Методика проведения экскурсии

По мнению Карчевской Е.Н., цель методики проведения экскурсии, заключается в том, чтобы подобрать более правильный способ усвоения материала экскурсантом. Для этого применяются определённые методические приемы. Их требуется делить по классификации: по их назначению, времени, месту использования и т.д. Одна из основных задач методических приемов – обеспечение наилучшего результата освоения знаний аудиторией.

Приемы обычно рассматриваются в нескольких аспектах:

· как наилучший из существующих способ выполнения действий;

· как средство для активного знакомства и осмотра экскурсионного объекта;

· как процесс изложение устной информации одновременно с восприятием зрительной информации.

По своему назначению методические приемы могут делиться:

· на приемы ведения экскурсии (показ и рассказ);

· на приемы, которые создают условия для эффективной экскурсии.

По назначению, приемы ведения экскурсии могут делиться на несколько групп:

· приемы для установления контакта между экскурсоводом и экскурсантами;

· приемы для привлечения устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту;

· приемы, которые закрепляют внимание к рассказу и позволяют вызвать интерес к определенным вопросам;

· приемы, которые помогают зрительно воспринять экскурсионный материал [16].

По словам Емельянова Б.В., в классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы: приемы показа и рассказа.

1. Приемы показа включают в себя:

· приемы и способы, которые помогают усилить изучение объекта, позволяют выделить его;

· приемы и способы, позволяющие подметить происходящие изменения объекта;

· приемы и способы, которые помогают показать объект с той точки зрения, которая лежит в основе экскурсии.

2. Приемы рассказа включают в себя:

· приемы и способы, которые четко и доступно поясняют объект, его описание и его ценность;

· приемы репортажа, которые более глубже дают понять и заметить изменения рассматриваемого объекта.

Кроме того, приемы делятся по месту использования на общие, частные и единичные. Общие методы применяются на всех экскурсиях, они никак не влияют на тему и цель, то, какие объекты будут показаны, не имеет значения. В отличие от них, частные приемы относят к одному конкретному виду экскурсии. При наблюдении определенного уникального объекта при необходимости может использоваться единичный прием. Как правило, такие приемы авторские, они принадлежат экскурсоводу и это может придавать собственную характерность экскурсии [12].

Самая многочисленная группа методических приемов – приемы показа. Данные приемы способствуют более легкому усвоению знаний, исследованию объекта, выделению его характерных черт, которые заметить при обычном осмотре трудно.

К таким приемам относят:

1. Прием предварительного осмотра. Данный прием применяется тогда, когда экскурсионная группа находится на месте расположения объекта. Это, в свою очередь, первый этап изучения объекта. На этом этапе экскурсанты самостоятельно знакомятся с рассматриваемым объектом, экскурсовод дает лишь вступительное слово, которое может направить группу.

2. Прием панорамного показа. Данный прием является следующим этапом, когда группа наблюдает вид местности объекта. Отличительная черта приема заключается в том, что экскурсанты могут наблюдать полную картину, получив несколько объектов в поле зрения.

3. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Цель приема заключается в том, чтобы с помощью рассказа восстановить в первоначальный вид объекта. Происходит это с помощью зрительных впечатлений экскурсионной группы.

4. Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей.

5. Прием локализации событий. Цель приема – обратить внимание группы на конкретное место/территорию объекта, чтобы его выделить с одной из сторон.

6. Прием абстрагирования. Данный прием помогает из целого объекта выделить какую-либо конкретную часть для глубокого ее изучения. Таким образом можно раскрыть одну из подтем.

7. Прием зрительного сравнения. Цель приема заключается в зрительном сравнении частей объекта между собой. Данный прием также способствует более глубокому анализу и наблюдению.

8. Прием интеграции (прием восстановления, восполнения). В отличие от предыдущего приема, служит для объединения отдельных частей объекта, воссоздание его в целое. Прием достаточно подходящий для того, чтобы свести все подмеченные особенности воедино.

9. Прием зрительной аналогии. Суть данного метода – сравнение объекта:

а) с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта;

б) с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации.

10. Прием переключения внимания. Для лучшего понимания объекта, экскурсовод может предложить перенести внимание на другой объект. Например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы.

11. Методический прием движения. Для наилучшего исследования экскурсионного объекта, экскурсовод может предложить передвигаться группе по объекту. Данный прием может придавать особое значение объекту, когда авторы экскурсии хотели показать динамику определённого события, прошедшего на этом объекте.

12. Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных.

Методические приемы рассказа служат для того, чтобы более увлекательно предоставить информацию о фактах, примерах или событиях, чтобы экскурсионная группа могла образно представить то, что пытается донести экскурсовод.

Приемы рассказа можно классифицируют на:

· приемы, способствующие формированию информации, ее структурированию и запоминанию экскурсантами относят к первой группе. Эти приемы влияют на формы рассказа;

· приемы характеристики, объяснения, вопросов - ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Такие приемы помогают обратить внимание на более мелкие детали.

В целом выделяют несколько приемов рассказа:

1. Прием экскурсионной справки. Прием характерен тем, что способен давать краткие справки, данные о каком-либо объекте. Например, это может быть дата постройки, авторы проекта и др. Аналогично приему существует путевая экскурсионная информация.

2. Прием описания. Цель данного приема – правильно описать объект по внешним данным, для того, чтобы отобразить его в сознании каждого экскурсанта.

3. Прием характеристики используется для описания объекта на основе его отличительных свойств и качеств.

4. Прием объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно - экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.

5. Прием комментирования. Комментарий в периодической печати используется в двух видах – как толкование событий, явлений, текстов, а также в качестве рассуждений или критических замечаний о чем - нибудь, вызывающем интерес у читателей.

6. Прием репортажа. Репортаж является жанром журналистики, который оперативно сообщает о каком - либо событии, представляет собой информацию о том, что в данный момент происходит перед глазами репортера. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле их зрения (например, о движущемся конвейере, где происходит сборка автомобилей).

7. Прием цитирования. Цитата – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи - либо слова (прямая речь). К цитированию прибегают для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени.

8. Прием вопросов - ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Вопросы можно разделить на несколько видов: а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме; б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего - либо в форме вопроса; в) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты.

9. Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий.

10. Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: «Подумайте, почему этот памятник так назван?» и др.

11. Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, не известные экскурсантам.

12. Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати.

13. Прием соучастия. Задача этого приема – помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия.

14. Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию.

15. Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).

16. Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного человека (писателя, государственного деятеля, военачальника).

17. Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленные экскурсоводом вопросы.

18. Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому некоторые методисты называют его «приемом освежающего отступления». Его задача снять усталость.

19. Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам. В рассказе используется также методический прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному.

20. Климактерический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументы, затем – более значительные и, наконец, самые интересные.

21. Антиклимактерический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе – с более значительных по своему содержанию и архитектуре объектов.

Помимо методических приемов показа и рассказа, на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимает прием, делающий экскурсию более документальной, доказательной. Например, вводится в качестве дополнительного эпизода - встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий и др. При этом должна обеспечиваться документальность выступлений участников событий. Фактический материал, который они используют, тщательно выверяется. Для этой работы привлекаются материалы музеев, архивов и научных учреждений, печатные источники.

Иногда в экскурсиях используется прием исследования. Например, глубина колодца определяется при помощи горящего листа бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем далекое дно, глубина ущелья измеряется брошенным камешком.

Прием исследования способствует активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками, чаще он используется в экскурсиях с детьми и подростками [12].

По результатам исследований Карчевской Е.Н., в методических пособиях по экскурсионному делу называются и другие приемы: использования цифр и фактов; логического доказательства; взаимодействия интересов; ретроспективы; использования пословиц и поговорок, художественной литературы. Все они не могут быть названы методическими приемами ведения экскурсии из - за отсутствия необходимых для этого признаков [16].

Основная цель обзорной экскурсии – дать представление и о городе, и об истории края во всем ее многообразии – предопределяет широкое использование методов дедукции и индукции, прием реконструкции, прием сравнения и контраста. Экскурсия невозможна, по своей сути, без передвижения экскурсионной группы. Поэтому особое значение приобретают приемы, которые условно можно назвать моторными.

Городская обзорная экскурсия – экскурсия высокой категории сложности. Здесь требуются знания из самых разных областей истории, экономики, науки и культуры. Такая экскурсия сложна и обилием приемов, и способов показа разнообразного круга памятников. Все это диктует необходимость особо тщательного, ответственного отношения к разработке и проведению обзорной городской экскурсии. Несмотря на то, что обзорные экскурсии на протяжении многих лет проводятся во всех городах, где существует экскурсионное обслуживание, в определении целей и задач, методики проведения до сих пор нет единой, общепринятой точки зрения. Мало того, значение этого самого массового типа экскурсии, имеющего больший «удельный вес» по сравнению с другими типами экскурсий в деятельности экскурсионных организаций, еще не оценено в полной мере.

Тематику городских экскурсий определяют характерные черты развития города, его прошлое и настоящее. В городах, имеющих давнюю историю, памятники освободительной борьбы и военно-исторического прошлого, богатые научные и культурные традиции, выдающиеся архитектурные сооружения, развитую индустрию, тематика экскурсий шире и разнообразнее, чем в небольших городах или городах-новостройках. Одна экскурсия по Суздалю, например, может с достаточной полнотой познакомить с этим замечательным заповедником древнерусской архитектуры. Нужно ли убеждать, что для углубленного знакомства, например, с Петербургом одной экскурсии недостаточно. В настоящее время список городских экскурсий по Петербургу насчитывает более 30 тем.

Таким образом, никакого стандарта в тематике экскурсий, одинаково годных для всех городов, не существует. Критерий здесь может быть только один – экскурсии в своей совокупности должны отражать наиболее существенные стороны жизни города, его истории и современного состояния. Еще более важен вопрос о типологии экскурсий.

Городские экскурсии можно разделить на три типа:

1. Тематическая экскурсия посвящается определенной конкретной теме и предполагает углубленное знакомство с ней путем показа максимального количества объектов, относящихся к теме, и привлечения необходимого дополнительного материала. Примерами тематических экскурсий могут служить экскурсии: «Пушкин и Петербург», «По улицам старого города Александровск-Грушевского».

2. Несколько иной характер имеют обзорные одноплановые экскурсии. В них раскрывается одна из сторон истории или современной жизни города и на наиболее типичных примерах выявляется содержание экскурсии. Так, экскурсия «Ростов театральный» или «Ростов кинематографический» – пример обзорных одноплановых экскурсий. Она включает обширный материал с древнейших времен до наших дней, объединенный общностью темы, но преподносимый по причине большого количества экскурсионных объектов обзорно.

Между первым и вторым типом городских обзорных экскурсий подчас нелегко провести границу.

3. Третьим типом экскурсии является обзорная многоплановая экскурсия. Она дает общее представление о городе, знакомит экскурсантов с его архитектурным обликом, историей, достопримечательностями, промышленным развитием, наукой, искусством и т. д. В отличие от тематических и обзорных одно плановых экскурсий, отличающихся разнообразием и множественностью, многоплановая экскурсия, как правило, разрабатывается одна для каждого города. Это и понятно, ибо ее цель – представить экскурсантам город как исторически сложившийся комплекс. В каждом городе она может носить свое название (например «Город Шахты: страницы летописи»), но круг рассматриваемых вопросов, основные принципы построения, методика проведения обзорной экскурсии по всем городам одинаковы.

Каждый из названных типов экскурсий имеет свою специфику, свои особенности подготовки и проведения. Наибольшую сложность представляет разработка и организация городской обзорной многоплановой экскурсии.

Для экскурсантов она обычно представляет наибольший интерес, так как позволяет за короткий срок ознакомиться с основными страницами истории города, своеобразием его современного облика. В этом и состоит первая и главная трудность разработки и проведения экскурсии.

В каждой экскурсии экскурсовод должен добиваться того, чтобы связь между историей и сегодняшним днем жизни города была естественной и органичной. Эта связь призвана служить более глубокому осмыслению теоретических положений и наиболее правильному подходу к решению современных практических задач.

Экскурсоводу необходимо хорошо знать и уметь доводить до слушателей наиболее современную интерпретацию всех проблем и вопросов, поднимаемых в экскурсии, иметь свою определенную позицию и убедительно ее отстаивать.

Заключительным этапом выбора методических приемов является оформление методической разработки экскурсии. Методическая разработка − это основной документ экскурсии, который является составляющей технологической карты экскурсии. В методической разработке указывается последовательность и продолжительность демонстрации экскурсионных объектов, наглядных пособий; указываются и описываются методические приемы показа и рассказа; излагаются организационные указания по ведению экскурсии, по дифференцированному подходу к группам экскурсантов [34].

На основании вышеизложенного, с целью разработки обзорной экскурсии по городу, среди приемов показа и рассказа можно выделить более подходящие способы проведения экскурсии:

1. Прием предварительного осмотра. Данный прием применяется тогда, когда экскурсионная группа находится на месте расположения объекта. Это, в свою очередь, первый этап изучения объекта. На этом этапе экскурсанты самостоятельно знакомятся с рассматриваемым объектом, экскурсовод дает лишь вступительное слово, которое может направить группу.

2. Прием панорамного показа. Данный прием является следующим этапом, когда группа наблюдает вид местности объекта. Отличительная черта приема заключается в том, что экскурсанты могут наблюдать полную картину, получив несколько объектов в поле зрения.

3. Прием локализации событий. Цель приема – обратить внимание группы на конкретное место/территорию объекта, чтобы его выделить с одной из сторон.

4. Прием абстрагирования. Данный прием помогает из целого объекта выделить какую-либо конкретную часть для глубокого ее изучения. Таким образом можно раскрыть одну из под тем.

5. Прием зрительного сравнения. Цель приема заключается в зрительном сравнении частей объекта между собой. Данный прием также способствует более глубокому анализу и наблюдению.

6. Методический прием движения. Для наилучшего исследования экскурсионного объекта, экскурсовод может предложить передвигаться группе по объекту. Данный прием может придавать особое значение объекту, когда авторы экскурсии хотели показать динамику определённого события, прошедшего на этом объекте.

7. Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных.

8. Прием экскурсионной справки. Прием характерен тем, что способен давать краткие справки, данные о каком-либо объекте. Например, это может быть дата постройки, авторы проекта и др. Аналогично приему существует путевая экскурсионная информация.

9. Прием описания. Цель данного приема – правильно описать объект по внешним данным, для того, чтобы отобразить его в сознании каждого экскурсанта.

10. Прием характеристики используется для описания объекта на основе его отличительных свойств и качеств.

11. Прием объяснения – форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно - экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.

12. Прием вопросов - ответов. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Вопросы можно разделить на несколько видов: а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме; б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего - либо в форме вопроса; в) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты.

13. Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий.

14. Прием заданий, используемый в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: «Подумайте, почему этот памятник так назван?» и др.

15. Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, не известные экскурсантам.


Наши рекомендации