ТЕМА 8. Источники по истории России ХVIII века

ПЛАН. 1.Особенности источников ХVIII в.

2.Законодательные акты.

3.Делопроизводственная документация.

4.Политические сочинения и публицистика.

5.Экономико-географические и статистические описания.

6.Печать.

7.Мемуаристика и эпистолярия.

1.ХVIII век открыл новую эпоху российской истории, которая характеризуется динамизмом, крутыми переменами во всех областях жизни общества, формированием новой системы ценностей. Вместе с тем общественное развитие было весьма противоречивым. С одной стороны – мощный экономический рывок, начало формирования капиталистического уклада; изменение международного положения России, выход из международной изоляции, превращение России в великую державу; развитие личностного начала, громадный рывок в культуре, обретение ею светского характера, развитие науки, разработка на русской почве идей Просвещения. С другой стороны – укрепление самодержавной власти, утверждение абсолютизма; укрепление первенствующей роли дворянства как опоры абсолютизма; усиление крепостничества.

Все эти явления стали основой эволюции исторических источников. Утверждение абсолютизма, развитие бюрократического аппарата власти, усложнение и упорядочение системы властных органов привели к появлению новых форм делопроизводства. Вместо столбцов (свитков) к середине ХVIII в. чётко вырисовывается система журналов и протоколов. В течение ХVIII века были созданы огромные фонды делопроизводственной переписки и отчётного материала.

На протяжении века значительная часть дворян была приобщена к государственной службе. Это стимулировало развитие культуры. Появились массовые переводы иностранной литературы, зародились периодические издания (газеты и журналы), развивалась общественная, философская мысль, что привело к расцвету жанра публицистики и политических сочинений. Быстро развивались мемуаристика и переписка. Важными историческими источниками становятся научные сочинения и литературные произведения.

Законодательные акты

В ХVIII веке в структуре и функциях центральных и местных органов произошли существенные изменения. Реальностью стала абсолютистская власть, сложился бюрократический аппарат власти и управления, суда, полицейского надзора и сыска. Церковь утратила автономию и превратилась в часть бюрократического аппарата. Всё это отразилось на законодательных материалах.

Петр Первый и его наследники верили во всесилие государства, в его способность с помощью добротных законов привести страну к процветанию, воспитать дворянство и народ. Отсюда – целый поток указов, регламентов, наставлений по всем вопросам.

Классификация законодательных актов ХVIII в. – дело довольно трудное. Они издавались под разными названиями: манифесты, указы, регламенты, инструкции, положения, наказы, жалованные грамоты и др. При этом название не всегда соответствовало содержанию акта и его значению. Например, под одним названием издавались акты (указы), которые устанавливали новые правовые нормы, и акты, связанные с применением предшествующих норм. Это было в тех случаях, когда старые нормы распространяли на новые категории населения или на новые территории. И даже распоряжения чисто исполнительного характера тоже называли указами.

За весь ХVIII век было издано около 10 тыс. законодательных актов. Среди них важное место занимают манифесты. Их издавали по поводу важнейших событий политической жизни (объявление войны и мира, восшествие на трон, изменения в структуре органов власти и управления, подавление народных выступлений и т.п.). Манифесты печатались массовым для того времени тиражом, объявлялись населению после литургии в храмах и, конечно, были важным средством идеологического воздействия. В манифестах, изданных в связи с восшествием на престол или с победой в войне, обычно содержались пожалования всем подданным или отдельным сословиям.

Другая группа законодательных актов представлена указами. Они делились на три категории: именные, объявленные из Сената и сенатские. Именные указы – это распоряжения и приказы императора, которые направлялись Сенату для исполнения. Указы, объявленные из Сената – это тоже распоряжения императора, на основании которых Сенат составлял текст указа и обнародовал его. Сенатский указ – постановление Сената по общему или конкретному вопросу от имени самого Сената. Указы существенно различались по содержанию и значению. Одни устанавливали новые юридические нормы, которые имели силу закона, или отменяли старые нормы права, следовательно, они имели нормативный характер и по своему значению не уступали манифестам. Другие указы были связаны с распространением на новые окраины общерусского законодательства, учреждений и чинов. Примерами могут служить Указ 1722 г. о создании Малороссийской коллегии, Указ 1764 г. об упразднении на Украине гетманства, Указ 1783 г. о распространении крепостного права на Левобережную и Новослободскую Украину.

Историки обычно изучают документы, связанные с подготовкой того или иного указа – проекты, записки, замечания, мнения, что важно для выяснения политики правительства, позиций отдельных учреждений, лиц, групп и т.д.

Следующую разновидность законодательных актов представляют регламенты. Это очень обстоятельные документы. Они определяли структуру, функции, штаты, задачи, методы и формы работы различных органов власти и управления, их иерархию, права и обязанности должностных лиц, порядок делопроизводства, финансирования и т.д.

Четвёртую группу законодательных актов составляют учреждения и уставы, которые устанавливали принципы и характер деятельности местных органов власти (например, «Учреждение для управления губерний» 1775 г.). Пятую группу составляют жалованные грамоты (например, Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г., в которых изложен весь набор привилегий).

Особую группу составляют акты по вопросам внешней политики (трактаты, конвенции, договоры с другими государствами). От предшествующих они отличаются по форме и содержанию: обстоятельно изложены и аргументированы условия и обязательства обеих сторон. Эти акты содержат приложения: карты, протоколы и секретные статьи, например, секретные статьи Георгиевского трактата 1783 г. о русской поддержке действий Ираклия II по объединению всех грузинских земель.

Итак, в ХVIII веке создано великое множество законодательных актов, и это обусловило необходимость их кодификации, тем более, что Соборное Уложение 1649 г. безнадёжно устарело. Попытки кодификации предпринимались многократно и Петром Первым, и Елизаветой Петровной, и Екатериной Второй, которая с этой целью созвала даже представительное учреждение – Уложенную комиссию в 1767 году, но все они оказались безуспешными.

Наши рекомендации