учителя «Имя, отчество, фамилия». В связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. Соотносить информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивать результаты своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществлять учебную деятельность. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. Понимать зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечислять особенности крестьянской избы. Приводить примеры первых каменных построек. Понимать, что защита Родины - долг славянина. Рассказывать о том, что забота о ближнем - черта славянского характера. Кратко сообщать информацию по теме «Как славяне проводили свободное время». Объяснять значение пословиц, поговорок, устаревших слов. Узнавать, и называть одежду людей разных сословий. Объяснять различия детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Слушать рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена. | ||||
45. | Какими людьми были славяне. Как выглядели. «Народы России» РКМ | Как выглядели люди в разные исторические эпохи | «Народы России » РКМ | ||||
46. | Какими людьми были славяне. Как трудились наши предки. | Труд славян в далёкой древности. Защита Родины — долг славянина. Забота о ближнем — черта славянского характера. Как славяне проводили свободное время | |||||
47. | Какие предметы окружали людей в старину. Экскурсия в краеведческий музей. | Зависимость жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Особенности крестьянской избы. Первые каменные постройки. | Экскурсия в краеведческий музей | ||||
48. | По одежке встречают. Одежда по приказу. | Одежда людей разных сословий. | |||||
49. | Русская трапеза | Особенности трапезы в городе и в сельской местности. Хлеб да вода — крестьянская еда. Богатый дом — обильная еда | Приводить примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находить репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. | ||||
50. | Верования языческой Руси. | До появления христианства славяне были язычниками. Языческие боги славян. Языческие праздники: Масленица, Ивана Купалы. | Читать и обсуждать текст учебника Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников. Слушать и слышать собеседника, вести и поддерживать диалог. | ||||
51. | Принятие христианства на Руси. | Крещение Руси. Христианские праздники: Святки, Пасха. | |||||
52. | Проверочная работа по теме : «Как люди жили в старину» | Выполнять задания проверочной разноуровневой работы | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения | Проверочная работа | |||
53. | Как трудились в старину. Что создавалось трудом крестьянина «Все профессии важны. Пути-дороги» РКМ | Крестьянский труд, зависимость от природных условий, времени года и погоды. Главные кормильцы сельского труженика. Труд мужчины и женщины, детей в крестьянской семье | Уважительно относиться к людям труда, к своей стране. соотносить информацию с имеющимися знаниями. Называть особенности крестьянского труда. Объяснять зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечислять орудия сельскохозяйственного труда. Понимать особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находить ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России. Читать и обсуждать текст учебника Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Кратко рассказывать о развитии ремёсел в России. Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей люби мой игрушке. | «Все профессии важны. Пути-дороги» РКМ | |||
54. | Труд крепостных крестьян | Крепостное право в России: что оно давало помещикам и крестьянам. Отмена крепостного права. | |||||
55. | Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло? | Что такое ремесло и кого называют ремесленником. Особенности труда ремесленника. | |||||
56. | Игрушки делать –тоже ремесло. Маленькие мастера. Народные промыслы РКМ | Развитие ремёсел в России. | Народные промыслы РКМ | ||||
57. | Что создавалось трудом ремесленника. О гончарном ремесле. | Гончарное ремесло — одно из самых древних. Значение труда гончаров. Гжельские изделия — пример таланта гончаров. | |||||
58. | Что создавалось трудом ремесленника. О труде ткачей | Ткачество, прядение, шитьё с давних времён — обязанности женщин. Этой работой женская часть семьи занималась осенью и зимой. Шили одежду для всей семьи, готовили приданое для девочек, вязали тёплые вещи | |||||
59. | Что создавалось трудом ремесленника. Русские оружейники | Изготовление оружия и защитных доспехов — древнее ремесло славян. «Оружейные» города России | |||||
60. | Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры | Значение развития промышленности. Как развивались мануфактуры, заводы и фабрики в России. Наличие полезных ископаемых — условие работы промышленных предприятий | В связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира. Описывать натуральные объекты. Выполнять работу с иллюстративным материалом. Делать вывод об эффективности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом. Показывать на карте. Составлять рассказ. Перечислять разные виды самолетов, машин и т.д. Кратко рассказывать о роли авиации, железнодорожного транспорта. | ||||
61. | Что создавалось трудом рабочего. О первых железных дорогах в России | Первая железная дорога в России. Значение железных дорог для развития страны. «День рождения» железнодорожного транспорта в России | |||||
62. | Изобретения, сделанные в XIX-XX веках О пароходе | Открытия, которые изменили жизнь человека. Первый пароход. Значение развития пароходства в России | |||||
63. | Изобретения, сделанные в XIX-XX веках. О автомобиле. | Рождение «кареты без лошади». Первый российский автомобиль. Развитие автомобилестроения в России | |||||
64. | Изобретения, сделанные в XIX-XX веках. О самолёте и аэростате. | Наблюдения природы — основа многих научных открытий. Создание летательных аппаратов в России и их разнообразие. Современные самолёты и вертолёты | |||||
65. | Изобретения, сделанные в XIX-XX веках. Время космических полётов | К.Э. Циолковский — «отец российской космонавтики». Эра космических полётов: первый искусственный спутник, первые космонавты СССР | |||||
66. | Проверочная работа по теме: «Как трудились в старину» | Выполнять задания проверочной разноуровневой работы | Ставить учебную задачу и контролировать её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения | Проверочная работа | |||
67. | Резерв | ||||||
68. | Резерв |