Тема 28 . Русская культура 60-90-х гг. ХVIII века.

Общая характеристика.

Социально-исторические условия.

1.1.1.Развитиекультуры Екатерининской эпохи проходило под влиянием идей Просвещения (подробнее см. тему 23 Внутренняя политика 60-90-х гг. Просвещенный абсолютизм.). В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, к проблемам предназначения человека, его естественных прав и его внесословной ценности. Это способствовало бурному развитию общественно-политической мысли и росту ее влияния на все социокультурные процессы.

1.1.2. Рост международного авторитета России, активная внешняя политика способствовали укреплению культурных связей России с Западной Европой.

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.

2.1 Идеи Просвещения в России.Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.

2.1.1.Наиболее широко было распространеныидеиумеренного Просвещения,сторонницей которых были сама Екатерина II, признававшая в личных записях благотворность возможного освобождения крестьян, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, издававшая журнал Пчела, инициировавшая создание в 1766 г. Вольного экономического общества.

Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И.И. Бецкой (Бецкий), а также А.П. Сумароков и др.

Представители этого направления ставили на первое место просвещение дворянства и народа, как необходимое условия подготовки введения просвещенным монархом свобод.

2.1.2.Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики просветитель Н.И. Новиков. В издаваемых им сатирических журналах Трутень и Живописец Новиков высмеивал не абстрактные пороки человека, а социальные порядки и конкретных лиц. Общее направление его сатиры отражает получивший широкую известность эпиграф Трутня: Они работают, а вы их труд ядите. В 1792 г. Новиков за связи с прусским масонами был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 г.

К этому направлению историки относят Я.П. Козельского, а также Г.Коробьина, А.Маслова, И.Жеребцова, И.Чупрова, А.Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковым Екатерину.

2.2.За рамки идей Просвещения вышел А.Н. Радищев,не веривший в то, что даже просвещенный монарх добровольно отдаст хотя бы часть своей власти. В его произведениях Путешествие из Петербурга в Москву (1790), Беседа о том, что есть сын Отечества, Вольность и др. впервые в истории русской общественной мысли наряду с критикой самодержавия и крепостничества прозвучал призыв к их насильственному ниспровержению. Радищев за свои идеи был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь. Позже, под воздействием известий о революционном терроре во Франции он отказавшись от идеи насилия, а в 1802 г. покончил с собой.

2.3.С позиций консервативного дворянства критиковал Екатерину IIМ.М. Щербатов(Путешествие в землю Офирскую и др.),считавший, что отмена крепостного праваприведет к экономической разрухе и падению российского государства. Щербатов видел идеал государственности в дворянской олигархической монархии. По его мнению , самовластная императрица ущемляет права дворянства, выдавая дворянские титулы представителям низших сословий.

2.4.На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения,религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И.В. Лопухин и Н.И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.

ОБРАЗОВАНИЕ

3.1. Государственная политика в области образования. В Екатерининскую эпоху тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II, стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать новой породы людей. В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.

3.2. Книжное дело.Важную роль в распространении грамотности и развитии образования сыграла книгоиздательская деятельность, заметно расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией государства. Большую роль в его развитии сыграл русский просветитель Н.И. Новиков. В его типографиях издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. Российской грамматики М.В. Ломоносова, заменившей устаревшую Грамматику М. Смотрицкого.

Наши рекомендации