Словарь древнерусских терминов

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

Группы Народы
Западные славяне Чехи, поляки, словаки, лужицкие сербы
Южные славяне   Болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийские мусульмане
Восточные славяне Русские, украинцы, белорусы

РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Союзы племен Толкование этнонима Место расселения Главный город
Поляне Живущие в полях В среднем течении Днепра Киев
Древляне Живущие в деревах К югу от реки Припять Искоростень
Дреговичи Живущие в дрягвах, болотах Между реками Припять и Двина Туров, Пинск
Полочане По реч­ке, впадающей в Двину, по имени Полота По реке Двине Полоцк
Кривичи   Истоки Волги, Днепра и Двины Смоленск
Словене (ильменские славяне) «И прозвашася своим именем» У озера Ильмень и по р. Волхов Новгород
Радимичи два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко По р. Сож и Десна  
Вятичи По р. Ока  
Северяне К северу от полян, давших им это имя По р. Сейм, Десна, Сула Новгород-Северский
Уличи Сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; вот почему греки называли их "Великая Скифь" По р. Днестр  
Тиверцы Между реками Днестр и Прут Пересечен
Волыняне (Бужане) Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне По р. Буг Владимир Волынский
Белые хорваты   Закарпатье Ужгород

СЛАВЯНСКИЕ БОЖЕСТВА

РОД Бог, отвечавший за единство и продолжение рода; также верховное божество неба и земли, распоряжался стихиями: солнцем, дождем, гро­зой, водой
ПЕРУН Бог грома и грозы, войны и оружия, возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного военного элемента общества. Изображался в виде старца с бородой
СТРИБОГ Бог неба, повелевал ветрами
ДАЖЬБОГ Бог - податель благ, опекун имущества. Воз­можно, считался богом-покровителем древнерусского этноса. Сын Сварога
СВАРОГ Бог огня
ХОРС Бог солнца
СИМАРГЛ Бог почвы, податель влаги на поля - разно­видность богов плодородия
МОКОШЬ Женское божество, олицетворяла, видимо, женское начало в хозяйстве. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе

НИЗШИЕ БОЖЕСТВА

ВЕЛЕС Бог богатства, покровитель домашних животных
УПЫРИ Вампиры, оборотни, олицетворявшие зло. Налитый кро­вью мертвец, нападающий на животных и людей по ночам, убивающий их, иногда высасывает их кровь
БЕРЕГИНИ Духи – помощницы человека
РОЖАНИЦЫ Низшие божества, связанные с рождением детей  
РУСАЛКИ Как правило вредоносные суще­ства, в которых превращаются умершие девушки (утопленницы). Иногда выходят на землю из воды. Встречных могут защекотать или увлечь и воду.

А также домовой, овинник, банник, полевик, леший, водяной…

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

Даты Князь Заслуги  
862-879 IX век Рюрик Основание ü Легендарный основатель («норманнская теория») Российского государства ü Объединение северных племен (словене, кривичи, чудь, меря, весь) ü Синеус, Трувор (возможно, братья) ü Олег Веший, Игорь (сын)  
879-912 IX-Х века Олег Объединение всех по пути из варяг в греки ü Объединение северных племен и поход на Киев ü Киев становится столицей (Аскольд и Дир убиты) ü Войны с противниками Руси (хазары, Византия) ü Договоры с Византией (907, 911 гг.) ü Аскольд, Дир (дружинники, киевские властители)
912-945 Игорь Налоги ü Походы на Каспий (943-944) и на Византию (941-944) ü Установил полюдье (сбор дани) ü Убит древлянами за превышение нормы сбора дани ü Княгиня Ольга (жена) ü Свенельд (дружинник) ü Роман I Лакапина (император Византии)
945-964 Х век Ольга Упорядочение налогов ü Установление погостов (мест сбора дани) и уроков (норм сбора) ü Лично крестилась в Византии (955?) ü Константин Багрянородный ü (император Византии)
964-972 Х век Святослав Борьба с врагами ü 966-967 гг. – Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарского каганата ü 967-969 гг. – поход на Византию; перенос столицы в Переяславец на Дунае ü 969 г. – защита Киева от первого нашествия печенегов (смерть Ольги) ü 970-971 гг. – новый поход на Византию, битва при Доростоле ü 972 г. – смерть от рук печенегов ü Иоанн I Цимисхий (император Византии)
972-980 Х век Ярополк (усобицы) ü Олег и Владимир Святославичи
980-1015 Х-ХI века Владимир (Красное Солнышко-Святой) Гос. религия ü 980 г. – поход на Киев из Новгорода; взял Полоцк (Рогнеда); ü 980 г. – 1-ая рел. Реформа – языческий пантеон (Перун) ü 988 г. – крещение Руси (огнем и мечом) ü Богатырские заставы ü Начало распространения христианства (996 г. – 1ая книга) ü 998 г. – нашествие венгров ü Рогнеда, Анна (жены) ü Путятя (дружина) ü Добрыня (дядя Владимира, дружина) ü Кирилл, Мефодий
1015-1019 ХI век Междоусобицы    
1019-1054 ХI век Ярослав Мудрый Законы ü Прекращение междоусобиц ü Развитие культуры (1036, 1045 – Софийские соборы в Киеве и Новгороде: каменное строительство, фрески, мозаики, иконы, книгописание (библиотеки, школы, в т.ч. для девочек), литургия; мораль) ü Первый русский митрополит (Илларион; «Слово о Законе и Благодати») ü Установление первых законов («Русская правда») ü Борьба с печенегами (1036 г. – окончательный разгром) ü Неудачный поход на Византию ü Династические браки (Норвегия, Англия, Франция, Венгрия, Польша) ü Раздел Русской земли между 6 сыновьями ü Митрополит Илларион
1054-1072 ХI век Изяслав Ярославичи (сыновья Ярослава Мудрого)   ü Ярослав Осмомысл (галицкий князь)
1072-1079 ХI век Святослав 1073 г. – Изборник Святослава Развитие «Русской правды» и феодального землевладения
1079-1093 ХI век Всеволод  
1093-1113 ХI-ХII века Святополк Изяславич ü Усобицы ü 1097 г. – Любечский съезд князей («каждый владеет отчиной своей») ü Междоусобицы ü 1103, 1107, 1111 – походы против половцев, организованные Мономахом ü Рюрик и Давид, князья, ослепившие Василько Теребовльского ü Олег «Гориславич» Черниговский ü Владимир Монома
1113-1125 ХII век Владимир Мономах Последние князья, при которых было достигнуто единство Руси Развитие «Русской правды» и феодального землевладения ü Юрий Долгорукий, ü Нестор («Повесть временных лет»), Сильвестр
1125-1132 ХII век Мстислав Великий ü Юрий Долгорукий  



РУССКАЯ ПРАВДА

Сборник феодальных законов состоит из двух частей. Первая, до статьи 47 включительно, "Суд Ярославль Володимеричь" (годы княжения 1019-1054), и вторая часть со статьи 48 "Устав Володимерь Всеволодовича [Мономаха]" (годы княжения 1113-1125). Наряду с характеристикой уже вполне сложившихся феодальных отношений в Киевской Руси памятник дает четкое представление об основных разрядах феодально зависимых людей, привилегированном положении феодалов -"княжих мужей" и бояр, устройстве их вотчин (владений), об усилении княжеской власти.

В то же время памятник свидетельствует о довольно высоком уровне развития в Киевской Руси денежного хозяйства, торговли, купеческого и ростовщического капитала, городской жизни.

Извлечения из памятника взяты из издания: Тихомиров М.Н. "Пособие для изучения "Русской Правды"", М., 1953.

ЗАДАНИЕ

Прочитайте текст "Русской Правды". Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие статьи документа говорят о повинностях крестьян в пользу феодала? В чем заключаются эти повинности?

2. О каких видах зависимости крестьян от феодала говорится в "Русской Правде"?

3. Определите по документу источники холопства.

4. Докажите, что "Русская Правда" охраняла имущество феодалов.

5. Какие статьи закона охраняли жизнь княжеских слуг? Какой вывод из этого следует?

6. Чьи интересы защищала "Русская Правда"? Подтвердите содержанием статей документа.

7. Почему купцы не нуждались в свидетелях при даче денег в долг?

8. Почему статья 46 о нефиксированных доходах действовала лишь до 1113 года, а после была введена статья 49?

9. Что нового о жизни Киевской Руси Вы узнали из этого документа?

10. В чем историческое значение "Русской Правды"?

СТАТЬИ "РУССКОЙ ПРАВДЫ"

Об убийстве

Статья 3. Если убьют огнищанина (управителя), разбойнически напав на него, а местные крестьяне не будут искать убийцу, то виру (штраф) платит вся вервь (община), на земле которой найдено тело убитого - 80 гривен; в случае убийства людина (простолюдина) платить виру князю в 40 гривен.

Статья 4. Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров, то виновника следует убить "во пса место" (как собаку). Так же следует поступать и при убийстве тиуна.

Статья 10. За убийство княжеского тиуна платить 80 гривен.

Статья 11. За убийство княжеского старосты, распоряжавшегося сельскими работами, штраф 12 гривен, а за рядовича - 5 гривен.

Статья 12. А за ремесленника и ремесленницу, то 12 гривен.

Статья 13. За убийство смерда или холопа штраф 5 гривен.

О закупе

Статья 52. Если закуп убежит от своего господина, не расплатившись с ним, то становится его холопом; если же он пойдет на заработки открыто (с разрешения своего господина) или пойдет к князю и судьям с жалобой на господина, то за это не превращать его в холопа, но дать ему суд.

Статья 54. Если господский скот украдут из закрытого хлева, то закуп за это не отвечает; но если кража произойдет в поле, или закуп не загонит скот и не запрет дверь, где ему господин прикажет, или погубит господский скот, обрабатывая свой надел, то обязан заплатить господину.

Статья 56. Если у господина пашенный закуп погубит своего коня, то за это он не платит господину; но если господин дал закупу плуг и борону, за что взыскивает с него купу, то за их утрату закуп должен платить господину; если же господин пошлет закупа на свою работу (барщину) и господское имущество пропадет в его отсутствие без вины закупа, то он за это не отвечает.

О смерде

Статья 85. Если смерд умрет (не имея сыновей), то все его имущество идет к князю; если у него (смерда) будут малолетние дочери, то выделить им часть имущества; если же его дочери замужем, то не выделять им ничего.

Статья 86. Если же умрет боярин или дружинник, то имущество не идет к князю; если у них не будет сыновей, то пусть их имущество возьмут дочери.

О холопстве

Статья 102. Холопство [бывает] трех видов: если кто купит свободного человека (хотя бы за полгривны, поставив свидетелей), а пошлину (княжескому судье) заплатит в присутствии самого холопа.

Статья 103. А второе холопство: кто женится на рабыне без договора (с ее господином), женится ли с договором, то как договорятся, так пусть и будет.

Статья 104. А вот третье холопство: кто станет (у господина) слугой без договора, если же с договором, то как срядятся, так пусть и будет.

О торговле

Статья 43. Если кредитор предъявит иск о денежном долге, а ответчик начнет отпираться, то заимодавец должен выставить на суде свидетелей сделки, и если те принесут клятву в пользу кредитора, то он получит свои деньги; должник, не возвращавший деньги в течение многих лет должен кроме того уплатить заимодавцу за обиду три гривны.

Статья 44. Если же купец купцу даст деньги на торговлю, то ему для возвращения долга свидетели для заключения сделки не нужны, а для получения долга, если должник начнет отпираться, достаточно принести клятву.

О процентах

Статья 46. Если кто даст другому деньги за проценты, мед или хлеб за надбавку, то сделку следует заключать при свидетелях, и как заимодавец при них договорился с должником, так он и получает (до 1113 года).

Статья 49. Если же ростовщик взимает с должника по 10 кун за год с гривны, то это не запрещается (после 1113 года).

ЧАСТЬ 1.

К событиям X в.

1) полюдье; 2) уроки; 3) монастырь; 4) дружина; 5) погосты; 6) крещение.

Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «варяги», «полюдье», «путь из варяг в греки», называется ______________.

Ответ: ___________________________.

ЧАСТЬ 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника.

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами 'собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

Группы Народы
Западные славяне Чехи, поляки, словаки, лужицкие сербы
Южные славяне   Болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийские мусульмане
Восточные славяне Русские, украинцы, белорусы

РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Союзы племен Толкование этнонима Место расселения Главный город
Поляне Живущие в полях В среднем течении Днепра Киев
Древляне Живущие в деревах К югу от реки Припять Искоростень
Дреговичи Живущие в дрягвах, болотах Между реками Припять и Двина Туров, Пинск
Полочане По реч­ке, впадающей в Двину, по имени Полота По реке Двине Полоцк
Кривичи   Истоки Волги, Днепра и Двины Смоленск
Словене (ильменские славяне) «И прозвашася своим именем» У озера Ильмень и по р. Волхов Новгород
Радимичи два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко По р. Сож и Десна  
Вятичи По р. Ока  
Северяне К северу от полян, давших им это имя По р. Сейм, Десна, Сула Новгород-Северский
Уличи Сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; вот почему греки называли их "Великая Скифь" По р. Днестр  
Тиверцы Между реками Днестр и Прут Пересечен
Волыняне (Бужане) Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне По р. Буг Владимир Волынский
Белые хорваты   Закарпатье Ужгород

СЛАВЯНСКИЕ БОЖЕСТВА

РОД Бог, отвечавший за единство и продолжение рода; также верховное божество неба и земли, распоряжался стихиями: солнцем, дождем, гро­зой, водой
ПЕРУН Бог грома и грозы, войны и оружия, возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного военного элемента общества. Изображался в виде старца с бородой
СТРИБОГ Бог неба, повелевал ветрами
ДАЖЬБОГ Бог - податель благ, опекун имущества. Воз­можно, считался богом-покровителем древнерусского этноса. Сын Сварога
СВАРОГ Бог огня
ХОРС Бог солнца
СИМАРГЛ Бог почвы, податель влаги на поля - разно­видность богов плодородия
МОКОШЬ Женское божество, олицетворяла, видимо, женское начало в хозяйстве. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе

НИЗШИЕ БОЖЕСТВА

ВЕЛЕС Бог богатства, покровитель домашних животных
УПЫРИ Вампиры, оборотни, олицетворявшие зло. Налитый кро­вью мертвец, нападающий на животных и людей по ночам, убивающий их, иногда высасывает их кровь
БЕРЕГИНИ Духи – помощницы человека
РОЖАНИЦЫ Низшие божества, связанные с рождением детей  
РУСАЛКИ Как правило вредоносные суще­ства, в которых превращаются умершие девушки (утопленницы). Иногда выходят на землю из воды. Встречных могут защекотать или увлечь и воду.

А также домовой, овинник, банник, полевик, леший, водяной…

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

Даты Князь Заслуги  
862-879 IX век Рюрик Основание ü Легендарный основатель («норманнская теория») Российского государства ü Объединение северных племен (словене, кривичи, чудь, меря, весь) ü Синеус, Трувор (возможно, братья) ü Олег Веший, Игорь (сын)  
879-912 IX-Х века Олег Объединение всех по пути из варяг в греки ü Объединение северных племен и поход на Киев ü Киев становится столицей (Аскольд и Дир убиты) ü Войны с противниками Руси (хазары, Византия) ü Договоры с Византией (907, 911 гг.) ü Аскольд, Дир (дружинники, киевские властители)
912-945 Игорь Налоги ü Походы на Каспий (943-944) и на Византию (941-944) ü Установил полюдье (сбор дани) ü Убит древлянами за превышение нормы сбора дани ü Княгиня Ольга (жена) ü Свенельд (дружинник) ü Роман I Лакапина (император Византии)
945-964 Х век Ольга Упорядочение налогов ü Установление погостов (мест сбора дани) и уроков (норм сбора) ü Лично крестилась в Византии (955?) ü Константин Багрянородный ü (император Византии)
964-972 Х век Святослав Борьба с врагами ü 966-967 гг. – Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарского каганата ü 967-969 гг. – поход на Византию; перенос столицы в Переяславец на Дунае ü 969 г. – защита Киева от первого нашествия печенегов (смерть Ольги) ü 970-971 гг. – новый поход на Византию, битва при Доростоле ü 972 г. – смерть от рук печенегов ü Иоанн I Цимисхий (император Византии)
972-980 Х век Ярополк (усобицы) ü Олег и Владимир Святославичи
980-1015 Х-ХI века Владимир (Красное Солнышко-Святой) Гос. религия ü 980 г. – поход на Киев из Новгорода; взял Полоцк (Рогнеда); ü 980 г. – 1-ая рел. Реформа – языческий пантеон (Перун) ü 988 г. – крещение Руси (огнем и мечом) ü Богатырские заставы ü Начало распространения христианства (996 г. – 1ая книга) ü 998 г. – нашествие венгров ü Рогнеда, Анна (жены) ü Путятя (дружина) ü Добрыня (дядя Владимира, дружина) ü Кирилл, Мефодий
1015-1019 ХI век Междоусобицы    
1019-1054 ХI век Ярослав Мудрый Законы ü Прекращение междоусобиц ü Развитие культуры (1036, 1045 – Софийские соборы в Киеве и Новгороде: каменное строительство, фрески, мозаики, иконы, книгописание (библиотеки, школы, в т.ч. для девочек), литургия; мораль) ü Первый русский митрополит (Илларион; «Слово о Законе и Благодати») ü Установление первых законов («Русская правда») ü Борьба с печенегами (1036 г. – окончательный разгром) ü Неудачный поход на Византию ü Династические браки (Норвегия, Англия, Франция, Венгрия, Польша) ü Раздел Русской земли между 6 сыновьями ü Митрополит Илларион
1054-1072 ХI век Изяслав Ярославичи (сыновья Ярослава Мудрого)   ü Ярослав Осмомысл (галицкий князь)
1072-1079 ХI век Святослав 1073 г. – Изборник Святослава Развитие «Русской правды» и феодального землевладения
1079-1093 ХI век Всеволод  
1093-1113 ХI-ХII века Святополк Изяславич ü Усобицы ü 1097 г. – Любечский съезд князей («каждый владеет отчиной своей») ü Междоусобицы ü 1103, 1107, 1111 – походы против половцев, организованные Мономахом ü Рюрик и Давид, князья, ослепившие Василько Теребовльского ü Олег «Гориславич» Черниговский ü Владимир Монома
1113-1125 ХII век Владимир Мономах Последние князья, при которых было достигнуто единство Руси Развитие «Русской правды» и феодального землевладения ü Юрий Долгорукий, ü Нестор («Повесть временных лет»), Сильвестр
1125-1132 ХII век Мстислав Великий ü Юрий Долгорукий  

РУССКАЯ ПРАВДА

Сборник феодальных законов состоит из двух частей. Первая, до статьи 47 включительно, "Суд Ярославль Володимеричь" (годы княжения 1019-1054), и вторая часть со статьи 48 "Устав Володимерь Всеволодовича [Мономаха]" (годы княжения 1113-1125). Наряду с характеристикой уже вполне сложившихся феодальных отношений в Киевской Руси памятник дает четкое представление об основных разрядах феодально зависимых людей, привилегированном положении феодалов -"княжих мужей" и бояр, устройстве их вотчин (владений), об усилении княжеской власти.

В то же время памятник свидетельствует о довольно высоком уровне развития в Киевской Руси денежного хозяйства, торговли, купеческого и ростовщического капитала, городской жизни.

Извлечения из памятника взяты из издания: Тихомиров М.Н. "Пособие для изучения "Русской Правды"", М., 1953.

СЛОВАРЬ ДРЕВНЕРУССКИХ ТЕРМИНОВ

смерд - крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом

закупы - крестьяне-смерды, попавшие в кабалу к феодалу; они брали у феодала ссуду зерном, деньгами и т.д., за это отрабатывали барщину, платили оброк

холоп - разорившийся человек, который продавал себя господину за деньги при свидетелях

огнищанин - управляющий всем хозяйством князя

подъездной - сборщик причитающихся князю поступлений (оброка и дани)

рядович- человек, отдавшийся феодалу в кабалу по договору

тиун - управитель господского дома, исполнитель княжеских заданий

вервь - община

вира - штраф

гривна - денежная единица Киевской Руси, состояла из 50 кун; на одну гривну можно было купить одного вола

ЗАДАНИЕ

Прочитайте текст "Русской Правды". Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие статьи документа говорят о повинностях крестьян в пользу феодала? В чем заключаются эти повинности?

2. О каких видах зависимости крестьян от феодала говорится в "Русской Правде"?

3. Определите по документу источники холопства.

4. Докажите, что "Русская Правда" охраняла имущество феодалов.

5. Какие статьи закона охраняли жизнь княжеских слуг? Какой вывод из этого следует?

6. Чьи интересы защищала "Русская Правда"? Подтвердите содержанием статей документа.

7. Почему купцы не нуждались в свидетелях при даче денег в долг?

8. Почему статья 46 о нефиксированных доходах действовала лишь до 1113 года, а после была введена статья 49?

9. Что нового о жизни Киевской Руси Вы узнали из этого документа?

10. В чем историческое значение "Русской Правды"?

СТАТЬИ "РУССКОЙ ПРАВДЫ"

Об убийстве

Статья 3. Если убьют огнищанина (управителя), разбойнически напав на него, а местные крестьяне не будут искать убийцу, то виру (штраф) платит вся вервь (община), на земле которой найдено тело убитого - 80 гривен; в случае убийства людина (простолюдина) платить виру князю в 40 гривен.

Статья 4. Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров, то виновника следует убить "во пса место" (как собаку). Так же следует поступать и при убийстве тиуна.

Статья 10. За убийство княжеского тиуна платить 80 гривен.

Статья 11. За убийство княжеского старосты, распоряжавшегося сельскими работами, штраф 12 гривен, а за рядовича - 5 гривен.

Статья 12. А за ремесленника и ремесленницу, то 12 гривен.

Статья 13. За убийство смерда или холопа штраф 5 гривен.

О закупе

Статья 52. Если закуп убежит от своего господина, не расплатившись с ним, то становится его холопом; если же он пойдет на заработки открыто (с разрешения своего господина) или пойдет к князю и судьям с жалобой на господина, то за это не превращать его в холопа, но дать ему суд.

Статья 54. Если господский скот украдут из закрытого хлева, то закуп за это не отвечает; но если кража произойдет в поле, или закуп не загонит скот и не запрет дверь, где ему господин прикажет, или погубит господский скот, обрабатывая свой надел, то обязан заплатить господину.

Статья 56. Если у господина пашенный закуп погубит своего коня, то за это он не платит господину; но если господин дал закупу плуг и борону, за что взыскивает с него купу, то за их утрату закуп должен платить господину; если же господин пошлет закупа на свою работу (барщину) и господское имущество пропадет в его отсутствие без вины закупа, то он за это не отвечает.

О смерде

Статья 85. Если смерд умрет (не имея сыновей), то все его имущество идет к князю; если у него (смерда) будут малолетние дочери, то выделить им часть имущества; если же его дочери замужем, то не выделять им ничего.

Статья 86. Если же умрет боярин или дружинник, то имущество не идет к князю; если у них не будет сыновей, то пусть их имущество возьмут дочери.

О холопстве

Статья 102. Холопство [бывает] трех видов: если кто купит свободного человека (хотя бы за полгривны, поставив свидетелей), а пошлину (княжескому судье) заплатит в присутствии самого холопа.

Статья 103. А второе холопство: кто женится на рабыне без договора (с ее господином), женится ли с договором, то как договорятся, так пусть и будет.

Статья 104. А вот третье холопство: кто станет (у господина) слугой без договора, если же с договором, то как срядятся, так пусть и будет.

О торговле

Статья 43. Если кредитор предъявит иск о денежном долге, а ответчик начнет отпираться, то заимодавец должен выставить на суде свидетелей сделки, и если те принесут клятву в пользу кредитора, то он получит свои деньги; должник, не возвращавший деньги в течение многих лет должен кроме того уплатить заимодавцу за обиду три гривны.

Статья 44. Если же купец купцу даст деньги на торговлю, то ему для возвращения долга свидетели для заключения сделки не нужны, а для получения долга, если должник начнет отпираться, достаточно принести клятву.

О процентах

Статья 46. Если кто даст другому деньги за проценты, мед или хлеб за надбавку, то сделку следует заключать при свидетелях, и как заимодавец при них договорился с должником, так он и получает (до 1113 года).

Статья 49. Если же ростовщик взимает с должника по 10 кун за год с гривны, то это не запрещается (после 1113 года).


Наши рекомендации