ТЕМА 9. Источники по истории России ХIХ – начала ХХ в.
ПЛАН
1.Особенности эволюции источников ХIХ – начала ХХ в.
2.Законодательные акты.
3.Делопроизводственная документация.
4.Статистические источники.
5.Политические сочинения и публицистика. Документы оппозиционных и революционных организаций и партий.
6.Периодика.
7.Мемуаристика и эпистолярия.
1.В течение этого периода произошли эпохальные изменения во всех сферах жизни общества.
· Окончательно оформляется капиталистический уклад. Этот процесс идёт одновременно с разложением крепостнической системы и приводит ко всестороннему кризису в 1850-1860-х гг.
· Одновременно нарастает социальная напряженность, и правительство осуществляет «революцию сверху».
· После реформ 1860-1870-х гг. начинает существенно меняться социальная структура общества, а отсюда неизбежно вытекало изменение органов управления: возникли государственные учреждения и общественные институты нового типа – общественно-политические, хозяйственные и культурные.
· В этот период зародились и развивались антикрепостнические, либеральные, революционно-демократические общества, организации и партии.
· Высочайшего уровня достигла русская культура.
Эти черты повлияли на характер эволюции исторических источников и обусловили количественный рост разнообразных письменных источников:
1) существенно изменились и по содержанию и по форме законодательные материалы и делопроизводственная документация (в том числе банков, частных хозяйств и предприятий); отложился крупный комплекс источников по внешней политике;
2) в ХIХ в. начался новый этап собирания и обработки статистических материалов, причём не только официально-правительственных, но и земских, общественных;
3) развитие оппозиционного и революционного движения привело к тому, что отложилась богатая документация политических организаций и партий, а также материалы политических процессов;
4) источники передают и борьбу крестьянства (жалобы, наказы, материалы карательных экспедиций);
5) превращаются в целую систему периодические издания, центральные и местные;
6) резкое увеличение дворянской и разночинской интеллигенции способствовало бурному развитию общественно-политической мысли; это привело к расцвету жанра политических сочинений и публицистики;
7) важными историческими источниками становятся научные сочинения и литературные произведения;
8) количественно выросли и источники личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);
9) многие группы и разновидности источников, особенно делопроизводственные и статистические, приобретают черты массовых источников.
Законодательные акты
Как говорилось выше, попытки кодификации законов в ХVIII в. закончились безрезультатно. В ХIХ в. новое законодательство также не было составлено. При Николае I осуществили мероприятие паллиативного характера – решили ограничиться новой систематической публикацией законодательства. Этим занималось специально созданное II Отделение С.Е.И.В. Канцелярии. Было подготовлено и в 1830 г. издано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах (I-е собрание). Это издание и сейчас остаётся наиболее полной публикацией законодательных актов с 1649 по 1825 гг. В конце ХIХ в. Было предпринято Второе Собрание ПСЗ (54 тома). Сюда вошли законодательные акты, принятые в 1825- 1880 гг. Третье Собрание (33 тома) осталось незавершённым: в нём содержатся законодательные акты с 1881 по 1913 годы. Но практическое, ежедневное использование этого огромного собрания затруднено, поэтому тогда же, в 1830-х гг. был подготовлен и издан более краткий вариант – «Свод законов Российской империи» в 15 томах. В него вошли важнейшие действующие законодательные акты ХVIII – первой четверти ХIХ в. Есть и другое отличие. В ПСЗ акты издавались в хронологической последовательности, а для СЗ был принят тематический принцип публикации.
При анализе законодательных актов как источников необходимо руководствоваться следующими принципами и приёмами. Право законодательной инициативы по-прежнему принадлежало царю. Не изменилась принципиально ситуация и после создания Государственной думы в 1906 г. Никакой строго определённой процедуры обсуждения законопроектов не было, они могли разрабатываться различными ведомствами. Иногда этим занимались специально созданные совещания, комиссии, комитеты. Любые нововведения обычно рассматривались долго, но для заведомо непопулярных законов делались исключения. Примером может служить история принятия нового Свода Основных государственных законов, который был подготовлен в начале 1906 года. Правительство не хотело обсуждать его на заседаниях I Государственной думы, созыв которой был назначен на май, поэтому в апреле быстро утвердило новую редакцию Свода.
Обязательным в анализе источников является рассмотрение вариантов законопроектов. Это позволяет более точно истолковать направленность закона, интересы отдельных общественных групп. Характерны в этом отношении законопроекты, представленные в период подготовки Крестьянской реформы 1861 г. помещиками разных регионов России: способы и условия проведения реформы в этих законопроектах существенно отличались друг от друга.
Одним из основных методов анализа законодательных актов является литературно-критический. Почему он необходим? Во-первых, правительство намеренно вуалировало цели своего законодательства. Вторая причина связана с языком законов: он архаичен, многие формулировки восходили к ХVIII веку. Язык законов – казённо-канцелярский, многие из них нуждаются в переводе с казённого на русский.
Необходимо учитывать также, что существовал большой разрыв между утверждением закона и сроком введения его в действие, причём законы часто распространялись на ограниченную территорию. Например, во время проведения судебной реформы судебные уставы были утверждены в ноябре 1864 г., но срок введения их в действие не определялся. Ввели их в 1866 г., причём только в Петербургском и Московском округах; в остальных губерниях судебные уставы вводились до 1896 г., в разное время, и к 1875 году на их основе работали суды лишь в 33-х губерниях Европейской России.
В ХХ веке появилась новая разновидность законодательного акта – закон. После учреждения Государственной думы впервые было дано толкование слова «закон» и процедуры его утверждения.
Существенные изменения произошли и в оформлении документов внешней политики. В силу большой юридической значимости международные договоры имели строго определённый формуляр. Они вступали в силу после их ратификации царём. На рубеже ХIХ – ХХ в. происходит эволюция содержания международных актов: всё более важное место в них занимают финансово-экономические проблемы, вопросы разграничения сфер влияния, военно-политического и экономического.
Документы делопроизводства
Эволюция делопроизводства в ХIХ – начале ХХ в. имела свои особенности:
- повысилась роль делопроизводства в связи с развитием и расширением управленческих функций государственного аппарата;
- возникла новая сфера делопроизводства – частнокапиталистических предприятий и объединений;
- в ХIХ в. выросли общественные потребности в информации и обмене информацией. Документы всё чаще стали воспроизводить механическим способом. Появились различные типографские бланки со штампом учреждения и определённым текстом, в который нужно было лишь вписать отдельные слова и фразы.
По происхождению всё делопроизводство ХIХ – начала ХХ в. делится на 3 основных комплекса:
1) документация государственных учреждений;
2) документация частных хозяйств и предприятий, банков и монополистических объединений;
3) документация общественных и политических организаций. Но следует помнить о том, что документы частных предприятий и политических организаций могут входить в систему материалов государственных учреждений (например, документы оппозиционных организаций содержатся в фондах Министерства внутренних дел – Департамента полиции – Охранного отделения).
Статистические источники
В ХIХ в. произошёл качественный перелом в развитии статистики – переход от описательного характера к цифровому освещению основных явлений. Была сформирована постоянная статистическая служба, развивались разнообразные формы статистических исследований. Поэтому статистическая практика стала особым направлением в деятельности государственного аппарата. То же самое происходило и в органах местного самоуправления, предпринимательских организациях, научных обществах. Параллельно шло развитие статистической науки, её обеспечение математическим аппаратом.
Но в статистическом учёте ХIХ в. был один существенный недостаток – он был разрозненным. При МВД были учреждены Центральный статистический комитет /ЦСК/ и Статистический Совет. Окончательно они были оформлены в 1863 г. Тем не менее в стране не было единой государственной статистики. Кроме ЦСК статистические работы вели различные министерства, земства, органы городского самоуправления, предпринимательские союзы, научные общества. Статистика, вышедшая из разных ведомств, имела свои характерные черты. Поэтому нужно обратить внимание на методику и технику сбора сведений. В ХIХ в. сведения собирали двумя основными способами: 1) организация экспедиций, в которых участвовали специально подготовленные люди; 2) анкетный способ, когда информация давалась владельцами предприятий, добровольными корреспондентами, администраторами и чинами полиции. Конечно, большую достоверность и точность информации обеспечивал первый способ.
Среди всех статистических источников наиболее предпочтительны переписи. Они давали самую обширную и достоверную информацию. Первая всеобщая перепись населения России была проведена в январе 1897 г. Она охватывала значительную часть жителей империи. Данные переписи были опубликованы в виде общеимперской сводки и в 89 выпусках по отдельным губерниям, областям, четырём городам и острову Сахалин. Значительный интерес представляют разработки сведений о распределении населения (и специально рабочих и прислуги) по занятиям и месту рождения. Это давало возможность изучать миграцию населения.
Для историков-аграрников большой интерес представляют другие переписи, осуществлённые Статистическим комитетом: регулярно собираемые данные о посевах и сборах хлебов и материалы специальных земельных и сельскохозяйственных переписей. Были проведены также три переписи землевладения /1877, 1887, 1905 гг./, материалы которых позволили сделать вывод о заметной деградации помещичьего хозяйства. ЦСК занимался также сбором данных о численности скота, об обеспечении крестьянских и частновладельческих хозяйств орудиями и машинами.
В условиях первой мировой войны, в 1916 г. была проведена Первая всеобщая сельскохозяйственная перепись с целью выяснить продовольственные возможности страны. С обследованием торопились, поэтому программа переписи была узкой, – в неё не попали важные социальные вопросы, касавшиеся положения крестьянства. В 1917 г. перепись была проведена повторно, уже после Февральской революции. Круг задач переписи был расширен в связи со сложной социально-политической обстановкой после Февраля. Впервые в истории русской статистики соединили обследование хозяйств с поземельным учетом, т.е. учетом главным образом пустующих помещичьих земель. Наличие именно этой категории земель было главной основой крестьянского недовольства.
Наряду с переписями историки высоко ставят и ценят материалы земской статистики. По объему, детальности и точности данных земские обследования можно поставить рядом с самыми крупными мировыми образцами хозяйственной статистики того времени – германскими и американскими. А по широте поставленных в них социально-экономических проблем, по оригинальности приемов наблюдения и обработки материалов земские переписи даже совершеннее иностранных. Конечно, земские переписи велись, в первую очередь, для практических, хозяйственных целей. Но не менее важно другое. В земствах служила по преимуществу демократически настроенная интеллигенция, многие были под влиянием народнических идей, а то и участниками народнических организаций, поэтому земцы специально изучали общие социально-экономические условия народного быта, в частности, общинного быта. Земские обследования содержат сведения о развитии крестьянских и помещичьих хозяйств, о кустарных промыслах, о состоянии фабрично-заводской промышленности, о труде и быте рабочих. Итоги земских обследований публиковались в различных изданиях.