Раздел 5. Взаимодействие фольклора и литературы

Фольклор и литература как разные художественные системы. Уровни взаимодействия литературы и фольклора. Различное состояние связей литературы с фольклором во многом зависит от степени и эстетической специфики соотношения индивидуального начала с коллективным

Древнерусская литература и фольклор: воздействие фольклора как фактор самобытности литературы. Периоды развития в отношении древней литературы и фольклора. Влияние литературы на фольклор. Сатирические повести ХVII в. и фольклор.

Литература ХVIII в. и фольклор. Проблемы национального самосознания и обращение к фольклору. Реформа русского стиха и влияние фольклора. Фольклор и массовая книга.

Литература ХIХ – начала ХХ вв. и фольклор. Романтизм и фольклор. Реализм и фольклор. Индивидуально-творческое использование фольклора писателями: В. Жуковский, А.Пушкин, А.Вельтман, В.Одоевский, А.Погорельский, А.Кольцов, М.Лермонтов, Н.Гоголь, Н.Некрасов, М.Салтыков-Щедрин, Л.Толстой, Н.Лесков и др.

Литература и фольклор в ХХ в. Переживание увлечение фольклором (не только русским, но и международным) писателей «серебряного века», принципы фольклорной стилизации у А.Блока, С.Есенина, А.Белого, М.Цветаевой, Н.Гумилева, С.Городницкого и др. Следование традициям народного искусства в жанрах сказа, сказки, поэмы: фольклор в творчестве И.Бунина, А.Ремизова, П.Бажова, М.Горького, А.Толстого, А.Твардовского, М.Шолохова и др. Роль фольклора в зарождении и формировании младописьменных литератур на территории России и бывшего СССР. Фольклор и современный литературный процесс.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1 (2 часа).

Мифы народов мира.

1. Что вы узнали в статье Е.М.Мелетинского о мифе и мифологическом сознании, как вы определите различия поздних и архаических мифологических систем?

2. Найти аналогии (образы и сюжеты) в мифах Китая, Индии, Руси и других мифологиях и объяснить причину этих аналогий.

3. Используя «Мифологический словарь» и «Мифы народов мира»:

а) расскажите самое главное о каждом из представленных мифологических героев;

б) объясните, по какому принципу сгруппированы герои мифов разных народов;

в) назовите, какие функции эти персонажи выполняют.

Гефест – Ильмаринен – Тлепш – Курдалагон.

Мауи – Гермес – Сырдон – Локи – Кутх (Ворон).

Осирис – Христос – Дионис.

Зевс – Перун – Тор.

Орфей – Садко – Давид – Вяйнемяйнен.

ЛИТЕРАТУРА

Мифологический словарь / под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991.

Мифы народов мира: В 2 т. / под ред. С.А.Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1980.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Целью этого практического занятия является знакомство с наиболее авторитетными справочно-научными изданиями по проблемам мифологии (ознакомление с которыми предполагает их дальнейшее самостоятельное использование); репродуктивно-творческое повторение некоторых основополагающих моментов, связанных с усвоением лекционной темы «Миф и мифологическое сознание»; расширение представлений о более или менее знакомой древнегреческой и древнеримской мифологии знанием о мифологиях других народов мира (на основе представлений о типологии фольклорно-мифологических явлений) и самостоятельное применение полученных сведений в ходе анализа цепочек имен мифологических героев по функциям.

1. Для того, чтобы ответить на первый вопрос, нужно ознакомиться со статьей Е.М.Мелетинского, расположенной в конце «Мифологического словаря», или со статьей Е.М.Мелетинского и С.А.Токарева, расположенной в начале 1 тома энциклопедии «Мифы народов мира», где изложены основные принципы мифа и мифологического мировоззрения.

2. Чтобы ответить на второй вопрос, надо проявить творческий подход: необходимо обратить внимание на словарные статьи из энциклопедии «Мифы народов мира»: «Китайская мифология», «Индийская мифология», «Славянская мифология», «Потоп», «Космогонические мифы», «Солярные мифы», «Древо мировое» и найти там мифологические сюжеты, мотивы, образы разных народов, которые были бы похожи друг на друга.

3. Для ответа на третий вопрос нужно сопоставить всех названных в цепочке мифологических персонажей и обозначить объединяющую их функцию, используя такие понятия, как «культурный герой», «трикстер», «демиург» и т.д. Кроме этого, надо попытаться определить, какой из героев относиться к более ранней стадии мифотворчества, какой к более поздней, указать признаки этого. Может быть, в некоторых случаях студенты смогут увидеть более глубокие, нежели функции персонажей, аналогии.

Практическое занятие № 2 (4 часа)

Наши рекомендации