Смутное время начала xvii века как ключевой период истории россии

Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Вепренцева Т.А.

Тульский государственный университет

Смута – период истории России конца XVI и начала XVII веков, характеризующийся общенациональным кризисом, затронувшим все сферы общественной жизни.

После смерти в 1584 году Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович. Началась борьба за власть внутри страны. Такая ситуация вызвала не только внутренние противоречия, но и усиленные попытки внешних сил ликвидировать государственную самостоятельность России. Основными причинами смутного времени являются: экономический кризис (дожди и ранние заморозки, которые 3 года подряд уничтожали урожай, в следствии чего, крестьянское хозяйство потеряло свою устойчивость; голод, который длился с 1601 – 1603 гг.), династический кризис (т. е. прекращение династии Рюриковичей из-за гибели царевича Дмитрия в Угличе в 1591 году), кризис власти (борьба за власть между боярскими группировками и возникновением самозванцев Лжедмитрия I и Лжедмитрия II) и социальный кризис (он заключался в социальном протесте против закрепощения).

В июне 1605 года польское войско во главе с Лжедмитрием I вступило в Москву. Но царствовал он не долго, так как 17 мая 1606 года боярские заговорщики под предводительством Василия Шуйского схватили и убили царя. Через трое суток его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши. А летом 1606 года начались новые возмущения народных масс под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которые закончились только к 30 июня 1607 года. Болотников был казнён. Это была первая крестьянская война в истории. Также огромную роль в ухудшении ситуации сыграло вторжение польских (под предводительством Сигизмунда III) и шведских войск. В сентябре 1609 года Речь Посполитая объявило войну России. А в 1611 году шведские отряды вторглись и захватили Новгород и всё русское побережье Финского залива.

Таким образом события данного периода привели к глобальной хозяйственной разрухе и обнищанию страны. К концу смутного времени царило страшное разорение и запустение страны, усиление бегства населения из центра в окраины. И не менее важно то, что все выше перечисленное послужило ослаблению военного потенциала страны. Но с другой стороны, роль народа в изгнании польско-шведских интервентов и становление новой династии сплотили общество, в следствии чего, наблюдался подъем самосознания народа и оформление идеи религиозно-национального единства страны.




Степанова И.С.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В УЧЕНИИ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

Научный руководитель: канд. юрид. наук, доц. Горячева Е.М.

Тульский государственный университет

В эпоху Возрождения появляются новые концепции государства и права, которые базировались не на религиозных воззрениях, а на положении естественного характера прав человека, на его земных интересах и потребностях. Большой интерес представляют труды Никколо Макиавелли, который стал первым теоретиком, заложившим основы политико-правовой идеологии Нового времени. Какие же проблемы поднимает в своих произведениях Макиавелли?

Государство есть отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь – в презрение. Цель государства – безопасность личности и незыблемость собственности. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности – блага свободы, цель и основа прочности государства. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй. Знать отличается от народа, при этом она является неизбежной и нужной частью государства. Свободное государство основывается на компромиссах народа и знати. Ненарушимость законов обеспечивает общественную безопасность, а тем самым спокойствия народа. Во всех государствах основой власти являются хорошие законы и хорошее войско. Мудрые государи имеют собственное, а не наёмное войско. Существует три формы государственного правления – монархия, аристократия и демократия. Но ни одна из них не существует в чистом виде. Смешанная форма правления придаёт государству стабильность и устойчивость. Религия – важное средство поддержания политики, которая воздействует на умы и нравы людей. Любое государство Макиавелли представляет как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Он впервые учёл мотивы специальной психологии, как важный факт политики.

Учение Макиавелли актуально и сегодня. В трудах мыслителя можно найти ответы на вопросы, которые и сейчас очень важны: Как управлять государством? Как устраивать армию? Какими должны быть законы? Как процветать? Естественно все эти проблемы в современных государствах уже отработаны. Однако, чтобы понять что есть государство теперь, нужно найти ответ на вопрос – каким оно было? В этом нам и помогают труды Никколо Макиавелли.

Тишакина М.И.

Наши рекомендации