Методика разработки и проведения экскурсии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Универсиада – 2019 как условие развития туристкой деятельности в г. Красноярске

Руководитель, к.п.н. доцент ___________ Н. В. Полева
Студент ____________________________ номер группы, номер зачетной книжки ___________ А. В. Котов

Красноярск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1 Методика разработки и проведения экскурсии. 4

1.1 Понятие экскурсии и экскурсионного тура. Отличие и сущность экскурсии. 4

1.2 Методика разработки экскурсии. 7

1.3 Методика проведения экскурсии. 10

2 Организация и методы исследования экскурсии. 24

2.1 Этапы проведения исследования. 24

2.2 Методы исследования. 25

3 Проектирование и проведение обзорной экскурсии по городу. 30

3.1 Проведение лекции по объектам XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске. 30

3.2 Проведение экскурсии по объектам XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске. 32

Заключение. 36

Список использованных источников. 39

ПРИЛОЖЕНИЕ А-Д. 44

ВВЕДЕНИЕ

В 2019 году всех красноярцев ждет грандиозное и масштабное событие – проведение XXIX Всемирной зимней Универсиады среди студентов всей планеты. В Красноярск планируется приезд около 50 стран, из которых приедут как гости и болельщики, так и сами спортсмены. На время проведение Всемирных студенческих зимних игр 2019 года планируется привлечь около 110 000 гостей и жителей г. Красноярска.

Любому гостю будут интересны не только игры, но и сам город, туристические его возможности. В связи с этим город остро нуждается в разработке новых интересных экскурсионных маршрутов, которые привлекли бы внимание гостей к примечательным местам города, показав всю красоту и сущность Сибири.

Цель исследования: разработать и провести экскурсию по объектам XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года, которая была бы привлекательна для жителей города Красноярск и других регионов.

Объект исследования: развитие туристской деятельности в г. Красноярске.

Предмет исследования:всемирная зимняя Универсиада – 2019 как условие развития туристкой деятельности в г. Красноярске.

Задачи исследования:

1) Проанализировать научно-методическую литературу;

2) Рассмотреть методы подготовки и проведения экскурсии;

3) Разработать и провести обзорную экскурсию.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСКУРСИИ

Методы исследования

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

В работе использованы следующие методы исследования:

1. Анализ литературных данных.

2. Анкетирование.

3. Лекция с использованием презентационного материала.

4. Эксперимент.

5. Метод математической статистике.

1) Обзор литературы – изучение работ, опубликованных российскими и зарубежными авторами по теме планируемого исследования.

Назначение обзора, в первую очередь, заключается в описании того, что было сделано по изучаемой теме к моменту проведения исследования: сформированные концепции, подходы разных авторов, текущее состояние проблемы, а также спектр нерешенных задач в данной области знания. Обзор литературы проводится с целью обозначения узкого вопроса, выбранного для исследования. В обзоре нужно обосновать необходимость проведения исследования, то есть показать, что изучение затрагиваемого в работе вопроса, с одной стороны, актуально и перспективно, а с другой, на практике, еще не проводилось или проводилось в недостаточном объеме [31].

Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературыосуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы.

2) Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты [32].

Анкетирование – одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе А. каждому лицу из группы, выбранной для А., предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты.

По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: «Что вы думаете делать после службы в армии?») и закрытые — ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные [об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе] и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер [2].

3) Слово «лекция» имеет латинский корень, от латинского «Lection» - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей, равно как и его знаменитые последователи М. В.Остроградский, В. О.Ключевской, Т. Н. Грановский [38].

ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio—чтение), форма изложения знаний через связную, б. или м. длительную речь лектора (в прежнее время читавшуюся по готовому тексту). Лекционная форма обучения преобладала в русской дореволюционной высшей школе [36].

Презентация — это документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, товара и т.п.). Цель презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов. Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления [39].

В словаре современного русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова дается такое толкование значения слова презентация: «Предъявление, представление к взысканию. Презентация векселя».

В словаре Ефремовой толкование значения слова презентация звучит так: «Публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (книги, журнала, организации и т.п.)».

На основании данных определений и технических возможностей нами были совмещены и реализованы эти способы представления экскурсии, что на наш взгляд максимально помогло приблизить условия к экскурсионным.

4) Эксперимент - (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (т. н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности науч. познания в целом. Основная цель эксперимента – выявление свойств исследуемых объектов, процессов, явлений, проверка правильности выдвинутых гипотез, проверка адекватности теории реальным условиям протекания процесса взаимодействия элементов технической системы [33].

Различают несколько видов эксперимента:

1. качественный, имеющий целью установление наличия или отсутствия предполагаемого гипотезой или теорией явления;

2. измерительный или количественный, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления;

3. особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является мысленный эксперимент – вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении;

4. социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления [32].

ЭКСПЕРИМЕНТ (от латинского experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории (так называемый решающий эксперимент) [33].

Именно по тому критерию, что эксперимент – это определенное влияние на группу людей какими-либо средствами, мы и отнесли данный этап к эксперименту. Ведь мы повлияли на данную группу экскурсионным материалом, собрав данные до экскурсии и обратную связь после проведения экскурсии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. На основе анализа научно-методической литературы определено, что экскурсия – это передвижение в пространстве, прогулка, поездка индивидуальная или же групповая, направленная на изучения конкретной темы по заранее подобранным объектам, находящихся на их естественном месте расположения, осуществляемая экскурсоводом использующего неразрывное единство показа и рассказа, которое приводит к воспитательному результату для экскурсантов, включающего в себя интеллектуальное, эмоциональное и морально-эстетическое воспитание, продолжительностью менее 24 часов без ночевки. Основное отличие от экскурсионного тура заключается в продолжительности. Экскурсией будут считать те услуги, на которые было затрачено менее 24 часов. Если экскурсия длится более суток, это будет являться экскурсионным туром. Также экскурсия ограничивается только лишь показом и рассказом и ней, в свою очередь, как в тур могут входить: размещение, перевозка, питание гостей.

2. Проанализировав источники в направлении подготовки экскурсии были выделены основные этапы:

А) Определить цель экскурсии. Необходимо правильно сформулировать цель экскурсии, от этого будет зависит подборка материала и его освещения.

Б) Выбрать тему. Тема должна прежде соответствовать цели, быть актуальной для определенной целевой аудитории и иметь потенциальный спрос.

В) Отобрать литературу и составить библиографию. В первую необходимо составить библиографию, т.е. сделать описание книг, статей, брошюр и прочего. Например, краеведческая литература необходима для нахождения конкретной информации о городе, области, крае, установления связи событий, происходивших в данной местности и пр.

Очень важный критерий при выборе литературы – материалы должны иметь достоверные сведения, обоснованные выводы и факты.

Г) Определить дополнительные источники экскурсионного материала. Помимо основной литературы и публикаций, могут быть использованы другие источники: государственные и личные архивы, экспозиции и фонды музеев, хроникально – документальные, научно – популярные, художественные, компьютерные энциклопедии, фотодокументы, ресурсы Интернет и пр. Перечень использованных материалов указывается в обязательной документации по экскурсии.

Д) Определить список экскурсионных объектов. Любая экскурсия становится привлекательнее, если будет в себе содержать достаточное количество интересных мест. Такими местами могут быть исторические сооружения, архитектурные и художественные памятники, музеи и заповедники, живописные места и достопримечательности местности.

По словам Емельянова Б.В., в классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы: приемы показа и рассказа.

1. Приемы показа включают в себя:

• приемы и способы, которые помогают усилить изучение объекта, позволяют выделить его;

• приемы и способы, позволяющие подметить происходящие изменения объекта;

• приемы и способы, которые помогают показать объект с той точки зрения, которая лежит в основе экскурсии.

2. Приемы рассказа включают в себя:

• приемы и способы, которые четко и доступно поясняют объект, его описание и его ценность;

• приемы репортажа, которые более глубже дают понять и заметить изменения рассматриваемого объекта.

Основная цель обзорной экскурсии – дать представление и о городе, и об истории края во всем ее многообразии – предопределяет широкое использование методов дедукции и индукции, прием реконструкции, прием сравнения и контраста. Экскурсия невозможна, по своей сути, без передвижения экскурсионной группы. Поэтому особое значение приобретают приемы, которые условно можно назвать моторными.

Городская обзорная экскурсия – экскурсия высокой категории сложности. Здесь требуются знания из самых разных областей истории, экономики, науки и культуры. Такая экскурсия сложна и обилием приемов, и способов показа разнообразного круга памятников. Все это диктует необходимость особо тщательного, ответственного отношения к разработке и проведению обзорной городской экскурсии. Несмотря на то, что обзорные экскурсии на протяжении многих лет проводятся во всех городах, где существует экскурсионное обслуживание, в определении целей и задач, методики проведения до сих пор нет единой, общепринятой точки зрения. Мало того, значение этого самого массового типа экскурсии, имеющего больший «удельный вес» по сравнению с другими типами экскурсий в деятельности экскурсионных организаций, еще не оценено в полной мере.

3. В начале и по завершению экскурсии было проведено анкетирование, которое помогло получить обратную связь с целью выявления положительных и отрицательных отзывов иногородних участников. На основании данного исследования мы смогли не только составить обзорную экскурсию по Красноярску, но и провести ее на группе, максимально приближенной к задуманной в рамках универсиады-2019. Также немало важным было рассмотреть имеющиеся методики составления и проведения, которые и помогли в нашей разработке. После завершающего этапа мы теперь можем на основании полученных результатов, составить более корректную и полную экскурсию в рамках универсиады-2019, что и послужит дальнейшим трудом выпускной квалификационной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пробная лекция для студентов СФУ

Пол_________

Возраст_______

Курс___________

Институт____________

1) В каком регионе вы проживали до поступления в СФУ? (Субъект, город) ___________________________________________________________________________

2) Состоите ли Вы в Штабе Универсиады СФУ__________если «да», то сколько_________

3) Занимались ли Вы волонтерской деятельность до Штаба____если «да», то сколько_____

4) Участвовали Вы в ШЭУ___________

5) Были ли Вы участником какой-либо экскурсии по Красноярску?

6) Оцените информации в Блоке «Деревня универсиады»

новизну данной информации по шкале от 1 до 10 (где 1- давно известная информация, а 10-впервые слышу)_____

интересность от 1 до 10 (где 1- вообще не интересно до скукоты скучно, а 10- захватывающеи очень познавательно)______

7) Оцените информации в Блоке «Спортивные объекты универсиады»

новизну данной информации по шкале от 1 до 10 (где 1- давно известная информация, а 10- впервые слышу)_____

интересность от 1 до 10 (где 1- вообще не интересно и скучно, а 10- захватывающеи очень познавательно)______

8) Оцените информации в Блоке «История спорта и ЗОЖ на территории Красноярского края»

новизну данной информации по шкале от 1 до 10 (где 1- давно известная информация, а 10- впервые слышу)_____

интересность от 1 до 10 (где 1- вообще не интересно и скучно, а 10- захватывающеи очень познавательно)______

9) Оцените информации в Блоке «Культурная и духовная составляющие, памятники, известные личности, исторические здания, музеи, природные объекты»

новизну данной по шкале от 1 до 10 (где 1- давно известная информация, а 10- впервые слышу)_____

интересность от 1 до 10 ( где 1- вообще не интересно и скучно, а 10- захватывающе и очень познавательно)______

10) Утомительна ли на Ваш взгляд была подача информации _____________________________________________________________________________

11) Чего Вам не хватило для полноты рассказа в данной экскурсии_____________________________________________________________________

12) Какую информацию можно было бы включить еще на Ваш взгляд _____________________________________________________________________________

13) Хотели бы Вы на основании данной информации принять участие в представленной экскурсии ____________________________________________________________________

14) Будет ли на Ваш взгляд интересна и актуальна данная информация для людей проживающих за территорией Красноярского края _________________________________

15) Согласны ли вы передвигаться по данному маршруту в течении 135-165 минут_____если «нет», то ваш вариант оптимального количества времени____________________________

16) Какую плату по Вашему мнению можно взять с экскурсантов за такого рода экскурсию а)1000р. б)2000р. в) 3000р. г) свой вариант_________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкетирование до экскурсии

ФИО_____________________________________________________________________

Пол_________

Возраст_______

Город проживания____________

Какой раз вы в Красноярске?________

1) Хотели ли Вы до этого побывать в Красноярске?______

Слышали вы ранее или читали какую-либо информацию о Красноярске (указать виды источников)_____________________________________________________

2) Какие культурные объекты, известные спортсмены, личности прославившие Красноярск, природные объекты, музеи Красноярска Вам известны, указать источник (откуда стало известно; например, друзья, соц.сети, СМИ, лектор, проект):

Культурные объекты:

А) Объект________________________Источник___________________

Б) Объект________________________Источник___________________

В) Объект________________________Источник___________________

Известные спортсмены Краснорска:

А) Спортсмен________________________Источник_______________

Б) Спортсмен________________________Источник_______________

В) Спортсмен________________________Источник_______________

Личности, прославившие Красноярск:

А) Личность________________________Источник_______________

Б) Личность________________________Источник_______________

В) Личность________________________Источник_______________

Природные объекты:

А) Объект________________________Источник_________________

Б) Объект________________________Источник_________________

В) Объект________________________Источник_________________

Музеи:

А) Музей________________________Источник_______________

Б) Музей________________________Источник_______________

В) Музей________________________Источник_______________

3) Какие спортивные объекты Красноярска (виды спорта, проводимые на них) вам известны:___________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Какого рода экскурсия вам была бы более интересна: а) История возникновения города Красноярска и его развитие; б) Объекты зимней универсиады-2019 и история спорта в городе; в) Известные памятники и деятели города; г) Природные памятники; д) Комплексная, включающая все компоненты; е) свой вариант_________________________

5) Чего вы ждете от экскурсии по объектам зимней Универсиады-2019___________________ _____________________________________________________________________________

6) Если Вы не являетесь представителем Сибирского федерального округа, оцените, насколько впечатлила Вас Сибирь по шкале от 1 до 10? (1 – вообще не впечатлила, 10 – грандиозные эмоции от красоты и могущества Сибири)_____

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

методика разработки и проведения экскурсии - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

КУРСОВАЯ РАБОТА

Универсиада – 2019 как условие развития туристкой деятельности в г. Красноярске

Руководитель, к.п.н. доцент ___________ Н. В. Полева
Студент ____________________________ номер группы, номер зачетной книжки ___________ А. В. Котов

Красноярск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1 Методика разработки и проведения экскурсии. 4

1.1 Понятие экскурсии и экскурсионного тура. Отличие и сущность экскурсии. 4

1.2 Методика разработки экскурсии. 7

1.3 Методика проведения экскурсии. 10

2 Организация и методы исследования экскурсии. 24

2.1 Этапы проведения исследования. 24

2.2 Методы исследования. 25

3 Проектирование и проведение обзорной экскурсии по городу. 30

3.1 Проведение лекции по объектам XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске. 30

3.2 Проведение экскурсии по объектам XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске. 32

Заключение. 36

Список использованных источников. 39

ПРИЛОЖЕНИЕ А-Д. 44

ВВЕДЕНИЕ

В 2019 году всех красноярцев ждет грандиозное и масштабное событие – проведение XXIX Всемирной зимней Универсиады среди студентов всей планеты. В Красноярск планируется приезд около 50 стран, из которых приедут как гости и болельщики, так и сами спортсмены. На время проведение Всемирных студенческих зимних игр 2019 года планируется привлечь около 110 000 гостей и жителей г. Красноярска.

Любому гостю будут интересны не только игры, но и сам город, туристические его возможности. В связи с этим город остро нуждается в разработке новых интересных экскурсионных маршрутов, которые привлекли бы внимание гостей к примечательным местам города, показав всю красоту и сущность Сибири.

Цель исследования: разработать и провести экскурсию по объектам XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года, которая была бы привлекательна для жителей города Красноярск и других регионов.

Объект исследования: развитие туристской деятельности в г. Красноярске.

Предмет исследования:всемирная зимняя Универсиада – 2019 как условие развития туристкой деятельности в г. Красноярске.

Задачи исследования:

1) Проанализировать научно-методическую литературу;

2) Рассмотреть методы подготовки и проведения экскурсии;

3) Разработать и провести обзорную экскурсию.

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

Наши рекомендации