Методика и особенности проведения пешей экскурсии.
Методика проведения экскурсий
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы
- приемы показа
- приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов:
- по их назначению,
- времени
- месту использования и т. д.
Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории
Все методические приемы, правильное использование которых составляет одну из основ профессионального мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:
- приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);
- приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.
Классификация методических приемов
В классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы:
Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении - приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.
Приемы рассказа - это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.
Методические приемы, как было сказано ранее, делятся на общие, применяемые на всех экскурсиях независимо от того, что показывается и о чем идет рассказ; частные, присущие одному виду экскурсий (производственных, музейных, природоведческих); единичные приемы, используемые при наблюдении какого-либо одного уникального объекта (например, Храм Покрова на Нерли в летний погожий день, когда здание отражается в водной поверхности прилегающего к нему озера). Такие приемы, как правило, являются "находкой" одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные экскурсии; приемы, используемые в определенное время года, дня.
Методические приемы показа
Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, "видеть" не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.
Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта.
Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности..
Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам.
Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции
Прием локализации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.
Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения.
Прием зрительного сравнения Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.
Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое.
Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания - метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:
а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта;
б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.
Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы).
Методический прием движения. Следует различать два понятия: "движение" как признак экскурсии и "движение" как методический прием. Это разные вещи.
Методические приемы рассказа
Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.
Приемы рассказа можно разделить на две большие группы.
Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.
Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.
Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.
Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов).
Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и "действующих" в экскурсии лиц.
Прием объяснения - форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие.
Прием комментирования. Комментарий в периодической печати используется в двух видах - как толкование событий, явлений, текстов, а также в качестве рассуждений или критических замечаний о чем-нибудь, вызывающем интерес у читателей.
Прием репортажа. Репортаж является жанром журналистики, который оперативно сообщает о каком-либо событии, представляет собой информацию о том, что в данный момент происходит перед глазами репортера.
Прием цитирования. К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет).
Прием вопросов-ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации.
Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий
Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: "Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, на что похоже это здание (эта башня)? Какие приметы на местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись" и др
Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, не известные экскурсантам.
Прием словесного (литературного) монтажа.
Прием соучастия. Задача этого приема - помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия
Прием дискуссионной ситуации.. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом.
Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).
Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного человека (писателя, государственного деятеля, военачальника).
Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии
Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения.
Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений.
Особые методические приемы
Прием демонстрации наглядных пособий
В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий, включенных в "портфель экскурсовода". Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.
Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из "портфеля". Например, показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др.
Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.
24. работа с арендованным транспортом на экс маршруте ; обязанности сопровождающего
Международные автобусные туры отличаются продолжительностью, содержанием экскурсионных программ и условиями обслуживания во время поездки. С точки зрения этих факторов их можно разделить на:
-экономичные,
-стандартные,
-фирменные
- эксклюзивные.
В экономичных турах путешествие включает насыщенную экскурсионную программу, размещение в 2 и 3-звездных отелях, расположенных на окраинах городов, ночные переезды.
В стандартных турах предполагается один ночной переезд (в середине или в конце путешествия), размещение в 2 и 3-звездных отелях вблизи станций метро, разнообразные экскурсии и наличие свободного времени в крупных городах.
При реализации фирменного тура отсутствуют ночные переезды, проживание организуется в 3 и 5-звездных отелях, расположенных в центре города, предоставляется богатая экскурсионная программа и свободное время в посещаемых крупных населенных пунктах.
Эксклюзивные туры формируются на основе фирменных, однако в этом случае принимаются во внимание индивидуальные пожелания клиентов.
Поскольку автобусные туры представляют собой специфический вид туристской деятельности, где процесс непосредственно перевозки туристов тесно соприкасается с вопросами их питания, размещения и экскурсионного обслуживания, можно выделить ряд основных проблем, с которыми приходится сталкиваться турфирмам при их организации.
Прежде всего, это аренда автотранспортных средств, так как даже при наличии собственных автобусов в сезон турфирмам приходится прибегать к услугам автотранспортных предприятий. При этом в арендном договоре помимо общепринятых предложений необходимо закрепить обязанность транспортной компании, предоставляющей автобус, полностью обеспечить водителя всеми документами, о которых говорилось выше.
Серьезную проблему, связанную с обслуживанием туристов при автоперевозках, представляют утомительные ночные переезды, которые практически всегда присутствуют на маршруте в том или ином количестве (чем их больше, тем дешевле тур).
Особый аспект автобусных туров безопасность туристов. Поскольку автобус зачастую проезжает по дорогам, проходящим вне населенных пунктов, возрастает вероятность встречи в пути с террористами и грабителями. Именно поэтому водителям запрещается делать остановки на маршруте в незапланированных местах. Кроме того, в некоторых странах при переезде через такие территории организуется специальная охрана. Например, в Египте для пересечения пустыни устанавливается определенное время отправления автоколонны, сопровождаемой вооруженной охраной. Любой желающий пересечь пустынное пространство на автотранспортном средстве может присоединиться к этой колонне. Следует помнить также, что автотранспорт по статистике относится к наиболее опасному виду транспорта. В результате дорожно-транспортных происшествий получают травмы и гибнут большое количество людей. В связи с этим турфирмы должны обращать внимание своих клиентов на правила их поведения в процессе перевозки, а также уделять внимание вопроса страхования туристов.
Должностные обязанности гида (сопровождающего)
туристской группы
1. Встреча гостей:
– владение информацией о месте и времени прибытия гостей;
– иметь точный список прибывающих туристов;
– иметь табличку с названием проводимого мероприятия или города, из которого прибывает гость;
– иметь бэйдж с именем встречающего;
– бронирование транспорта для встречи гостей;
– знать точное месторасположение проживания туристов (гостиницы, отеля, турбазы и т.д.)
– иметь пропуск в гостиницу проживания туристов;
– дать вводную информацию о Республике Мордовия, городе Саранске и об объектах города;
– сопровождение гостей до местопроживания;
– информирование гостей о программе пребывания и графиком питания;
– расселение гостей по номерам и информирование их об инфраструктуре гостиницы (отеля, турбазе и т.д.);
– собрать проездные и командировочные документы для оформления;
– нести персональную ответственность за сохранение документов;
– иметь списки гостей с указанием номеров гостиницы.
2. Работа с группой:
– знать точную программу пребывания гостей;
– иметь проходные документы (списки, билеты и т.д.) на проводимые мероприятия;
– владеть информацией о традициях, истории, культуре города;
– владеть информацией о социальной инфраструктуре (больницах, аптеках, магазинах и других объектах);
– организовать подъезд транспорта к месту проживания гостей (по необходимости);
– знать точный маршрут следования до пунктов назначения;
– знать и соблюдать технику безопасности во время следования по маршруту;
– встреча гостей в гостинице (прибыть в гостиницу на 30 минут раньше до встречи);
– сопровождение гостей с первого дня пребывания, в течение всего дня и нескольких дней;
– знакомство гостей с историческими, культурными, спортивными объектами города и его инфраструктурой по маршруту следования;
– обеспечить участие гостей в организуемых для них мероприятиях, вечерах, встречах;
– обеспечить прибытие группы в столовую, кафе, ресторан в те часы, которые определены графиком питания;
– организовать посещение сувенирных магазинов (по желанию клиентов);
– информировать руководителя о заболевших гостях в группе;
– нельзя самостоятельно изменять программу и время, назначенное организаторами для посещения мероприятия;
– запрещается покидать группу в течение дня;
– сопровождение на мероприятия, не предусмотренные программой, необходимо согласование с руководством;
– обязательно сопроводить группу до местопроживания по окончании всех мероприятий;
– сверить проведение программы дня на следующий день с руководством;
– получить проходные документы (билеты и т.д.) на проводимые мероприятия на следующий день.
3. Организация отъезда:
– организовать выдачу оформленных проездных и командировочных документов;
– при выезде из гостиницы проверить возврат ключей от номера дежурному администратору;
– обеспечить транспортом (по необходимости);
– сопроводить гостей до вокзала.